Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классические теории мировой торговли.




Вопрос о результативности внешней торговли возник вместе с упрочением внешнеэкономических связей. Первыми на эти проблемы обратили серьезное внимание представители меркантилизма. Они создали теорию внешней торговли исходя из того, что истинным богатством страны является золото (деньги). Их теория была ориентирована на максимальную сохранность и увеличение количества золота. Поэтому рекомендовалось стимулировать экспорт и ограничивать импорт, чтобы не тратить золото на покупку товара вне страны. Одновременно вводились запреты на торговлю колоний со всеми странами, кроме метрополий, на развитие производства в колониях - они должны были стать только поставщиками сырья в метрополии.

А. Смитом была разработана первая классическая теория внешней торговли - теория абсолютных преимуществ. Он утверждал, что наибольшую выгоду получат те страны, которые активно участвуют в международном разделении труда. Страна, имеющая определенные преимущества в производстве какого-либо товара, должна специализироваться на его выпуске для поставки другим странам.

Это утверждение А. Смита дополнил Давид Рикардо, создав теорию сравнительных преимуществ. Он доказал, что внешняя торговля несет дополнительную выгоду даже с высокоэффективным хозяйством. Он обосновал это на классическом примере обмена английского сукна на португальское вино. Допустим, отмечал Рикардо, что производство определенного объема сукна в Англии требует в течение года труда 100 человек. Продав это сукно в Португалии, Англия покупает там вино, для производства которого у себя ей пришлось бы дополнительно вовлекать 120 человек. Таким образом, Англии выгоднее купить вино. В то же время в Португалии на изготовление того же количества сукна и вина затрачивается соответственно труд 90 и 80 человек. Производство сукна в Португалии оказывается дешевле, чем в Англии (соответственно 100 и 90 человек в год), но дороже производства вина. Поэтому для Португалии выгоднее производить вино и менять его на английское сукно.

Теория сравнительных преимуществ строилась на основе трудовой теории стоимости. В современных условиях сравнительные преимущества определяются через альтернативные издержки, т.е. затраты на производство одного товара определяются через затраты на другой товар.

Предположим, мы имеем две страны, которые производят мясо и молоко. В стране А на единицу затраченного труда производится 50 л молока и 25 кг мяса, в стране Б при тех же затратах - 40 л молока и 100 кг мяса. Таким образом, в стране А 1 л молока стоит 0,5 кг мяса, а в стране Б - 2,5 кг. В этом случае страна А может специализироваться на производстве молока, а страна Б - мяса, и осуществлять внешнеторговый обмен этими продуктами.

Предложение и спрос в международной торговле.

На мировом рынке, как и на любом другом, формируется спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Для того чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны выпускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно на их внутренних рынках будут формироваться разные рыночные цены и разные условия равновесия. Они отразятся на рис. а и в.

На горизонтальной оси откладываем объемы производства товара, а на вертикальной - цены. Для страны X спрос показан кривой – D1D2, а предложение - кривой S1S2, соответственно для страны Y спрос отразится кривой D2D2, а предложение - кривой S2S2. В этом случае внутреннее рыночное равновесие будут отражать соответственно точки Ех и Еу а равновесные цены - Рх и Ру. Поскольку Ру больше Рх, данный товар дешевле в стране X, его выгоднее производить больше, чем потребляет внутренний рынок, и по более высоким ценам продавать в страну Y. Стране Y выгодно его покупать у страны X по любым ценам ниже Ру и страны договариваются о торговле данными товарами.

Равновесная цена, существующая на рынке страны X, свидетельствует, что спрос равен предложению и избытка товара для экспорта не существует. Увеличить объем предложения можно только при возрастании цены. Цена Рх служит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране Y равновесная цена Ру также подтверждает равенство спроса и предложения, и при данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, возникнет избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Таким образом, цена Ру служит верхней границей, определяющей объем импорта в страну Y.

В этих границах устанавливается точка равновесия, при которой избыточное предложение страны X равно избыточному спросу в стране Y. На графике - это равенство отрезков АхВх и АуВу , они сформируют на мировом рынке точку равновесия Е и мировую цену Р. Мировой спрос и мировое предложение соответственно показаны на рис. б кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируется спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...