Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарождение и развитие гитарного исполнительства в Восточном Оренбуржье (конец ХХ в.)




       Орск – крепость, изначально носившая название Оренбург (затем из-за больших разливов реки Оренбург был дважды перенесён), оставалась небольшим городишкой до 1941 года, когда вместе с эвакуированными предприятиями приехали и обосновались работавшие на них люди.

       Послевоенное время, мирное строительство ставили новые цели, нужно было образование, в том числе музыкальное – и оно появлялось. Но гитаре на официальные учебные площадки прорваться было трудно, ярлык «космополитического» инструменты мешал ей. Так что поначалу музицирование было домашним, затем – всё больше входило в культурную жизнь народа, благодаря, на первых порах, сети Домов Культуры.

       Время от времени музыканты высокого уровня посещали наш регион с концертами – так, в 1960-е в Навотроицке выступил А.И. Иванов-Крамской.

       Александр Леонидович Иванов, журналист единственной в то время городской газеты, сохранивший вырезки, фотоматериалы, касающиеся нашей темы, переехал в Орск в 1986 году. До того, обучаясь на факультете журналистики в Екатеринбурге, он посещал кружок гитаристов под руководством Валерия Огородникова. Отец Александра, Леонид Иванович, был директором музыкальной школы в поселке Карасу, Кустанайской области в Казахстане – тогда в составе СССР; он несколько лет играл на семиструнном инструменте; впоследствии, когда сын выписал самоучитель М. Каркасси для шестиструнной гитары, во второй половине 70-х годов прошлого века, оба освоили шестиструнную.

       По его словам, в 1986 году в Орске гитара практически не преподавалась. Существовала только студия игры на гитаре «Шанс» при ДК «Серп и молот» под руководством гитариста-любителя Игоря Берникова, который брал уроки в Челябинске у Владимира Устинова (8 лет, до отъезда Устинова за рубеж). А в апреле 1987 года начал свою деятельность Клуб любителей гитары в Орске, при ДК «Орскпромстрой». Организовали его И. Берников и А. Власов. А. Иванов стал председателем клуба. Александр дал объявление в газете «Орский рабочий», и на первое занятие пришли 12 человек. В его составе были музыканты – любители, люди самых разных профессий, но почти всех отличал достаточно высокий уровень владения инструментом, серьёзный репертуар. Е. Петров, телефонист, исполнял «Чакону» Баха, В. Третьяк, художник – «Пассакалию» Генделя. В. Рожнов играл «Сарабанду» И. С. Баха. Участник кружка Г. Видянов был слесарем на фабрике бельевого трикотажа, Андрей Власов – инженером на ЮУНК (он так же, как Берников, брал уроки игры на гитаре в Челябинске у В. Устинова).

       В это время в Орске работало девять Домов Культуры; кружки любителей гитары появились впоследствии при ДК «Орскпромстрой», ДК Нефтехимиков. Директором ДК «Орскпромстрой» был А. Л. Синельщиков, музыкант эстрадного направления, сам очень почитавший гитару.

       Новое музыкальное сообщество, клуб любителей гитары при ДК «Орскпромстрой», решило организовать своими силами концерт, где были бы исполнены пьесы соло, дуэты, трио. Этот концерт состоялся в ДК Нефтехимиков 6 февраля 1988 года. Более всего из перечисленных участников клуба были задействованы И. Берников, А. Власов; также участвовали Владимир Дубов (исполнял концертный этюд Каркасси на тремоло), актриса орского драматического театра Е. Новосёлова и преподаватель музыки В. Базилевская исполняли романсы под аккомпанемент гитары. Концерт прошёл при полном зале; в «Орском рабочем» появилась статья «Первый шаг к зрителю», в которой говорилось о новом музыкальном сообществе и проведенном его силами выступлении (3).

       Пока шла подготовка к этому концерту, в Орске состоялось еще одно значимое музыкальное событие: весной 1987 в ДК Энергетиков выступил Сергей Дмитриевич Орехов (1935–1989) – замечательный гитарист-семиструнник. (Владел и шестиструнной гитарой). В Орске Орехов выступил в дуэте с А. Перфильевым (шестиструнником). В концерте принимала участие Нина Бардинская с чтецкой поэтической программой. Концерт состоялся 19 апреля, (через неделю после первой встречи участников клуба любителей гитары), и совпал с днем праздника Пасхи (который и в советское время в домашнем кругу многими отмечался). Прошел в маленьком зальчике, зрителей было немного, но музыкантам оказали горячий приём. Дуэт Орехова – Перфильева подарил орчанам встречу с музыкантами «потрясающего уровня», как говорят очевидцы, с мастерами импровизации. Мастерство Сергея Орехова можно оценить по записям, по нотным, аудио- и немногим видеоматериалам.    

       В 1988 году Орск посетил, дав концерт, «первый гитарист России» (так было заявлено в афише), Владимир Владимирович Терво. Цитата из частного письма Игоря Берникова передаёт атмосферу тех дней: «Гастроли Терво организовал Устинов. В Орске этим занимались я и Власов, мы были его учениками и делали все, что связано с гитаризмом с его подачи – Устинова. Терво приехал сначала в Орск, затем Челябинск, затем Свердловск. Для него было «дико» получить за выступление наличные да еще в таком размере. Концертов в Орске было три, один в Драмтеатре, второй в музучилище, третий был домашним на квартире, ее всегда предоставляла Алевтина Елунина – моя ученица. Деньги собирали все – кто сколько мог и добровольно. А организация гастролей была просто класс. Встреча в аэропорту, только такси или свой транспорт. Никаких проволочек или нестыковок. Аэропорт – такси – квартира от Алевтины (никаких гостиниц) – домашняя еда, полный покой – концерт только на следующий день, только такси или своя машина плюс достойная оплата за выступление, а не 10 рублей от Москонцерта».

       В конце 80-х – начале 90-х в Челябинске сложился концертирующий дуэт: Устинов – Ольшанский. 22 марта 1989 в Орском драмтеатре дал концерт А. Ольшанский, тогда же он представил слушателям Гран-гитару (Гитара Российская Акустическая Новая), изготовленную в соавторстве с В. Устиновым. Устинов также бывал в восточном Оренбуржье, навещая родственников в соседнем Новотроицке.          

       Концертное выступление Ольшанского в Орском драмтеатре в марте 1989 года слушали ползала зрителей. Хотя афишами был обклеен буквально весь город.

       В конце 80-х к группе орчан – энтузиастов гитары присоединился художник А. В. Запоржин.

       В начале 90-х неофициальным местом встреч орского Клуба гитаристов стала квартира Алевтины Елуниной. Там орские гитаристы познакомились с будущей очень яркой личностью гитарного Орска, Андреем Смагиным (в конце 80-х Андрей Михайлович преподавал в Профессиональном училище г. Кувандыка электротехнику и вел там же кружок игры на гитаре. В 90-м году он переехал в Орск.

       В Кувандыке творческую атмосферу создавал ( и создаёт) более 30 лет Калачев Виктор Павлович, заслуженный работник культуры РФ, режиссёр, создатель и руководитель театра – студии «Шоумэн - Буфф», получившего звание «Народный самодеятельный коллектив», лауреата 3-х международных фестивалей (2016 и 2017 гг). Он работал художественным руководителем Блявинского СДК, директором ДК совхоза "Медногорский", завотделом культуры Кувандыкского райисполкома, начальником отдела культуры администрации города Кувандыка и Кувандыкского района (34 года).
Организатор Оренбургского областного фестиваля гитарной песни «Кувандык» (с 1988 года). Бард, автор песен, в том числе «Гимна Кувандыкского района» и, лауреат международного фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина (2001 год), член жюри на этом фесстивале.
Поэт, составитель и редактор первых сборников кувандыкских поэтов, краевед.

       Андрей Михайлович Смагин рассказывает: « В Оренбурге, в 1988 году, я узнал , что будет проходить фестиваль гитарной песни в городе Кувандыке. Тогда как он проходил – просто выходили барды, на простых гитарах, на советских, играли; ну а я бардом ещё не был – так, пел несколько песен. Дай, думаю, поеду для интереса. Там познакомился с организатором фестиваля – это Виктор Павлович Калачёв. И мой будущий друг – Виктор Мышев, это «левая рука» была Виктора Павловича. Они меня заметили, я играл «Полонез Огинского», «Романс Гомеса» и так далее. Пару песен я ещё сочинил. Высоцкого даже не пел ещё. Мне понравились они – скромно выходили, пели песенки свои. Потом они меня переманили, я там работал. Года через 3-4 мы сделали «симбиоз». Несколько человек я уже научил на гитаре играть, в том числе Алексея Губанова. Или Виктор Павлович сказал, или я предложил – давай мы во время бардовских песен ещё поиграем музыку. И параллельно с Мышевым мы делали оранжировочки такие – он играл и пел, под семиструнку, а я пытался ему поиграть соло. Не в стиле «Рок», а как мы слышали – пошли записи Высоцкого, он во Франции играл с гитаристами, Марина Влади ему нашла – уже благородно так, красиво; несколько лет я развивал навыки свои. И мы с Мышевым поехали даже в Германию, записали диск в таком стиле. Поехали ещё на другие фестивали – Ильмены, Грушинский. И там мы не замечали, что многие люди играют так – мы одними из первых были. И на Арбате нас помнят. Это в 90-е годы было. Играли благородно, нам не стыдно за это время.

       Потом, когда я уже переехал в Орск, научил несколько ребят играть мы увлеклись «Джипси Кингс», фламенко, Лусия, Аткинсом и так далее; фестивали в Кувандыке продолжались.

       Из первых учеников – Олег Хуснутдинов, Первойкин Саша, Женя Гречиниченко; потом я в школу музыкальную пошёл – целая гроздь появилась. Виноградная. Вольшонок Саша, Кислов Антон, Воронков Андрей. Назаров Алексей появился в «Товарище» (домовый клуб – И.К.). Но он не первый был, кто выступал у Калачёва. К Калачёву я обычно брал Олега, потом Сергей Яхонтов появился из Оренбурга. Он старше всех был. Но одном из первых фесивалей, в Кувандыке, он увидел, что я играю где-то у костра, подошёл и сказал: «Я хочу так же». Я ему давал нотки – на бумаге просто рисовал - «Тико-тико», «Аморадо», он уезжал в Оренбург, через полгода приезжал и мне их пытался играть, и довольно хорошо. Учёба была заочная.

       И Виктор Павлович говорит: «Ребята твои хорошо играют. Давай-ка мы что-нибудь придумаем». И мы придумали. Полчасика, сорок минут перед бардовским фестивалем, перед детским конкурсное наше гитарное выступление. Я что-то говорил, комментировал. Было время – мы и Битлов пели, и что-то ещё. На голоса. И было здорово.

       Когда Яхонтов Серёжа научился у меня играть – он очень способный парень, электрическую освоил гитару, саксофон – играл с Тоцкими (бардовское трио – И.К.). Наметилась тенденция – аккомпанемент усложнился, мало стало одной гитары и слов.

       Мышев Николай Петрович, ему сейчас 62 года. Работяга, кувандычанин коренной, родился там. Ходил (в походы – И.К.) по всему Союзу, в Якутии был. Когда мы познакомились, у него в репертуаре песен 20 было – на злобу дня. Семиструнник, что было сложно для меня. Но я потом понял его комбинации, кое-что подсказал ему. Пишет стихи хорошие. У него жена немка, эмигрировал в Германию. Лет двадцать он уже там живёт, иногда приезжает. Когда мы ним встретились, с 90-м году, такое время было – перестройка, воля, что хочешь, то и делай. Поехали на Арбат. Три года там играли, обыгрывали программу свою, которую записали потом на диск. Много людей через Арбат проходит – это центральная артерия музыкальная была. Скрипачи, флейтисты, виолончели. Очень сильные гитаристы: Мамонтов, Чудинов, Сёмочкин.

       После Арбата в Орск я приехал в 1993 году. Работал в Доме Творчества, ВИА вёл. Потом я пришёл во Вторую музыкальную школу. Бессонова Тамара Петровна – ей честь и хвала, этой женщине (на тот момент - директор ДШИ №2, И.К.). Она позвала в школу и сказала: «Хватит самодеятельностью заниматься, иди в профессионалы». Я испугался сначала, но она была настойчива. У меня, конечно, пробелов много, но я восполняю их. Учусь в Колледже. Лучше поздно, чем навсегда...»

       В конце 1980-х гг содержание «посиделок» в доме А. Елуниной было разнообразным: например, в форме литературно-музыкальных чтений, когда актер театра В. Филатов читал под музыку свои сонеты. Здесь же однажды выступал приехавший в Орск Владимир Устинов. Интересные встречи, как и общение, записывались на старенький кассетный магнитофон, а затем появлялись статьи в «Орском рабочем». 

       Растущее мастерство орчан - гитаристов потребовало внимательного отношения исполнителей к инструменту: у многих появились мастеровые гитары. У А. Власова – инструмент мастера Н. Родионова, Е. Петров со временем сам стал гитарным мастером, инструмент его работы был у гитариста В. Мельника. Инструмент мастера Кузнецова был у И. Берникова.

       В начале 1990-х годов Светлана Масальская вела клуб любителей авторской песни «Апрель» в ДК Гагарина; иногда там собирались и гитаристы, и другие музыканты. И на одной из таких встреч А. Смагин и А. Иванов познакомились с В. В. Мельником. Виктор – автор переложений для гитары. То, что выходит из-под его карандаша, удобно по аппликатуре, грамотно в отношении музыкальной фактуры, очень интересно по ритму. Начав свою творческую деятельность как актёр Народного театра музыкальной комедии, Виктор затем сосредоточился на работе над переложениями. Он обратился к произведениям М. Таривердиева, А. Бабаджаняна, И. Дунаевского, В. Высоцкого, Г. Гладкова (большое попурри на темы из мультфильма «Бременские музыканты»); к творчеству современного немецкого композитора Манфреда Шмитца. Ученицы Виктора (он преподавал на факультете дополнительных педагогических профессий при ОГТИ) Татьяна Морозова и Ирина Ковалёва с удовольствием исполняли эти переложения соло и в дуэтах. Впоследствии ученики И. Ковалёвой Павел Мазин и Олеся Ведищева заняли II место на конкурсе «Виват, гитара!» в 2010 году в Орске, в их репертуаре было произведение «Армейский радиопередатчик» М. Невина, переложение В. Мельника. Эти пьесы ждут своего издателя.

       В 1991 году Орск посетили музыканты из Челябинска – Виктор Козлов, Шариф Мухитдинов и Юрий Макаров, выступающие в составе «Трио гитаристов Урала». После этого контакты челябинцев и орчан стали постоянными. Орские любители гитары искали спонсоров, чтобы организовать приезд гостей; однажды в критический момент деньгами помог художник Запоржин, продав одну из своих картин.

       В 90-е годы практически во всех музыкальных школах Орска появляются классы гитары, а при Домах культуры – кружки и студии. Преподают основы гитарного мастерства бывшие члены клуба –И. Берников, А. Иванов (ДШИ № 3). Г. Видянов (ДШИ № 4), А. Смагин (ДШИ № 2, домовый клуб «Товарищ»). А.Иванов поступает и учится в это время в Челябинском музыкальном училище имени П. И. Чайковского в Челябинске (класс В. Козлова). Г. Видянов заканчивает Заочный народный университет искусств (г. Москва).

       Гитаристы, начавшие дружбу с инструментом в эти годы, – Михаил Васильченко – ученик Г. Видянова; Олег Железнов, Александр Вольшонок, Алексей Назаров, Александр Ушмондин, Андрей Воронков – ученики Андрея Михайловича Смагина.

           

        А. Смагин и А. Брехов вели очень широкую просветительскую деятельность в регионе: ездили по посёлкам, районным центрам с концертами, лекциями. Их сблизил интегральный подход к преподаванию – приобщение подростков к искусству вообще, использование литературы, поэзии. А.М. Смагин предложил молодым интересный вид деятельности – водный туризм, байдарочные сплавы; на стоянках, во время отдыха звучит гитара, происходит живое общение.

       Олег Железнов (Хуснутдинов) закончил Орский колледж искусств, затем исполнительский факультет ЮурГии имени П. И. Чайковского в Челябинске (класс В. Козлова), преподавал в ДШИ № 2, ДШИ № 4 Орска.

       Яркий исполнительский состав 90-х – Александр Вольшонок и Алексей Назаров. Ребята поступили в Орский колледж искусств, после первого курса прошли прослушивание в консерватории г. Магнитогорска и были приняты туда, в класс Ивана Николаевского. Во время учёбы дуэт активно развивался и концертировал. После окончания вуза А. Вольшонок пришёл в качестве преподавателя в ДШИ № 2, где в школьные годы обучался игре на скрипке в классе Т. Н. Успенской; также несколько лет вёл класс гитары в Колледже искусств г. Орска. Его ученики продолжают обучение в музыкальных вузах (А. Осипов, ЧГАКИ, класс Ольги Валентиновны Кузьминой; Д. Тихонов — ЮурГИИ, класс В.В. Козлова). А.М. Вольшонок привнёс в орскую музыкальную жизнь исполнительские и методические находки Уральской гитарной школы, которая по значимости конкурирует с Московской.

       Необходимо сказать несколько слов и о студии гитары, которую вел при общеобразовательной школе № 15 энтузиаст гитары, безвременно ушедший из жизни, Владимир Коннов. Он руководил ансамблем гитаристов, сам делал для него переложения популярных и джазовых пьес. По словам ученика, А. Карандеева, Коннов закончил физико-математический факультет орского пединститута. Гитарой овладел самостоятельно, в 70-е. «Продвигал эстраду и джаз-блюз. Меломан. У него была гигантская по меркам Орска коллекция винила и записей. Преподавал также в ДК “Искра”».

       Ансамбль его учеников, в составе А. Карандеева, А. Митрофанова и К. Сазонова, часто выступал на различных мероприятиях. Дуэт Карандеева и Митрофанова дважды занимал первые места на областных фестивалях учащейся молодежи. Ребята прошли курс обучения в Орском Колледже Искусств по классу духовых инструментов, на это время игра на гитаре в Колледже не преподавалась. В последние годы Коннов не мог играть из-за болезни рук, только преподавал.

       В городе проходило мероприятие памяти В. Коннова – большой концерт в Драматическом театре.

       С 1994 года в 5 Музыкальной школе Орска преподавал игру на гитаре А.И. Орлов. Аккордеонист, баянист, он играл также на 6-струнной гитаре; составил хрестоматию педагогического репертуара для этого инструмента.

       В 1992 году в Тюмени в издательстве «Русская энциклопедия» вышел биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. В это издание попали биографические данные двух орчан – Александра Иванова и Игоря Берникова.

       В конце 90-х годов получил популярность гитарный ансамбль под руководством А. Иванова (Е. Бибин, К. Тургимбаев, О. Нецветаева). Кайрат Тургимбаев закончил впоследствии Орский колледж искусств. Преподаёт в музыкальной студии в Новотроицке, играет в составе дуэта «Чёрная бабочка» вместе с Андреем Коваленко. Кайрат был отмечен специальным дипломом Второго всероссийского гитарного фестиваля «Хрустальные струны», проходившего в Челябинске

       В 1992 закончил по классу гитары музыкальную школу № 3, класс А. Иванова, Максим Даньшин. Этот яркий блюз-гитарист и вокалист продолжил образование в студии при ДК «Радость», где преподавал А. Смагин. Участвовал в конкурсах. По его словам, воспитание будущего музыканта организовали уже родители, собрав большую коллекцию грампластинок и «подсадив» сына на музыку групп «Битлз», «Пинк Флойд», «Дип Пёрпл», соответственно с раннего детства возник интерес к языкам, Максим с отличием закончил факультет иностранных языков (английское и французское направление) ОГТИ; он прекрасно исполняет и вокальную, и инструментальную партию, репертуар многих рок-, джаз-, блюз- групп. Дуэт с вокалисткой Марией Титовой дважды, в 1997 г. и последующем, занимал I место на Студфестивале в Екатеринбурге. На тот момент авторских произведений вокального и инструментального характера, созданных Максимом с участием Марии, хватило на семь аудиокассет. В 1998–1999 гг. Максим и Мария входят в состав «Транквилизатор бэнда», коллектива, где играли также сильные гитаристы – ученики Коннова; направление группы можно определить как арт-рок, серьёзного качества, со смысловыми текстами.

       В 2000 году, на рубеже веков, совместно с А. Карандеевым, А. Мишиным и Д. Агаповым Максим создаёт группу «Черепаха Тротила». В том же году участвует в московском фестивале «Блюз чистой воды» в составе орского клуба гитаристов. Затем Максим уехал в Петербург, там появилась группа «Другие просторы».

       С 2006 года, вновь в Орске, Максим работает в клубе «Созвездие» педагогом дополнительного образования. Максим – многократный лауреат Орского фестиваля авторской песни «Бабье лето», других конкурсов, проходивших в Уральском регионе. Его ученики участвуют во многих конкурсах, перечислим несколько: «Талант, музыка, ветер»; «Дерзайте, вы талантливы». В нескольких городах подросшие ученики Максима создали рок-группы. Он обучает ребят импровизации. Сам же является в настоящее время вокалистом джазового биг-бэнда под управлением Олега Комарина. Выступает в составе группы «Джэмбэнд». В 2013 году отмечен дипломом на джазовом фестивале, проходившем недалеко от Оренбурга. В 2015 награждён почётной грамотой Управления образования Оренбургской области.

       В Новотроицке 90-е годы связаны с именем гитариста А. Брехова, исполнителя, композитора, педагога.

       По отзывам учеников, музыкантов Орска и Новотроицка, исполнение Александра Михайловича было очень одухотворённым, кристально чистым по звуку. Любовь к музыке, свой исключительный энтузиазм Брехов сумел передать и ученикам. Подход к преподаванию у него был необычен: учеников он приобщал к искусству в целом, музыкальные занятия перемежались поэтическими штудиями и экскурсами в мир изобразительного искусства (Александр был сотрудником городского выставочного зала). В студии при ДК Металлургов царила особая атмосфера, побуждающая к самораскрытию, творчеству. Учащиеся играли классику и некоторые (Антон Журавлёв) писали песни, соединяя музыку и слово.

       Сначала Александр обучался в музучилище на Алтае, на 3-м курсе перевелся в Музыкальное училище при Казанской консерватории.

       Об этом моменте своей биографии Александр пишет в «Школе» так: «Мой учитель – Владимир Георгиевич Полянцев – напутствуя меня (году этак в 1984-м) перед отъездом из Барнаула в Казань, сказал: «Где бы ты ни оказался в своей жизни: в блестящей столице или глухой провинции; и в какой бы ситуации: захваливают ли тебя, игнорируют или поносят, – всегда равняйся на мастеров мирового уровня. Это поможет избежать двух зол: самоуничижения и самолюбования. В среде профессионалов – не тушуйся: знай, что у тебя есть нечто своё, своя нота. Среди профанов – не задирай нос: воспитывай в себе скромность и терпимость. И работай. «Мастер» – это тот, кто достигает постоянно, ибо вчерашнего рекорда сегодня уже нет. «Кто я сегодня», – спрашивай себя» (1, с. 4).

       Александр работает над необычной по замыслу Школой игры на гитаре. Назвал он её «Враги печали», взяв на вооружение мысль из «Кодекса гитариста» Гаспара Санза, гитариста XVII столетия: «Для учителя главное: обретать, созидать в ученике сотрудника, друга, рыцаря красоты, «Врага печали» (1, с. 3). Начинается «Школа» с буддийской притчи о взаимоотношениях ученика и учителя. А. Брехов выделяет три аспекта в преподавании: общемузыкальный; собственно специальный, профессиональный; воспитательный.

       О Скромности и Служении расскажет случай из жизни Омара Хайяма, о вечно юной гитаре – приведённый полностью текст песни В. Высоцкого.

       Высокие, удивительные слова Н. Рериха о роли культуры – эпиграф к главе «актуальность разработки курса». Далее раскрываются темы – как относиться к трудностям; как играть в ансамбле; о первых занятиях; о «Культе Качества» исполнителя. Пошаговую методику работы над произведением Брехов иллюстрирует историей о том, как молодой Конфуций учился играть на лютне: «...Я выучил мелодию, но еще не освоил ритм. … Я ещё не могу передать настроение песни... Теперь я хочу понять, кто сочинил её» (1, с. 4).

       Своеобразное послесловие – несколько юмористических историй из жизни студии игры на гитаре в Новотроицке. 20 лет назад здесь обучались ребята, и каждый пошёл своим путём, но у большинства гитара занимает в жизни важное место, и они тёплыми словами вспоминают своего учителя.

       Во время пребывания и деятельности Александра в нашем регионе из сотрудничества с новотроицким композитором Андреем Лобановым «родилась Сюита в четырёх частях для шестиструнной гитары, – пишет Александр. – Я лишь, следуя примеру Александра Михайловича Иванова-Крамского, старался вдохновить его для написания произведений для гитары. Первую часть Сюиты – “Песню без слов” – я переложил для гитары с фортепианного клавира. А остальные три части он писал специально уже для гитары. Моя исполнительская редакция» (фрагмент письма А. Брехова – И. К.). Названия других частей – «Менуэт», «Портниха», «Принцесса и трубадур».

       Сейчас он снова живёт на родине (Алтай), принимая активное участие в музыкальной жизни региона как пропагандист искусства, исполнитель и композитор. В 2007 г. в Барнауле тиражом 500 экземпляров был выпущен сборник произведения Александра Брехова, посвященный этой прекрасной земле – Горному Алтаю. Интересна «Евразийская сюита» – наполненные мягкой восточной мелодикой, украшенные сочными напевами, в основе которых – пентатоника, произведения. В сборнике есть пьесы, где имитируется звучание алтайских инструментов (топшуура), на звучание гитары накладывается горловое пение. В удобной аппликатуре, по силам даже учащемуся средних классов музыкальной школы, нарисованы картинки по мотивам древних сказаний, с выразительными, ясными мелодиями («Сокол», «Амыр на коне»). Перед нами встают страницы истории (устрашающе-мощное произведение «Войско Чингиз-хана»), проходят в танце девушки, то нежные, то игриво-грациозные («Тандалай», посвящен современной танцовщице; «Танец алтайских девушек»). Произведения, переложения А. Брехова разнообразны: по уровню – от лёгких пьес до произведений крупной формы; по художественному содержанию.

       Александр пишет также стихи, является членом Союза писателей Республики Алтай, организует и проводит в своём селе Мульта, в уникальной Уймонской долине (плато на высоте 1000 м выше уровня моря) ежегодный фестиваль поэтов, выпускает альманах «Мультинские встречи».

       Один из учеников Брехова Михаил Одерков поступил и успешно закончил музыкальное училище Москвы (класс Н. Ивановой-Крамской), затем Высшую школу музыки в г. Карлсруэ (педагог А. Фон Ванненхейм) и в настоящее время вновь живёт в Новотроицке, преподаёт в Орском колледже искусств.

       Таким образом, небольшой кружок энтузиастов инструмента сформировался в Восточном Оренбуржье в конце 1980-х гг. Его составили музыканты-любители, овладевшие инструментом «без отрыва от производства». При этом они освоили серьёзный репертуар. Члены кружка постепенно повышали свой исполнительский уровень, получали музыкальное образование в различных вузах и культурно-просветительских учебных заведениях. Был принят устав объединения, собирались членские взносы, что позволяло организовывать приезд музыкантов из соседних регионов. В 90-е годы, несмотря на кризисные явления в материальной сфере, творческая жизнь в среде увлечённых гитарным исполнительством людей была активной. В Новотроицке подростков приближал к музыке и вообще к культуре А. Брехов; в Орске А. М. Смагин вырастил плеяду гитаристов, позднее получивших специальное среднее и высшее образование. Создавались коллективы: дуэт Вольшонок – Назаров, трио учеников Коннова – Митрофанов, Карандеев, Сазонов; вокально-инструментальный дуэт М. Даньшин – М. Титова, и другие.

       В течение 80-х и 90-х годов XX века гитара в регионе заняла равноправное место в ряду других инструментов. В таком статусе она шагнула в век XXI.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...