Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Музыкальная жизнь Восточного Оренбуржья как фундамент становления гитарного исполнительства в регионе




       Искусство игры на гитаре исследуемого региона возникло не на пустом месте, на него оказали влияние процессы музыкальной и общественной жизни, происходившие в стране и мире; поэтому представляется целесообразным охарактеризовать жизнь Восточного Оренбуржья в период, предшествующий становлению гитарного исполнительства.

       Оренбургская область находится в своих современных границах с 1934 года. В XVIII же веке Оренбургская губерния включала Башкирию, Челябинскую область, частично Татарстан, Курганскую, Самарскую, Пермскую область и часть Казахстана.

       Современная западная граница изучаемого региона – Восточного Оренбуржья – самое узкое место области, в районе г. Кувандык, шириной 51 км. На северо-востоке регион граничит с Челябинской областью, на востоке и юге – с Казахстаном.

       Народы, живущие в этих краях – те же, что и вообще в Оренбуржье. Однако по времени их появления здесь можно выделить «старожилов» – казахов, населявших степи южнее реки Урал, и башкир, живших севернее реки. Приречные земли традиционно были нейтральными, чем воспользовалась русская имперская экспансия, организовав на этой «ничьей» земле ряд застав – казачьих станиц.

       Город Орск, как рассказывает научный сотрудник краеведческого музея Т. Черкас, «был <…> в 1735 году заложен Иваном Кирилловичем Кириловым, известным географом и картографом первой четверти XVIII века. Кирилов был первым начальником оренбургской экспедиции, которая возвела здесь Оренбургскую крепость (от названия реки Орь). Она была о четырёх бастионах и с малой цитаделью на горе... Сейчас река Урал делит Орск на две части. По левому берегу, вокруг Преображенской горы расположена азиатская часть – так называемый Старый город. Новый город на правом берегу возник уже в 1930-е годы. В 1918 году в Орске жило немногим больше 18 тысяч человек. Во время Великой Отечественной Войны 28 предприятий и организаций из разных городов были эвакуированы в Орск. В связи с этим и население резко выросло – на несколько десятков тысяч человек» (11, с. 14–15).

        Новотроицк был «образован 13 апреля 1945 г. в результате выделения посёлков Ново-Троицк и Аккермановка из Новотроицкого района и преобразования их в город Новотроицк областного подчинения» (14).

       Медногорск – ровесник медно-серного комбината, запущенного в 30-е годы. Как и Орск, город вырос с началом ВОВ.: сюда был эвакуирован Тульский оружейный завод. В 1945 году тульский завод перестроился на выпуск мирной продукции.

       Кувандык – центр одного из самых крупных в области районов. «Площадь района – 6 тыс. кв. км. В районе 17 сельскохозяйственных предприятий. В 1953 году поселок Кувандык преобразован в город районного подчинения... Живописны окрестности Кувандыка, особенно к северу от города, по берегам реки Сакмары»(17).

       Этнический состав региона исключительно разнообразен.

       В период индустриализации страны, начиная с 30-х годов, возникла потребность в минеральных ресурсах востока области. Там стали возникать новые поселки. За 1954–1963 гг., во время сельскохозяйственного освоения целинных земель, сюда прибыли десятки тысяч переселенцев, в основном из Центральной России, Украины и Белоруссии.

       В дальнейшем на востоке области «шло интенсивное промышленное освоение. Подавляющее большинство мигрантов переселяется из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины. По национальному составу среди иммигрантов 52 % составляют русские, высока доля украинцев - 13 %, казахов - 10 %. Прибывают также татары, башкиры, азербайджанцы, мордва и другие национальности» (17).

       Также, ещё со времён царизма, эти земли были традиционным местом ссылки. В советское время этнический состав региона пополнился ссыльными поволжскими немцами, прибалтами, корейцами. Возник кипучий этнокультурный котёл.

       Говоря о предшествующей XX в. музыкальной жизни региона, не представляется целесообразным отделение процессов, проходивших в Центральном и Восточном Оренбуржье, друг от друга, т. к. они часто идут параллельно, смежно. Мы будем говорить об Оренбуржье в целом, делая акцент на его Восточной части.

       Проживающих в Оренбуржье народы – казахов, башкир, татар, русских, украинцев, мордвы и другие создали богатейший музыкальный фольклор, своеобразные исполнительские традици. Выдающиеся восточные музыканты – Д. Шигаев, К. Сагырбаев, Д.Файзи, С. Сайдашев, М. Валеев, проживающие на территории края, «своим творчеством оказали влияние на процессы формирования и развития национальных музыкальных школ Казахстана, Татарстана, Башкирии» (10, с. 4).

       Также представляет интерес музыкальная культура оренбургских и уральских казаков.

       Описывая зарождение музыкального образования Оренбуржья, Б. П. Хавторин в качестве очагов этого образования называет «культовые и военные учреждения, музыка в которых была необходимым элементом деятельности... В церквях и военных оркестрах обучали вокальному и хоровому искусству, либо игре на конкретном инструменте» (10, с. 98).

       Домашнее образование, в том числе музыкальное, осуществляли, что составляло специфику края, зачастую ссыльные учителя. А вот детей из семей ссыльных, от 7 до 15 лет, администрация стремилась изолировать от «дурного влияния их родителей» (10, с. 98), например, поместив в Школу для обучения детей ссыльных (Оренбург), где они обучались «российской грамоте, чистому письму, нотному пению» (2, с. 465).

       Первая школа для обучения солдатских детей была открыта в Орской крепости в 1798 г. как военно-сиротский отдел, ставший впоследствии кантонистским. Учились в ней дети ссыльных и солдат, 8–10 лет, «потом их отправляли по губернии в батальон» (11, с. 135).

       Обязательным предметом музыка была в таких заведениях, как школы младших военных инженеров, школы для детей мусульман.

       В XIX веке в Оренбуржье открылись многие военные, гражданские, религиозные учебные заведения. Музыка преподавалась в училищах, гимназиях, школах. Ведущим учебным заведением края много лет был Неплюевский кадетский корпус, в стенах которого действовали «разнонациональные оркестры, хоры, ансамбли» (10, с. 100).

       В Орске в 1886 г. был один учитель, занимавшийся обучением детей (11, с. 136). В 1870 г. уже существовали станичное училище и медресе при мечети.

       В конце XIX в., в 1880-х годах, в городе появляется несколько учебных заведений: мужское приходское училище, Михаило-Аргангельская церковно-приходская школа, Александровское женское приходское училище (11, с. 137–138).

       До 1889 года, когда из-за пожара, уничтожившего три его здания, учебное заведение перевели в Оренбург, в Орске действовала Киргизская учительская школа. Здесь преподавали музыку для мусульман, обучались также представители русскоязычного населения. Выпускники становились преподавателями сельских школ. В школе изучались: магометанское вероучение, математика, чистописание, рисование, пение.

       Во второй половине XIX века появляются курсы, музыкальные классы по подготовке исполнителей на духовых инструментах. Там готовились кадры для военных оркестров края. «Первая музыкальная школа такого типа открылась в 1858 году в Уральске. Обучали только нотной грамоте, ансамблевой игре...Подобные школы существовали в Оренбурге, Уфе, Белебее, Орске, т. е. там, где существовали военные оркестры. Чаще всего инициаторами создания этих очагов образования становились иностранцы, связанные с военной службой» (10, с. 134).

       Когда в Орске появилось земство (конец XIX в.), оно разработало план школьной сети, наметило к открытию более 200 училищ (11, с. 137).        Вообще в XIX в. «Оренбуржье стало одним из крупных политических и культурных центров со сложившимися традициями и инфраструктурой. В крае получили широкое развитие наука, образование, искусство, фольклор, ставшие с годами достоянием обширного евроазиатского региона. В губернии открылись музеи, библиотеки, различные учебные заведения, театры, музыкальные салоны. Широких масштабов достигла концертная деятельность, развивалась военная и церковная музыка, стали регулярно выходить газеты и журналы» (10, с. 24).

       На протяжении ХХ в. в губернии, а затем области, «было учреждено более 100 творческих учебных заведений, в том числе: 70 музыкальных школ и школ искусств, 5 средних специальных учебных заведений, около 30 студий... За 70 лет (советской власти – И. К.) были открыты музыкальные школы и школы искусств во всех городах, крупных сёлах и районных центрах Оренбуржья... В организации первых советских музыкальных учебных заведений принимали участие известные деятели искусств – Л. Ростропович, В. Федотова-Малиновская, И. Кусков, А. Затаевич, С. Сайдашев, М. Валеев. Жизнь первых музыкальных школ (Оренбург, Орск и Бугуруслан) оказалась недолгой. Просуществовав несколько лет, почти все они закрылись» (10, с. 134, 136).

       В 1919 г. в Орске, как и в Оренбурге, появилась школа восточной музыки, обучавшая детей татар, казахов, башкир. Просуществовала она недолго.

       Сходная судьба ожидала симфонический оркестр, появившийся в Орске в 1919 году.

       «В первые годы Советской власти руководство губернии не препятствовало, но и не способствовало развитию оркестровой музыки академической традиции. Инициаторами создания новых коллективов стали не партийные и советские лидеры, а известные в Оренбурге музыканты: Ф. Дзержановский, С. Козолупов... При их участии в 1919 году был организован Симфонический оркестр Губернского отдела Народного образования в составе 50 человек... Профессиональный уровень оркестра был высоким... Подготовив несколько программ, коллектив после трёх лет работы прекратил своё существование» (10, с. 210).

       Недолгую жизнь орского симфонического оркестра, как других начинаний того времени – напр., музыкальных школ – предопределило отсутствие финансирования.

       В 20–30-е годы в Оренбурге действовали симфонические оркестры при учебных заведениях (школы, техникумы), при городских театрах. В конце 20-х годов оркестр создаёт А. Буздыханов– директор музыкального техникума. «Однако лишь в 1936 году был сформирован постоянный оркестр при театре музыкальной комедии. Руководителями данного коллектива стали: В. Бектабеков, А. Керн, Ф. Ельников... Вообще же история театральных оркестров в крае берёт своё начало с 40-х годов ХIХ века. Первым среди них был оркестр под управлением польского дирижёра А. Обнинского» (10, с. 212).

       В годы ВОВ в Оренбург был эвакуирован МАЛЕГОТ, в состав которого входил оркестр. Гастроли оркестра в городах и районах области знакомили слушателей с произведениями Бетховена, Чайковского, Шостаковича, других композиторов.

       Освободив помещение труппе и оркестрантам МАЛЕГОТа, оренбургский театр музыкальной комедии на время войны переехал в Орск, расположился в помещении ДК «Орскпромстрой» в центре города (10, с. 200).

       В это время в Оренбуржье временно создаётся отделение Союза композиторов, его костяк составили В. Соловьёв-Седой, М. Чулаки, Д. Френкель, М. Волошинов.

       В 50–60-е годы в областном центре работал Театр музыкальной комедии, филармонический симфонический оркестр.

       В 70–80-е: ученический оркестр Оренбургского музыкального училища, кроме концертов в городе, концертировал по области, в том числе в Орске, Медногорске.

       Развивалась самодеятельная духовая и эстрадная музыка, система ДК дала пристанище оркестровым коллективам.

       К началу 70-х годов в Оренбуржье действовали четыре ученических оркестра народных инструментов, в том числе в музыкальных училищах Оренбурга и Орска (10, с. 205).

       «Уникальным явлением в самодеятельной жизни области явилось функционирование двух музыкальных театров – в Орске и Оренбурге. Первым из них стал Народный театр музыкальной комедии, образованный в 1953 году в Орске на базе ДК Нефтехимиков. Инициировал его создание М. Гуварян... Коллектив, включавший хор, оркестр, балетную труппу, солистов, в 1965 году гастролировал в Москве, представив оперетту Ю. Милютина «Поцелуй Чаниты» (10, с. 218). Также успехом пользовались спектакли «Вольный ветер», «Белая акация» И. Дунаевского, «Цирк зажигает огни», «Анютины глазки» Милютина, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Чёрная берёза» А. Новикова, «Счастливый рейс» И. Ильина и другие.

       Первый режиссёр Народного театра музыкальной комедии — Олег Милохин, он был приглашён из Оренбурга. Режиссером-постановщиком театра на протяжении 20 лет проработал Ю.П. Панов. «Было время, когда орская оперетта славилась на все Оренбуржье. А ДК нефтехимиков был синонимом блеска, творчества, шоу в лучшем понимании этого слова. Пристройка, ныне КДЦ «Молодежный», возводилась именно для музкомедии, чтобы дать коллективу возможность выступать на хорошей сцене», рассказывает Юрий Петрович (20, с. 1).

        Артисты-солисты музыкального театра – Побединская Л.С., Куликовский Е., Котюков В. Г., Мельник В.В.

       Дирижерами оркестра театра (это был камерный состав, примерно 20 человек) были Ю. Эйрих, с 1966 г. – Б. Я. Якунин. Яркими музыкантами – Т. Н. Успенская, И.В. Ремизов, А. В. Баймлер, Н.А. Борисенко (Исламуратова), Шугуртова А.А. и другие; группа духовиков состояла в основном из музыкантов-любителей (О.Ф. Менг, А.И. Фишер — труба). Концертмейстерами долгие годы была Задорожная В.Б., затем С.П. Ряхина (Лукашенко).

        Орский народный театр музыкальной комедии был неоднократным лауреатом разнообразных фестивалей, смотров; в 1975 году получил премию Мусы Джалиля.

       Дети артистов, которые тянулись к сцене, вдохновили Юрия Петровича на создание детского музыкального театра «Синяя птица». Постановка «Золушки» прогремела на весь Орск. Потом родились спектакли «Маленький Мук», «Спящая принцесса», «По следам Синей птицы» и другие.
       «Оперетта для «Синей птицы» стала настоящей старшей сестрой. От нее к младшенькой переходили великолепные костюмы, яркие декорации. Так что спектакли детского театра (с первых дней в нем занимались не меньше 30 ребят от 7 до 17 лет) пленяли и взрослых, и детей зрелищностью. Зал КДЦ был всегда полон» (20, с. 1–2).

       Затем, благодаря директору городского Дворца пионеров Н. Орловой, начался новый виток в истории «Синей птицы». За эти годы «многие выпускники студии стали студентами лучших театральных вузов России» (20, с. 1); «имеют успешную карьеру по всему миру: в Германии, Нидерландах, Австралии, Испании, Англии и Израиле» (24).

       Юрий Петрович скончался в день 26-летия детского театра-студии «Синяя птица».

       90-е гг. стали кульминационными для развития ансамблевой и оркестровой музыки Оренбуржья. Орский муниципальный духовой оркестр появился в 1995 году. Коллектив «уже через год подготовил программу из произведений Глинки, Чайковского, Свиридова, Сибелиуса» (10, с. 213). Оркестр продолжает свою деятельность и сейчас.

       Наполненная, яркая музыкальная жизнь региона проявилась в том числе в появлении большой сети специальных учебных заведений начального и среднего звена.

       В течение 30–40-х годов в Орске, Медногорске, Бугуруслане, Бузулуке были открыты музыкальные школы. Их открытие стало следующим шагом в обогащении музыкальной жизни региона. Директором Орской музыкальной школы (ныне Школа искусств № 1, открыта в 1937 г.) стала Татьяна Кручинина, «вверенный ей педагогический коллектив состоял из четырёх преподавателей... Почти 20 лет (1958–1997 гг.) возглавлял учебное заведение Борис Шеин – выпускник Оренбургского музыкального училища. По его инициативе открылись новые отделения – духовых инструментов, хорового пения, художественное, хореографическое; классы флейты, скрипки, виолончели, баяна, аккордеона, балалайки» (10, с. 142). С 1959 по 1977 гг. в школе работал Евгений Куревлёв, педагог, композитор; с 1998 г. школа носит его имя; в Орске в его честь проводится также ежегодный исполнительский конкурс.

       В 1944 году была открыта музыкальная школа в г. Медногорске, её директором стала К. Сафонова, заведующей учебной частью – Е. Орлова. С 1980 по 2002 г. директором был Валерий Краснов, за время его работы были созданы творческие коллективы, открыты новые отделения. «В настоящее время в медногорской школе действуют 8 отделений, 11 творческих коллективов – хоры, джазовый и народный оркестры. За 60 лет школа подготовила сотни музыкантов, часть из которых заняли достойное место в сфере отечественной и региональной культуры. В 2000 г. школа была удостоена специального диплома газеты «Культура» за просветительскую работу» (10, с. 143).

       В 50-е годы в области открылось сразу семь музыкальных школ – две в Оренбурге, две в Орске, по одной в Новотроицке, Абдулино и Саракташе.

       Новотроицкая музыкальная школа образована в 1959 году. Тереза Ткаченко, первый директор, руководила школой 34 года, с 1984 г. её сменил Валерий Гимгин. Сейчас в школе действуют три отделения (фортепиано, народных, оркестровых инструментов), 11 классов; хор «Кантабиле» удостоен диплома во II Международном конкурсе-фестивале «Рождество в России» в 2003 г. в Екатеринбурге (10, с. 145).

       В 1953 году открывается ДМШ № 2 в Орске. Возглавила ее Г. Горохова. Среди выпускников учебного заведения – композитор-песенник В. Мигуля и другие значимые деятели культуры и искусства. Действуют отделения народных, струнных, духовых инструментов, отделение фортепиано. Под эгидой школы проводится Международный конкурс игры на фортепиано «Европа – Азия», скрипичный конкурс «Орская яшма».

        ДМШ № 3 была образована в 1964 года решением Президиума правления Всероссийского хорового общества. В 2013 году школа «признана лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая школа искусств» (22).

       В период 60–80-х гг. в области открываются 50 музыкальных школ и школ искусств, в т. ч. 14 в городах (из них в Восточном Оренбуржье – в Орске, Гае, Кувандыке) и в 36 районах области, в частности, в следующих районных центрах Восточного Оренбуржья: в Новоорске, Домбаровке, Кваркено.

       В связи с ростом числа учебных заведений нужны были педагоги – особенно на селе, на востоке области их не хватало, эту нишу заполнило музыкальное училище, открытое в Орске в 1969 году (с апреля 2002 года – Орское училище искусств, с декабря 2002 года – Орский колледж искусств). «Первоначально план набора учащихся был определён в 55 человек, обучавшихся по специальностям: фортепиано, оркестровые, народные инструменты, хоровое дирижирование. Первым директором был Н. Михалёв. Им был пристроен новый корпус (1973 г.), приобретены инструменты, открыта библиотека; при Н. Михалёве сформировались академический хор, оркестры народных и духовых инструментов, ансамбль скрипачей. При училище была создана детская филармония» (10, с. 153).

       Методическое объединение при училище включало 17 детских школьных учреждений искусств.

       «45 лет своего существования <…> Орский колледж искусств выполнял важнейшую миссию – подготовку профессиональных кадров для работы в близлежащих городских и открывающихся сельских музыкальных школах, учреждениях культуры и искусства... ОКИ сегодня– это 200 студентов на семи отделениях, 92 преподавателя и концертмейстера.

        Семь преподавателей удостоены звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (А. З. Федоров, В. А. Попов, Г. И. Дерюгин, Т. В. Новоселова, Н. А. Дергач, Е. Э. Пацер, А. Г. Карнацкий)… За достижения в работе многие преподаватели отмечены отраслевыми наградами: В. М. Полежаева, Е. А. Бабушкин, Н. Н. Приходько, Т. Н. Ежелева, О. А. Шумская, В. Д. Кожеватов, Е. В. Кожеватова, Л. А. Субботина, В. В. Несмеянова, С. С. Дергач, Л. П. Ясь, Н. В. Чумак, Г. С. Сериков, В. А. Мавлютова и др.» (22, с. 1).

       «При отсутствии в городе филармонии, музыкального театра (хотя существовал Народный театр музыкальной комедии под управлением Ю. Панова – о нём отдельно, И. К.) колледж стал центром музыкальной культуры Восточного Оренбуржья. За год колледж даёт более 100 концертов.» (10, с. 155).

       Во второй половине ХХ века образовалась сеть взаимосвязанных музыкальных учебных заведений, что позволило организовать зональные, областные конкурсы, фестивали учащихся и преподавателей школ.

       «Благодаря открытию музыкальных училищ в городах Орске и Бузулуке с 1979 года на базе Оренбургского училища стали проводиться фестивали, позднее конкурсы молодых исполнителей средних специальных учебных заведений области... Оказывалась методическая помощь (открытые уроки, мастер-классы, доклады)» (10, с. 167, 171).

       Вторая половина ХХ века выдвинула новые имена композиторов-оренбуржцев, Орск представлен творчеством Е. Куревлёва и А. Фёдорова. С 2002 года стал ежегодным Областной конкурс композиторов «Нотная тетрадь». Наиболее результативным, как отмечает Б. Хавторин (10, с. 234) был конкурс 2004 года, собравший 51 участника из Оренбурга, Орска, Новотроицка и Медногорска.

       Рубеж ХХ–ХХI вв. характеризуется рядом как положительных, так и отрицательных тенденций в сфере музыкальной культуры области. Снижение жизненного уровня граждан привело к «спаду зрительской активности в театрально-концертных организациях... Сократился контингент обучающихся в детских музыкальных школах» (10, с. 256). После закрытия ряда предприятий-шефов закрылись многие дома культуры, снизилось число коллективов художественной самодеятельности. Почти вдвое за период с 1990 по 2005 гг. сократилось число культурно-массовых мероприятий.

       Однако статистика говорит и о положительной динамике в этот период: сравнительно с 1990 годом в 2006-м число членов творческих союзов выросло втрое, выпускается множество газет, журналов, в эфир выходят теле- и радиопрограммы, в том числе пропагандирующие классическую музыку.

       Противоречивые явления: увеличилось количество библиотек, однако сократилось число читателей в них; стало больше музеев – также сократилось число посещений.

       Причины негативных явлений – недостаточное финансирование и снижение доходов граждан (10, с. 257).

       Таким образом, музыкальная жизнь в нашем регионе сначала протекала в русле традиции, семьи разных, составляющих его население народов. Затем, когда появились образовательные учреждения, музыка и пение составило часть их программы. В XX в. появилась развёрнутая сеть музыкальных образовательных учреждений, позволившая проводить конкурсы, стимулировать лучших к получению дальнейшего образования.

       Яркие проявления музыкальной жизни – коллективы, сложившиеся при ДК и музыкальных учебных заведениях. Концерты, лекции проходили в городах, районных центрах, сёлах региона.

       Таким образом, музыкальная жизнь Восточного Оренбуржья была благодатной почвой для возникновения и развития гитарного исполнительства в этом регионе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...