Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гитарное исполнительство Восточного Оренбуржья в настоящее время (XX век)




       Деление гитарного искусства в регионе на два периода, где границей служит вступление в новый век, достаточно условно, многие процессы, явления перетекают через эту границу (например, фестивалю «Бабье лето», походящему возле Орска, 32 года. Традиционно фестиваль радует слушателей гитарной музыкой). Однако есть и существенная разница между периодами.

       В новом веке гитарная жизнь в Орске продолжается. Гитара – самый популярный инструмент в музыкальных школах и многочисленных студиях и кружках.

       Педагоги музыкальных школ и их ученики – частые гости концертных площадок. Некоторые из них занимаются композицией, принимают участие в областном фестивале «Нотная тетрадь». Дипломантами этого форума талантов в разные годы становились А. Карандеев, О. Нецветаева, А. Иванов.

       В феврале 2010 года при ДШИ № 4 (на тот момент директором был В. Туркин) прошел I городской фестиваль среди учащихся детских школ искусств «Виват, гитара!». В нем приняли участие более 20 юных гитаристов со всего Восточного Оренбуржья, которые участвовали в номинациях «Солисты» и «Ансамбли гитар». Мастер-класс провел и выступил с концертом на фестивале российский гитарист, композитор и педагог из г. Аша Челябинской области Олег Киселев. Дипломантам фестиваля вручали эксклюзивный подарок – три выпуска «Сборника пьес для 6-струнной гитары». Эти сборники совместно составлены и выпущены небольшим тиражом А. Ивановым и А. Орловым в 2010 г. и включают около 40 оригинальных пьес, обработок и переложений для гитары орских авторов (В. Мельника, Е. Петрова, О.Нецветаевой, А. Карандеева и др.).

       Еще через два года, в 2012 году в городе на той же базе прошел II открытый фестиваль-конкурс «Виват, гитара!». Он представил зрителю 18 солистов, 4 дуэта и 3 трио гитаристов. В жюри фестиваля был заслуженный артист РФ, заслуженный деятель ВМО, профессор, композитор, гитарист из Челябинска Виктор Козлов. По окончании фестиваля он провел мастер-класс и дал концерт авторской музыки.

       В феврале 2014 года в Орске состоялся третий фестиваль, подаривший музыкальному Оренбуржью новые имена. В 2016 году – четвёртый. Лауреатом в старшей возрастной категории стал П. Бижанов, выпускник А. М. Вольшонка в ОКИ. Теперь фестиваль имеет статус областного.

       В феврале 2016 года четвертый фестиваль собрал полный зал ДШИ № 4. К сожалению, в 2018 году фестиваль не состоится, он запланирован на 2019-й в рамках конкурса исполнителей им Е. Куревлёва.

       Группа преподавателей (А. Вольшонок, Ю. Чебоненко) и студентов Оки посетила мастер-классы, организованные в Оренбурге Ж. Давлеткиреевым. Состоялось общение с мастерами – Илларионовым, Домогацким, Маметкулеевым, Дервоедом.

       Большой подарок для нашего региона – возвращение в 2017 г. на родину после большого пути замечательного музыканта, новотроичанина, ученика А. М. Брехова – М. Одеркова.

       Михаил Одерков обучался в студии при Дворце Металлургов в Новотроицке с 1995 по 1997 год. В первое посещение студии (привёл отец) Александр Михайлович Брехов играл переложение песен группы «Битлз», и юношу привлекла некоторая свобода в исполнении произведения. Брехов преподносил своим ученикам музыку в сплаве с поэзией. Вообще Михаил отмечает оригинальный подход учителя к исполняемому: не анализ, расщепление; произведение предстаёт как что-то целое, несёт энергетический импульс.

       Также ценной «лабораторией» во время обучения в студии было общение с учениками Андрея Смагина (Орск) и с ним самим, совместные занятия. В репертуаре орчан присутствовали произведения П. де Лусии (испанский гитарист фламенко, настоящее имя – Франсиско Санчес Гомес – И. К.) , что было новинкой для Михаила.

       В 1997 году Михаил поступил в Московское музыкальное училище имени Римского-Корсакова, в класс Н. А.Ивановой-Крамской, дочери легендарного пропагандиста 6-струнной гитары, также немало сделавшей в этой сфере. В 2001 г. получил диплом этого учебного заведения.

       После окончания 1-го курса Михаил поделился впечатлениями с журналистом А. Ивановым: «Год обучения в московском училище подарил мне более тесное знакомство с Натальей Александровной Ивановой- Крамской. Она просто мощный педагог. У нее воспитывались такие теперь уже признанные гитаристы, как Николай Комолятов, Рэм Хабибуллин и многие другие. Наталья Александровна и требовательна, и внимательна к ученикам одновременно; именно такими качествами, на мой взгляд, и должен обладать настоящий педагог...» (7, 1–2). Спецификой обучения в классе Ивановой- Крамской является обилие концертов, в которых участвуют студенты. По словам Михаила, это два-три концерта в неделю. Вообще, как он считает, концерты больше дают музыканту, чем конкурсы. На конкурсе вердикт выносит жюри, а на концерте – люди, публика. Однако конкурсов во время учёбы в московском училище было тоже очень много, например, фестиваль-конкурс «Музы мира», проходивший в Москве (М. Одерков – 2-я премия).

       Наталья Александровна Иванова-Крамская уезжающего к родителям Михаила снабдила письмом к руководству новотроицкого металлургического комбината, где содержалась просьба помочь молодому человеку в приобретении хорошего, мастерового инструмента. Просьба была удовлетворена, Михаил несколько лет играл на гитаре русского мастера, но в дальнейшем отказался от неё в пользу испанского инструмента, звучность, отзывчивость которого намного лучше, по мнению Михаила, чем у изделий отечественных мастеров, благодаря более качественному материалу, в том числе.

       В 2002 году Михаил поступил в Высшую школу музыки (Hoch Schule fur Musik) города Карлсруэ (Германия), в класс педагога Андреаса фон Вангенхайма.

       Во время обучения в Германии Михаил впервые увидел настоящий барочный оркестр, включающий старинные скрипки; вся струнная группа, по словам М. Одеркова, имеет совершенно другое, непривычное звучание.

       Педагог, Андреас фон Ванненхайм (ученик Оскара Джилье, который, в свою очередь, учился у Андреса Сеговии и какое-то время был его ассистентом) – автор переложений многих произведений, например, он исполняет пять виолончельных сюит Баха в своей аппликатуре, своём прочтении. Полный курс обучения продолжался три года.

       Во время обучения Михаила в Карлсруэ приезжал и проводил мастер-классы Оскар Джилье, ученик Сеговии. Это мастер звука, по словам М. Одеркова. На гитаре, как принято считать, инструменте с быстро гаснущим звуком, он добивается продолжительного, тянущегося звука, даже если это короткая нота, даже при смене позиции: звук продляется за счёт звучания обертонов.

       Следующий этап творческой жизни Михаила – аспирантура Академии музыки, культуры и искусств в Москве (педагог – снова Н. А. Иванова-Крамская).

       Михаил женат, у него двое детей. Продолжительное время жил в Москве; успешно концертировал в России и за рубежом. В январе 2016 года состоялся его концерт на родине, в Новотроицке. А в 2017 Михаил вновь обосновался в Восточном Оренбуржье, работает преподавателем по классу гитары в ОКИ. Будем надеяться, что его педагогическая деятельность поднимет гитарное исполнительство в Орске и вообще Восточном Оренбуржье на новый уровень.

       В XXI в. в гитарной жизни региона появились новые имена, например, дуэт «Чёрная бабочка» из Новотроицка (Кайрат Тургимбаев – Андрей Коваленко). Многие музыканты повысили свой уровень, получили музыкальное образование. (А.М. Смагин к диплому Космической академии, полученному в Красноярске в 1985 г., добавит в наступающем 2018 диплом Исполнительского отделения ОКИ). Наряду с гитаристами в ДШИ и ДМШ преподают игру на гитаре преподаватели других инструментов, но у них неплохие результаты, ученики хорошо показывают себя на конкурсах, (например, в ДШИ № 4 результативный педагог — Нефёдова Л.В, в ДШИ № 5 — Чернова О.Б, Дши 2 – Варламова О.В.); сами преподаватели получают второе образование – именно по гитаре, например, Светлана Смирнова из п. Новоорск обучается в ОКИ, класс М. Одеркова; Лаура Мкртчан к своему образованию по классу аккордеона добавила диплом Оки по классу гитары, педагог А. Вольшонок.

       Безусловное достижение – проведение раз в два года фестиваля-конкурса «Виват, гитара!» на базе ДШИ № 4. Конкурс имеет статус областного. К сожалению, в связи с «оптимизацией» бюджета конкурс в 2018 году потерял самостоятельный статус и войдёт как часть в конкурс исполнителей на народных инструментах имени Е. Куревлёва. Это в сфере конкурсов является потерей завоёванных гитарой позиций. Однако сфера охвата участников конкурса расширилась, статус у него определён как международный.

       Не все специалисты, получившие гитарное образование, работают в сфере образования, в силу ряда причин, и это довольно грустно. Но жизнь продолжается, растёт смена, молодые музыканты так же, несмотря на трудности, стремятся к звёздам, как их предшественники, энтузиасты XX и начала XXI века.

 

Заключение

       Искусство игры на гитаре Восточного Оренбуржья имеет серьёзные корни. Живое дерево гитарного искусства, со всей своей тысячелетней историей, служит ему опорой и вдохновением. И конечно же, музыкальная жизнь данного региона, в своих разнообразных проявлениях, официальная – в рамках учебных заведений, на концертных площадках, и неформальная – клубы, кружки – также явилась почвой, питательной средой, без которой ростку было бы не пробиться, не вырасти.

       К моменту появления и сплочения энтузиастов гитарного искусства на востоке Оренбуржья гитара из салонов пробилась на лучшие концертные площадки мира, в руках прекрасных исполнителей завоевала огромное количество поклонников, обогатилась прекрасным репертуаром.

       В нашей стране она также прошла непростой путь, но вышла победительницей из всех перипетий и сражений. Беззаветно любящие свой инструмент музыканты добились того, что 6-струнная гитара звучит – в ансамблях, оркестрах, преподаётся, уровень владения этим инструментом повышается, гитарное звучание облагораживается. Велика заслуга в этом П. С. Агафошина, А. И. Иванова-Крамского и его дочери и других бесчисленных энтузиастов, порой бескорыстно пропагандирующих этот инструмент, создающих прекрасные, удобные переложения для него (как орский музыкант В. Мельник).

       Гитара завоёвывает сердца слушателей, вербует преданных поклонников – исполнителей, преподавателей, передающих эстафету дальше.

Регион не изолирован, существует живое общение, взаимообмен с соседними регионами, особенно плодотворно сотрудничество с Уральской гитарной школой и Московской – это участие в конкурсах, учёба в музыкальных учебных заведениях.

       Однако в культурной жизни нашей страны и региона не всё движется поступательно, путём прогресса. Есть и негативные явления.

       Что касается истории гитарного исполнительства в Восточном Оренбуржье, мы рассмотрели период примерно в 30 лет.

       1980-е: собрался первый кружок энтузиастов. Создан клуб. Проходят концерты, приезжают замечательные гитаристы из других городов, после концертов общение продолжается в камерной обстановке, завязываются дружеские контакты на много лет.

       В 90-е годы материальные трудности не привели к остановке музыкальной и гитарной, в частности, жизни региона; такие энтузиасты, как Смагин, Брехов, Коннов добиваются того, что исполнительство остаётся на достаточно высоком уровне.

       В XXI веке гитара – один их самых популярных инструментов. С 2010 г. раз в два года проходит фестиваль «Виват, гитара!», получивший статус Областного, появляются новые имена.

       Однако некоторые исполнители, преподаватели сменили вид деятельности. В ДШИ приток учащихся традиционно силён, а вот в Колледж искусств значительно снизился. Ярким событием стало появление на поле музыкальной педагогики, в штате ОКИ, Михаила Одеркова, практически гитариста с мировым именем. Посмотрим, в дальнейшем всплеск ждёт гитарную жизнь или некоторая стагнация, вызванная немузыкальными причинами.

 

Список использованной литературы

1. Брехов А. М. Враги печали. Школа игры на гитаре. – Мульта,2017 – 21 с.

2. Витиевский В. Н. Иван Иванович Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г.: историческая монография . – 1897 – Т. 1–2.

3. Иванов А. Л. Первый шаг к зрителю // «Орский рабочий», 7.02.1988

4. Иванов А. Л. Такие встречи обогащают (интервью с Владимиром Терво) // «Орский рабочий»,20.02.1988

5. Иванов А. Л. Кудесники гитары (С. Орехов, А. Перфильев в Орске). // «Орский рабочий»,25.04.1987

6.  Иванов А. Л. Гитара собирает поклонников// «Орский рабочий» – 1988 г.

7. Иванов А. Л. Гитара и Москва Миши Одеркова //«Металлург», г. Новотроицк, 25.10.1995

8. Имханицкий М. И. Формирование русского гитарного исполнительства //Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. – М., 2008 – с. 97–124

9. Хавторин Б. П. Эволюция музыкальной культуры Оренбуржья: истоки, процессы интеграции, феномен развития// Вестник ОГУ № 6 / Июнь 2006. –Том 1. – с. 187–197

10. Хавторин Б. П. Музыкальная культура Оренбуржья. История и современность. – М., 2006 – 307 с.

11. Черкас Т. Г. Орск: от крепости до города: монография. – Орск. – Изд-во ОГТИ,2010 – 263 с.

12. Ширинский Н. Гитарист Сергей Орехов // Московский журнал, 01.04.2004

13. Ширялина А. В. Сага о великом гитаристе(о Сергее Орехове). –М.: Кириллица, 2003 – 85 с.

 

 

Электронные источники:

14. Новотроицк //https://ru.wikipedia.org/wiki//Новотроицк.

15. Обсуждение: Орск //https://ru.wikipedia.org/wiki/

16. Иванов-Крамской А. М. // https://ru.wikipedia.org/wiki

17. Население Оренбургской области //http://orenobl.ru/people.php.

18. Ольшанский А. М. //Иллюстрированный биографический словарь.http://www.abcguitar.narod.ru/pages/olshanski.htm"guitar.narod.ru/pages/olshanski.htm

19.Орехов С. Д. //https://ru.wikipedia.org/wiki

20. Полторак Е. О «Синей птице»,статья // https://hron.ru/news/read/

21. Портал администрации г. Медногорска // http://mo-mednogorsk.orb.ru/about/administration/

22. Портал администрации г. Орска // www.orsk-adm.ru

23.Портал правительства Оренбургской области // http://www.orenburg-gov.ru/Info/

24. Скончался Юрий Панов. Трагическое совпадение дат // http://orsk.ru/news/63204

25.Терво В. В. История гитары в лицах // http://www.lute.ru/guitar/tervo.htm

26.Устинов В. // Иллюстрированный биографический словарь www.abc-guitar.narod.ru/pages/ustinov.htm

27. Шнайдер Д. Гитара 20 века: второй золотой век//

http://guitar.ru/articles/instruments/instruments_454.htm



Приложения.

№1. Устав клуба.

 

№2.Концерт в ДК Нефтехимиков, 1988 г.

№3. 1989 г., Клуб любителей гитары и А. Ольшанский.

 

№4.

 

 А. Иванов, Г. Видянов, Е. Петров, А. Запоржин, О. Слободяников, В. Терво.   

№5. А.М. Смагин с учениками, Кувандыкский фестиваль.

№6. Класс А.М. Брехова. Концерт на сцене ДК Металлургов, г. Новотроицк.

№ 7. Александр Брехов, Пётр Журавлёв, Михаил Одерков, Олег Переседов (за Олегом – Виталий Ольяной).

№ 8.Статья в газете «Орском рабочий» о приезде С. Орехова и А. Перфильева.

 

 

№9. Дуэт А. Вольшонок – А.Назаров.

№ 10.А. Карандеев.


№11. М. Даньшин и участники «капустника» в Педколледже г. Орска, 1990-е.


№12. Учащиеся класса А. Вольшонка (ОКИ) в Оренбурге, на мастерклассе Р. Маметкулиева.

№ 13. «Виват, Гитара!», 2014 год.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...