Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
1. Понятие и признаки интеграциональных процессов в мировом хозяйстве. 4. 1 Integratio в переводе на русский язык буквально означает объединение разрозненных частей в нечто общее, единое, целое. Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономически, но и политическими причинами, хотя, основной причиной интеграции является требования высокоразвитых производительный сил, переросших уже рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складываются таким образом, что соотношение политических и экономических факторов менялось на отдельных этапах. Признаки интеграции: 1) Взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; 2) Широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке, технике на основе прогрессивных и глубоких их форм; 3) Глубокие структурные изменения в экономике стран-участников; 4) Необходимость в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики; 5) Региональность пространственных масштабов интеграции. Интеграция носит по преимуществу региональный характер, что связано с неравномерностью интернационализации производства, а также с тем, что предпосылки для интеграции складываются в первую очередь в тех регионах, где на более тесны хозяйственные связи и в наибольшей степени вызревают ее объективные и субъективное факторы. 2. В системе рыночных международных экономических отношений возникает ряд объективных предпосылок перехода к более высокому их этапу – международной интеграции. Они формируются как на микро- уровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион, группа стран). Два пути развития международной интеграции: 1) Создание и развитие транснациональных фирм, которые позволят обойти многие трудности (трансфертные поставки, цены, благоприятные условия воспроизводства, лучший учет рыночной ситуации, приложение прибыли и т.д.); 2) Межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, психологического и политического) пространства в крупных регионах мира. Международная экономическая интеграция – процесс взаимодействия национальных хозяйств, при котором происходит сближение хоз-ых механизмов и направлений их развития, появляется согласованное наднациональное регулирование экономических процессов. Начинается международная экономическая интеграция с экономического регионализма, который представляет собой процесс создания отдельными (как правило, соседними) странами режима более благоприятных условий для торговли и передвижения факторов производства. В рамках регионализма постепенно созревают условия (предпосылки) для экономической интеграции: - близость уровней экономического развития, - близость исторически сложившихся культурных связей, - единство экономических интересов и глобальных проблем и т.д.
Что касается стран «третьего мира», то для них интеграция – это прежде всего единство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации, ослабить то напряжение, с которым связано их экономическое развитие. Причины медленности интеграционных процессов в развивающихся странах: - внутренние особенности экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность, недостаточная внутренняя интегрированность национальной экономики); - характер взаимосвязи интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, в частности разобщенность транспортных систем); - низкая степень взаимодополняемости пытающихся интегрироваться стран, которые часто имеют однотипные народнохозяйственные и отраслевые структуры; - недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов; - факторы внешнего порядка (нарастание финансовой зависимости от индустриально развитых стран, значительный контроль ТИК над внешней торговлей и экспертным производством развивающихся государств); - политическая нестабильность.
3. Опыт показывает, что интеграция на мировом рынке должна проходить постепенно, невозможно «перепрыгивание» через ее ступени. Международная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней: 1 ступень – зона свободной торговли (ЗСТ); 2 ступень – таможенный союз (ТС); 3 ступень – единый рынок (ЕР); 4 ступень – экономический союз (ЭС); 5 ступень – полная экономическая интеграция. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Зона свободной торговли (ЗСТ) – самая простая форма экономической интеграции: страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле. Таможенный союз (ТС) – соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. Единый рынок (ЕР) – когда ликвидируются барьеры между странами не только по взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, обеспечивается согласование экономической политики. Экономический союз – наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер. Полная экономическая интеграция. В данном случае речь идет не просто о согласовании, а о проведении фактически единой экономической политики, требующей, в частности, унификации законодательной базы, опосредующей функционирование хозяйствующих субъектов стран-участниц. Наиболее очевидными моментами в этой связи являются: - общая налоговая система, что предполагает существование идентичных ставок налогов во всех входящих в группировку странах; - единые стандарты, касающиеся, например, разрешенных консервантов для продуктов питания, требований к токсичности выхлопных газов, размеров оборудования и т.п.; - единые правила техники безопасности; - единое трудовое законодательство, т.е. правила приема на работу и увольнения, единый пенсионный возраст; - единый подход к правам профессиональных союзов и их членов; - единая трактовка и единое отношение к различным формам слияния, поглощения ит.п.; - единое антимонопольное законодательство и практика его применения; - единые правила создания и регистрации новых фирм. 4. В промышленных развитый странах интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Европейский союз) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли-НАФТА). Наиболее глубоко процесс международной интеграции затронул страны европейского союза (ЕС), который возник на базе Европейских Сообществ, созданных в 1957г. В результате подписания в Риме шестью западноевропейскими странами договора об Общем рынке. Деление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс интернационализации производства Образование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных отношений между странами входящих в них. Одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими в различным группировкам, приводит к концетрации товарных потоков внутри экономических обединений. Взаимные отношения интеграционных группировок, торговых блоков и отдельных стран в основном охватывают таможенную и кредитную сферы. Например, ЕС проводит беспошлинную торговлю продукцией обрабатывающей промышленности со странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Заключенные соглашения об ассоциации с большинством стран, ранее входящих в колониальные империи европейских мероприятий (66 стран АКТ). Оформлены отношения двустороннего характрера с рядом группировок развивающих стран и отдельными государствами. Наряду с объединениями в форме таможенных союзов важное место в процессе хозяйственного сближения занимают ассоциации стран-производителей и экспортов сырья, свободные экономические зоны. Ассоциации стран-производителей создавались развивающимися странами,т.к. сырье играет важную роль в экономике многих из них, достигая 80% экспорта отдельных стран и являясь основным источником их валютных поступлений. Ассоциации создавались с целью противовеса мощным ТНК, котрое проводили политику поддержания низких цен на сырье. Право на их образование было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 207. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |