Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ




Программа дисциплины

 

 

„Методика профессионального обучения”

для студентов дневного и заочного отделения

специальность 7.010104 "Профессиональное образование"

 

 

Мариуполь 2009

 

 

УДК 378

Программа дисциплины "Методика профессионального обучения" для студентов, обучающихся по специальности 7.010104 "Профессиональное образование" / ПГТУ, Каф. социологии и социальной работы; сост. В.В. Харабет. – Мариуполь, 2009. – 24 с.

 

 

В пособии рассмотрены цели, задачи, содержание дисциплины "Методика профессионального обучения" для студентов, обучающихся по специальности 7.010104 "Профессиональное образование". Определяются требования к знаниям и умениям студентов, приведен список рекомендуемой литературы. Даны: тематика контрольных работ для студентов заочного отделения, вопросы для подготовки к зачету и экзамену, тематика курсовых работ по профилям подготовки.

Сост.: В.В. Харабет, доц., к.п.н.  
Ответственный за выпуск: В.В. Харабет, доц., к.п.н.  

 

Утверждено

на заседании кафедры

социологии и социальной работы

протокол № 3 от 30.09.2009 г.

 

Рекомендовано

методической комиссией

 инженерно-педагогического факультета

протокол № 1 от 29.09. 2009г.

 

Согласовано:

председатель учебно-методической комиссии

факультета

ст.пр. Ивашко А.Р.

Декан ИПФ проф., д.т.н. Саенко Ю.Л

 

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи курса

2. Содержание программы:

  Модуль I. Методика теоретического обучения

  Модуль II. Методика практического обучения

Требования к знаниям и умениям студентов 

Тематика контрольных работ

Вопросы для подготовки к зачету и экзамену

Модуль I. Методика теоретического обучения

Модуль II. Методика практического обучения

6. Тематика курсовых работ:

Профиль подготовки студентов:

Вариант А. Промышленное и гражданское строительство

Вариант Б. Экономика предприятий, маркетинг, менеджмент в промышленной сфере.

Рекомендуемая литература

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

           Курс «Методика профессионального обучения» является профессионально-ориентированным, обеспечивающий профессионально-методическую подготовку будущего специалиста «Профессионального образования». Изучение курса базируется на фундаментальных психолого-педагогических дисциплинах, а также на профессионально-ориентированных дисциплинах по профилю инженерной подготовки бакалавров и специалистов. Курс обеспечивает прохождение педагогических практик бакалавров и специалистов.

           Цель курса является овладение студентами системой знаний, умений и навыками проектирования и проведения учебных занятий по теоретическому и практическому обучению учащихся.

           Методика профессионального обучения выступает как систематизирующий курс знаний, умений и навыков профессионального образования. Формирование и развитие профессиональной, психологической и учебно-воспитательной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения связано с проектированием педагогического процесса и технологий профессионального обучения учащихся.

           В связи с этим программные основы методики профессионального обучения должны включать структурные компоненты учебно-воспитательного процесса, дидактические единицы учебного материала психолого-педагогических и инженерных дисциплин.

           Методика профессионального обучения в структуре профессионального образования выполняет интегрирующие функции, связанные с систематизацией знаний, умений и навыков, и образования целостного теоретико-практического опыта профессионально-педагогической деятельности будущего педагога.

           Методике профессионального обучения принадлежит ведущая роль в формировании и развитии профессионально-педагогического мастерства преподавателя и мастера производственного обучения.

           Задачами преподавания дисциплины являются:

- систематизация профессионально-педагогических и инженерных дисциплин;

- формирование знаний в области методики профессионального обучения;

- развитие умений и навыков методики теоретического и практического обучения;

- воспитание профессионального интереса к педагогической деятельности.

           Изучение курса предусматривает лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу студентов, консультации. Курс изучается в VI и VП семестрах. В течение VI семестра выполняется контрольная работа. В VП семестре предусматривается зачет, в VП – экзамен и курсовая работа.

           Программа рассчитана на 87 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Модуль I

МЕТОДИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Структура и основные принципы проектирования педагогических технологий. Учебный план и программа по профессии. Основные принципы их построения и формирования содержания. Особенности содержания теоретического и практического обучения. Разработка рабочей учебной программы по предмету: формирование, структурирование и актуализация учебного материала. Распределение учебных часов.

           Проектирование внутрипредметных и межпредметных комплексных дидактических связей предметов профессионально-технического цикла. Особенности установления дидактических связей предметов профессионально-технического цикла с предметами естественно-научного и гуманитарного циклов. Взаимосвязь теоретического и практического (производственного) обучения.

           Проектирование комплексной системы контроля знаний, умений и навыков: текущий, периодический и итоговый контроль. Цели, задачи и содержание контроля. Взаимосвязь различных видов контроля.

           Проектирование технологии изучения тем рабочей учебной программы: характеристика темы; знания, умения и навыки; учебно-воспитательные задачи; учебно-методическое обеспечение; внеклассная работа профессиональной направленности; методические рекомендации по изучению темы, комплексный анализ изучения темы.

           Проектирование уроков: определение целей и задач урока; выбор типа урока; учебно-методическое обеспечение; методы обучения и формы организации проведения урока. Структура урока. Оценка эффективности урока.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Организация рабочего места преподавателя. Оборудование рабочего места и управление техническими средствами обучения и контроля. Цели, структура, принципы проектирования и создание учебно-технических комплексов и методика их применения. Оценка их эффективности.

           Дидактические материалы: методика их разработки и применения в учебном процессе. Дидактическое обеспечение технических средств обучения.

           Систематизация учебно-методической документации: тематическая, поурочная и по направлениям учебно-воспитательной работы. Содержание, методика разработки и применения в учебном процессе.

           ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ.

           Подготовка преподавателя к учебному году: подготовка учебного кабинета, разработка учебно-методической и планируемой документации по предмету и внеклассной работе.

           Изучение библиотечного фонда учебной литературы по предмету и ее систематизация. Создание рабочего комплекта дидактического обеспечения изучения предмета.

           Изучение и систематизация педагогического опыта: изучение методической литературы, результатов научных исследований, участие в конференциях, семинарах и педагогических советах.

           Повышение профессионального мастерства преподавателя: стажировка на предприятиях отрасли; изучение и систематизация инженерно-технической документации по темам учебного предмета; изучение и стандартизация материалов технической литературы.

           Подготовка преподавателя и учащихся к текущим учебным занятиям. Анализ результатов изученных тем и проведенных уроков. Разработка рабочей учебно-методической документации по изучаемой теме и текущим урокам. Подготовка технических средств обучения и дидактических материалов к уроку.

           Подготовка учащихся к учебным занятиям: информационное обеспечение; организация самостоятельной работы учащихся на уроках и дома, рабочая документация учащихся. Самоконтроль и контроль знаний, умений и навыков учащихся.

           РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЦИКЛА.

Общая и частные характеристики предметов профессионально-технического цикла: Дидактический анализ содержания предметов, Структура и узловые вопросы, Установление внутрипредметных связей и межпредметных связей с предметами профессионально-технического цикла. Особенности проектирования комплексной системы контроля и информационно-методического обеспечения по предмету.

           Профессионально-дидактические особенности предмета и их влияние на учебно-воспитательную деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе его изучения. Выбор методов обучения и контроля. Самостоятельная работа учащихся.

           Учебно-воспитательная работа преподавателя профессиональной направленности: содержание учебной программы по предмету - основа классной и внеклассной воспитательной работы. Формы организации внеклассной работы преподавателя профессиональной направленности: структура, связь с классной работой и методика их проведения. Оценка их эффективности.

           ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Содержание педагогического мастерства. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность. Пути формирования и реализация педагогического мастерства.

           Педагогическая техника как форма организации поведения преподавателя. Педагогическая целенаправленность и внешний вид преподавателя. Техника речи.

           Культура общения преподавателя и учащихся: функция общения, стили общения преподавателя, педагогический такт преподавателя. Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

Мастерство преподавателя на уроке: культура педагогического труда преподавателя, мастерство преподавателя в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Мастерство преподавателя как воспитателя.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...