Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гитара в мировой и отечественной музыкальной культуре




Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…… 3

Глава 1. Истоки гитарного исполнительства Восточного Оренбуржья…..…..5

1.1 Гитара в мировой и отечественной музыкальной культуре…………………………………………………..………………...5

1.2 Музыкальная жизнь Восточного Оренбуржья как фундамент становления гитарного исполнительства в регионе………...….……....11

Глава 2. Гитара в музыкальной культуре региона……….……………………26

2.1. Зарождение и развитие гитарного исполнительства в Восточном Оренбуржье (конец ХХ в.)………………………….………………..…..26

    2.2. Гитарное исполнительство Восточного Оренбуржья в настоящее время (ХХI в.)…………...……………………………………….………..43

Заключение………………………………………………………………………49

Список использованной литературы…………..……………………………….52

Приложения……………………………………………………………………...55

        

Введение

       История гитарного исполнительства Восточного Оренбуржья представляется нам процессом очень интересным, разноплановым, хронологически «задевающим» период «застоя», «перестройки», становления других, капиталистических отношений внутри нашей страны. В связи с этим очень важно рассмотреть, какие метаморфозы проходила гитарная «жизнь» в эти непростые моменты, как чувствовали себя музыканты, их объединения.    Однозначно можно сказать, что несмотря на неспокойную, порой нестабильную обстановку, культурная и, в частности, музыкальная жизнь города не замирала, может быть, «вопреки», а может быть, это даже закономерно – когда в обществе нестабильно в материальной сфере, творческая энергия людей уходит в культуру, в духовное.

       Исследование представляется нам актуальным, т.к. гитарная жизнь города «набирает обороты», проходят серьёзные конкурсы, возрастает культура исполнителей, интерес среди детей и молодёжи к нашему инструменту просто огромный, в связи с чем нужно знать свои истоки, быть знакомым с предшественниками. Также исследование актуально, т.к. мало изучена исследуемая тема, не приведены в систему, данные, ноты и информация об авторах, исполнителях если и опубликованы, то отрывочно, в очень малом объёме. На сегодняшний день есть только отдельные газетные публикации, интервью. Образцом исследования по смежной теме является исследование Б. П. Хавторина «Музыкальная культура Оренбуржья», труд, серьёзнейший по глубине, богатый по охвату разных временных пластов, открывающий интересные страницы истории культуры нашего родного края.

       Учащиеся школ мало или почти ничего не знают об истории исполнительства на нашем инструменте в городе, области, регионе, налицо противоречие между выросшей культурой исполнения и знанием своих «корней» в данной области. Смягчить это противоречие и призвана данная работа.

       Цель работы: проанализировать исполнительство на шести- и семиструнной гитаре в Восточном Оренбуржье.

Объект исследования: история инструментального исполнительства.

Предмет исследования: процесс зарождения и развития гитарного исполнительства в Восточном Оренбуржье.

       Задачи исследования:

1) осветить генезис гитары на протяжении истории человечества, рассказать о судьбе преподавания игры на 6-струнной гитаре в России в ХХ в.;

2) рассказать о музыкальной жизни Восточного Оренбуржья, предшествующей и сопутствующей становлению гитарного исполнительства в регионе;

3) рассмотреть становление гитарного исполнительства в Восточном Оренбуржье в конце XX века;

4) охарактеризовать гитарное исполнительство Восточного Оренбуржья в настоящее время.

       Метод исследования – сравнительно-исторический, сравниваются процессы, происходившие в культурной, музыкальной, гитарной жизни до революции, на протяжении 20 века и в наши дни; сравниваются те же процессы, происходящие в Центральном Оренбуржье, с характерными для рассматриваемого региона.

Глава 1. Истоки гитарного исполнительства Восточного Оренбуржья

Гитара в мировой и отечественной музыкальной культуре

       Истоки гитарного исполнительства Восточного Оренбуржья заложены всей историей развития гитары. Поэтому будет логичным начать исследование с исторического пути развития инструмента.

       Появление инструмента, похожего на современную гитару, теряется во тьме веков. На египетском папирусе изображён крокодил, играющий на гитаре. Инструменты с достаточным количеством струн (от 4 до 6 и больше), имеющие удлинённый овальный корпус, бытовали у разных народов, имели разные названия: танбур, (родственное по звуковому составу современной домбре), цитара, гуитарра и т. д. Инструмент имел разное количество ладов, всегда удлинённую шейку грифа, объемный резонирующий корпус. Гитара принадлежит к семейству лютневых. Около 1000 лет назад она приобрела близкий к современному вид, но корпус – более узкий и вытянутый. На какое-то время (примерно 2 века) в Испании была почти вытеснена привезённой с Востока лютней; однако гитаристы освоили лютневый репертуар, и инструмент вновь вернул благосклонность музыкантов и знати. Также «соперницей» побывала виуэлла. В XVI веке 4-струнный инструмент стал 5-струнным. Ряд композиторов пишет произведения для гитары (Санз, Корбетто и др.) В середине XVIII в. появляется 6-я струна, инструмент широко распространяется в разных странах. XVIII – «Золотой» век гитары в Европе. Прекрасные произведения создают: в Испании – Д. Агуадо, Ф. Сор; в Италии – М. Каркасси, М. Джулиани, (как и Ф. Сор, был в России, его сыновья работали при царском дворе) Л. Леньяни и другие композиторы. Репертуар разнообразен, есть концерты, произведения крупной формы.

       В дальнейшем европейские композиторы не теряют интерес к этому инструменту, открывающему возможности для как для полифонии, так и для гомофонно-гармонического решения произведения. Очень большой резонанс в мире музыки вызвал Андрес Сеговия, призвав композиторов из разных стран обновить репертуар этого инструмента. С его лёгкой руки возник целый пласт прекрасной музыки для 6-струнной гитары, эта музыка исполняется по всему миру, включает в себя многообразие жанров и форм.

       По мнению М. И. Имханицкого, в России XVIII–XIX веков шестиструнная гитара развивалась почти исключительно как профессиональный инструмент, меньше использовалась в аккомпанементе романсу, городской песне. Итальянские исполнители при дворе Екатерины II являлись поначалу её распространителями. Интересной является гипотеза самого Имханицкого, что встречающиеся на изображениях домры низкой тесситуры, с 6-ю струнами, могли быть прообразами гитары в России. Методические пособия, написанные И. Гельдом (обрусевший чех, композитор), И. Березовским, появились к началу 19 века. В этих пособиях авторы опираются на итальянскую классику. В 1822 г. в Петербурге выступал Мауро Джулиани, в следующем – испанец, композитор, пишущий для гитары – Фернандо Сор.

       Значительный вклад в музыкальную культуру внёс композитор и пропагандист 6-струнной гитары середины XIX века – Николай Петрович Макаров. Он выступал по всему миру с концертами гитарной музыки. В Брюсселе в 1856 году ему удалось организовать первый международный конкурс «на премии за лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары»(8, с. 112). Макаров приложил много усилий для обогащения репертуара шестиструнников композиторами, с его подачи гитарные мастера работали над усовершенствованием инструмента. Инструмент И. Шерцера, венца (его называли «гитарным Страдивари») занял 1-е место. Гитара петербургского мастера Ивана Федоровича Архузена получила 2-е место.

       На конкурсе среди композиторов 1-е место получил австриец Й. Мертц за Концертино, 2-е – француз Наполеон Кост за «Большую серенаду» (8, с. 112). Сам Макаров, кроме исполнительства и композиции, также занимался пропагандой гитары, писал работы, способствующие совершенствованию гитарной техники. Работа «Несколько правил высшей гитарной игры» переиздавалась в XX веке.

       Яркий музыкант, поднявший искусство игры на гитаре на новую ступень – Марк Данилович Соколовский (1818–1883); обучившись в детстве игре на скрипке и виолончели, стал замечательным гитаристом. Дружил, общался он с гитаристами-семиструнниками, В. И. Морков посвятил ему «Большое попурри из песен русских для гитары и фортепиано». Несмотря на тесную дружбу с Н. Г. Рубинштейном, Соколовскому так и не удалось добиться открытия в Московской консерватории класса гитары, от А. Рубинштейна, из Петербурга, гитарист также получил отказ. Своим преемником Соколовского объявил Джулио Регонди, замечательный европейский гитарист и композитор. «Глубокое понимание музыки, бездна чувства и выразительности, певучесть, блеск – вот секрет успеха Соколовского», – писал В. А. Русанов (8, с. 115).

       К началу XX века в концертной жизни гитары наблюдался кризис. Скрипка, виолончель, фортепиано вытеснили её в область «домашнего музицирования».

       Трудно переоценить значимость деятельности Андреаса Сеговии, выведшего шестиструнную гитару на лучшие концертные площадки мира, вновь повернувшего к ней «ухо» мира. Сеговия призвал композиторов создавать произведения для этого замечательного инструмента, и отклик был поистине лавинообразным. В конце 20-х и в 30-е годы Сеговия посещал с концертами Россию, встречался, сотрудничал с энтузиастами здесь (в частности, с П. С. Агафошиным), и эти приезды, концерты, встречи привлекли многих талантливых людей к исполнительству на 6-струнной гитаре. Агафошин, по мнению А. Сеговии, был «лучшим московским гитаристом». В 30–50 годах Пётр Спиридонович вёл класс гитары в Московской государственной консерватории, Музыкальном училище им. Октябрьской Революции. Его ученики – А. Иванов – Крамской, Ю. Михеев, Е. Макеева, А. Кабанихин, А. Лобиков, Е. Русанов, И. Кузнецов.

       А. И. Иванов –Крамской также очень важная фигура в гитарном мире России XX века. После концерта Андреса Сеговии в 1927 г. подросток, обучавшийся игре на скрипке, решил посвятить себя гитаре. Пройдя обучение в классе П. С. Агафошина (параллельно обучаясь композиции и дирижированию), «много лет работал в Малом Театре, руководил оркестром народных инструментов Гостелерадио. В качестве дирижёра и исполнителя записал около 40 пластинок. Выступал в ансамбле с певцами – Козловским, Обуховой, со струнным квартетом имени Бетховена. Иванов-Крамской – автор более пятисот сочинений для гитары»(16).

       После войны Иванову-Крамскому пришлось практически в одиночку вести борьбу за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по классу гитары, которые были прекращены в середине 30-х гг. Гитара, и именно 6-струнная, попала в разряд «космополитических» инструментов, как и мандолина. В 1932 году было издано постановление, запрещающее преподавание по классу шестиструнной гитары где бы то ни было. Причиной послужили обвинения семиструнников в западном происхождении 6-струнной гитары. Запрет действовал вплоть до 60-х годов. Лишь в 50-е А. М. Иванов-Крамской начинает преподавать в одной из московских школ, в кружке; в 60-е, когда запрет был снят, в музыкальном училище при Московской консерватории. Среди его учеников – Н. Комолятов и другие известные гитаристы, педагог и композитор Евгений Ларичев.

       Дочь, Наталья Александровна, продолжила династию, как концертирующий гитарист и педагог. С 1962 года много лет вела класс гитары и ансамбля в музыкальном училище при Московской консерватории. Преподаёт и сейчас. У неё учились талантливые гитаристы: А. Фраучи, Р. Хабибуллин, А. Ольшанский, Владимир и Павел Хлоповские, М. Домогацкий, В. Корнишин, Н. Дмитриева и другие.

       Таким образом, к моменту зарождения исполнительства на гитаре в Восточном Оренбуржье, 80-м годам XX века, инструмент прошёл большой путь. Менялся внешний вид; количество струн; на время гитара уходила в тень, вытесненная другими «модными» инструментами, но неизменно появлялась вновь, вызывая внимание слушателей к своему тёплому тембру, близкому к тембру человеческого голоса. Гитара из салонов пробилась на лучшие концертные площадки мира, в руках прекрасных исполнителей завоевала огромное количество поклонников, обогатилась прекрасным репертуаром.

       В России, а впоследствии СССР судьба инструмента оказалась непростой. XIXвек: Н. П. Макарову провести международный гитарный конкурс удалось лишь за границей, а на Родине он не нашёл поддержки; М. Д. Соколовский не смог открыть класс гитары ни в Московской, ни в Петербургской консерваториях, везде получал отказы.

       XX век: Андрес Сеговия всколыхнул музыкальный мир, повернул «ухо мира» к гитаре. В России его приезды вызвали всплеск интереса к классической гитаре. Однако же с большим трудом П. Агафошину удалось добиться преподавания в музыкальном техникуме, чуть позже в консерватории. А. М. Иванов-Крамской также многие десятилетия не мог преподавать игру на гитаре в высших и средних учебных заведениях, только в конце 50-начале 60-х, во время «оттепели», шестиструнная гитара начала возвращать себе утраченные «позиции».

       Осознание драматичной ситуации с преподаванием 6-струнной гитары в нашей стране позволяет оценить вклад энтузиастов этого инструмента и в Восточном Оренбуржье.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...