Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Последовательность изложения представления методологических положений исследования во введении




Методологическая часть:

§ актуальность исследования;

§ степень разработанности проблемы (с указанием фамилий исследователей);

§ противоречия;

§ проблема исследования;

§ тема исследования;

§ цель исследования;

§ объект исследования;

§ предмет исследования;

§ гипотеза исследования;

§ задачи исследования;

§ теоретико-методологическая основа исследования;

§ теоретическая и практическая значимость исследования;

 

Процедурная часть:

§ база исследования;

§ логика (этапы исследования);

§ методы исследования;

§ апробация исследования;

§ структура магистерской диссертации.

Рекомендации по работе с литературой и написанию теоретической части исследования

 

Работа над исследованием начинается с подбора, изучения и анализа научной литературы, в которой описаны результаты исследований предшествующих поколений ученых. Литература служит источником изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния.

При изучении литературных источников может быть выявлено следующее:

§ кто уже работал и работает по теме исследования;

§ основные идеи авторов, их позиции по исследуемой проблеме;

§ что особенно удалось каждому из авторов в ее изучении;

§ чем отличается их позиция от традиционной, что нового они внесли в изучение этой проблемы;

§ какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения (или сомнения) и почему;

§ какие аспекты проблемы не нашли отражение в существующей литературе;

§ какие в связи с эти встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы.

При анализе литературы и опыта работы образовательных учреждений необходимо выявить:

§ какие затруднения выявлены при решении данной проблемы на практике;

§ каковы основные причины затруднений и недостатков при решении данной проблемы на практике;

§ что особенно успешно удается реализовать при решении данной проблемы на практике;

§ какими средствами достигаются успехи в решении данной проблемы на практике;

Такой предварительный анализ литературы позволяет магистранту сформулировать проблему, цель и задачи исследования.

Работа с литературой включает следующие методы:

§ составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании работы;

§ реферирование: сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по одной теме;

§ конспектирование: детальное изложение главных положений и идей работы;

§ цитирование: дословная запись высказываний автора.

Включенную в текст цитату следует оформить ссылкой с обязательным указанием номера источника в списке литературы и номера страницы в источнике. Если приводится не цитата, а излагаемая мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делается ссылка на источник (см. Приложение 5).

Любой источник, на который ссылается автор работы, должен быть включен в библиографический список.

Опираясь на изученные источники, магистрант в теоретической части раскрывает основные понятия, сущность проблемы исследования и ее состояние в современной теории. Дает анализ основных точек зрения на исследуемую проблему, имеющихся в современной научной литературе. Научное обоснование проблемы предполагает также анализ состояния изучаемого вопроса в практике современной школы и обоснование собственной точки зрения на исследуемую проблему.

Целесообразно в конце каждого параграфа теоретической части сделать краткое резюме.

Теоретическая глава должна иметь свой заголовок. Он может быть формальным («Теоретические предпосылки исследования», «Теоретический анализ проблемы», «Обзор современных исследований по проблеме» и т.п.) или содержательным («Проблема формирования мотивов учебной деятельности в трудах отечественных педагогов и психологов» и т.п.).

Перед составлением обзора психолого-педагогической литературы необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах), должно во всем тексте данной работы иметь лишь одно, четко определенное автором значение.

Установить содержание понятия, или раскрыть его возможно посредством определения (дефиниции). Определить понятие – значит раскрыть существенные признаки его содержания.

Структура определения:

1) Определяемый термин

2) Термин, обозначающий более общее (родовое) понятие

3) Свойства, выделяющие в этом общем понятии определяемое понятие (видовое отличие).

Например: Дифференцированное обучение (определяемый термин) – обучение (родовое понятие), в котором (далее –видовое отличие) осуществляется неодинаковый вариативный подход к отдельным учащимся или к группам учащихся, выделенным либо по уровням учебной успешности, здоровья, отношения к предмету (уровневая дифференциация), либо по существенным признакам: тип мышления, работоспособность, профессиональная направленность, темперамент, пол и др. (типологическая дифференциация). [Педагогический словарь /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др. – М.: Академия, 2008. – С.60]. 

 Поиск толкований понятий следует вести в следующих источниках:

§ энциклопедиях: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);

§ толковых словарях: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

§ оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...