Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 24. Специфика деятельности ТНК.




Расширяя свою сферу деятельности ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.

К числу таких форм экономики ТНК обычно относятся:

1. лицензирование;

2. франчайзинг;

3. управленческие контракты;

4. оказание технических и маркетинговых услуг;

5. сдачу предприятий «под ключ»;

6. ограниченные по времени договоры по созданию   совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике часто трудно чётко провести границу между той или иной формой деятельности ТНК. Они используются не дифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.

Важная особенность развития этих форм в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими ТНК, выражая усиление центростремительных тенденций. Особое распространение получили лицензионные соглашения – юридические договоры, по которым лицензиар предоставляет определённые права лицензиату на некоторое время и за определённое вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам ТНК, так и по внешним каналам передачи технологий.

Особая разновидность лицензионного соглашения – франчайзинг (франшиза) - лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом франчайзер представляет определённые права фирме-клиенту. Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определённую плату.

С конца 80-х гг. становится популярной такая форма экспансии ТНК, как оказание управленческих и маркетинговых услуг. Договор на предоставление управленческих услуг – это соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.8

 По контрактам об оказании технической помощи ТНК осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин и оборудования, советами по использованию ноу-хау, устранение аварий и контролем за качеством.

Широкое распространение получили договоры о сдаче заводов «под ключ». В этом случае ТНК берёт на себя ответственность за осуществление всех (или большей части) видов деятельности, необходимых для планирования или строительства определённого объекта. В целом тенденция к использованию многообразных форм международных экономических связей ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.

Новейшей формой завоевания ТНК международных рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний. Задача этих структур – инвестиции в дочерние и партнёрские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков «Пепси-кола» и « Кока-кола» а Африке.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...