Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯСтр 1 из 6Следующая ⇒
Программа дисциплины
„Методика профессионального обучения” для студентов дневного и заочного отделения специальность 7.010104 "Профессиональное образование"
Мариуполь 2009
УДК 378 Программа дисциплины "Методика профессионального обучения" для студентов, обучающихся по специальности 7.010104 "Профессиональное образование" / ПГТУ, Каф. социологии и социальной работы; сост. В.В. Харабет. – Мариуполь, 2009. – 24 с.
В пособии рассмотрены цели, задачи, содержание дисциплины "Методика профессионального обучения" для студентов, обучающихся по специальности 7.010104 "Профессиональное образование". Определяются требования к знаниям и умениям студентов, приведен список рекомендуемой литературы. Даны: тематика контрольных работ для студентов заочного отделения, вопросы для подготовки к зачету и экзамену, тематика курсовых работ по профилям подготовки.
Утверждено на заседании кафедры социологии и социальной работы протокол № 3 от 30.09.2009 г.
Рекомендовано методической комиссией инженерно-педагогического факультета протокол № 1 от 29.09. 2009г.
Согласовано: председатель учебно-методической комиссии факультета ст.пр. Ивашко А.Р. Декан ИПФ проф., д.т.н. Саенко Ю.Л
СОДЕРЖАНИЕ Цели и задачи курса 2. Содержание программы: Модуль I. Методика теоретического обучения Модуль II. Методика практического обучения Требования к знаниям и умениям студентов Тематика контрольных работ Вопросы для подготовки к зачету и экзамену Модуль I. Методика теоретического обучения Модуль II. Методика практического обучения 6. Тематика курсовых работ: Профиль подготовки студентов: Вариант А. Промышленное и гражданское строительство Вариант Б. Экономика предприятий, маркетинг, менеджмент в промышленной сфере. Рекомендуемая литература
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Курс «Методика профессионального обучения» является профессионально-ориентированным, обеспечивающий профессионально-методическую подготовку будущего специалиста «Профессионального образования». Изучение курса базируется на фундаментальных психолого-педагогических дисциплинах, а также на профессионально-ориентированных дисциплинах по профилю инженерной подготовки бакалавров и специалистов. Курс обеспечивает прохождение педагогических практик бакалавров и специалистов. Цель курса является овладение студентами системой знаний, умений и навыками проектирования и проведения учебных занятий по теоретическому и практическому обучению учащихся. Методика профессионального обучения выступает как систематизирующий курс знаний, умений и навыков профессионального образования. Формирование и развитие профессиональной, психологической и учебно-воспитательной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения связано с проектированием педагогического процесса и технологий профессионального обучения учащихся. В связи с этим программные основы методики профессионального обучения должны включать структурные компоненты учебно-воспитательного процесса, дидактические единицы учебного материала психолого-педагогических и инженерных дисциплин. Методика профессионального обучения в структуре профессионального образования выполняет интегрирующие функции, связанные с систематизацией знаний, умений и навыков, и образования целостного теоретико-практического опыта профессионально-педагогической деятельности будущего педагога. Методике профессионального обучения принадлежит ведущая роль в формировании и развитии профессионально-педагогического мастерства преподавателя и мастера производственного обучения. Задачами преподавания дисциплины являются: - систематизация профессионально-педагогических и инженерных дисциплин; - формирование знаний в области методики профессионального обучения; - развитие умений и навыков методики теоретического и практического обучения; - воспитание профессионального интереса к педагогической деятельности. Изучение курса предусматривает лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу студентов, консультации. Курс изучается в VI и VП семестрах. В течение VI семестра выполняется контрольная работа. В VП семестре предусматривается зачет, в VП – экзамен и курсовая работа. Программа рассчитана на 87 часов. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль I МЕТОДИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Структура и основные принципы проектирования педагогических технологий. Учебный план и программа по профессии. Основные принципы их построения и формирования содержания. Особенности содержания теоретического и практического обучения. Разработка рабочей учебной программы по предмету: формирование, структурирование и актуализация учебного материала. Распределение учебных часов. Проектирование внутрипредметных и межпредметных комплексных дидактических связей предметов профессионально-технического цикла. Особенности установления дидактических связей предметов профессионально-технического цикла с предметами естественно-научного и гуманитарного циклов. Взаимосвязь теоретического и практического (производственного) обучения. Проектирование комплексной системы контроля знаний, умений и навыков: текущий, периодический и итоговый контроль. Цели, задачи и содержание контроля. Взаимосвязь различных видов контроля. Проектирование технологии изучения тем рабочей учебной программы: характеристика темы; знания, умения и навыки; учебно-воспитательные задачи; учебно-методическое обеспечение; внеклассная работа профессиональной направленности; методические рекомендации по изучению темы, комплексный анализ изучения темы. Проектирование уроков: определение целей и задач урока; выбор типа урока; учебно-методическое обеспечение; методы обучения и формы организации проведения урока. Структура урока. Оценка эффективности урока. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Организация рабочего места преподавателя. Оборудование рабочего места и управление техническими средствами обучения и контроля. Цели, структура, принципы проектирования и создание учебно-технических комплексов и методика их применения. Оценка их эффективности. Дидактические материалы: методика их разработки и применения в учебном процессе. Дидактическое обеспечение технических средств обучения. Систематизация учебно-методической документации: тематическая, поурочная и по направлениям учебно-воспитательной работы. Содержание, методика разработки и применения в учебном процессе. ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ. Подготовка преподавателя к учебному году: подготовка учебного кабинета, разработка учебно-методической и планируемой документации по предмету и внеклассной работе. Изучение библиотечного фонда учебной литературы по предмету и ее систематизация. Создание рабочего комплекта дидактического обеспечения изучения предмета. Изучение и систематизация педагогического опыта: изучение методической литературы, результатов научных исследований, участие в конференциях, семинарах и педагогических советах. Повышение профессионального мастерства преподавателя: стажировка на предприятиях отрасли; изучение и систематизация инженерно-технической документации по темам учебного предмета; изучение и стандартизация материалов технической литературы. Подготовка преподавателя и учащихся к текущим учебным занятиям. Анализ результатов изученных тем и проведенных уроков. Разработка рабочей учебно-методической документации по изучаемой теме и текущим урокам. Подготовка технических средств обучения и дидактических материалов к уроку. Подготовка учащихся к учебным занятиям: информационное обеспечение; организация самостоятельной работы учащихся на уроках и дома, рабочая документация учащихся. Самоконтроль и контроль знаний, умений и навыков учащихся. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЦИКЛА. Общая и частные характеристики предметов профессионально-технического цикла: Дидактический анализ содержания предметов, Структура и узловые вопросы, Установление внутрипредметных связей и межпредметных связей с предметами профессионально-технического цикла. Особенности проектирования комплексной системы контроля и информационно-методического обеспечения по предмету. Профессионально-дидактические особенности предмета и их влияние на учебно-воспитательную деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе его изучения. Выбор методов обучения и контроля. Самостоятельная работа учащихся. Учебно-воспитательная работа преподавателя профессиональной направленности: содержание учебной программы по предмету - основа классной и внеклассной воспитательной работы. Формы организации внеклассной работы преподавателя профессиональной направленности: структура, связь с классной работой и методика их проведения. Оценка их эффективности. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Содержание педагогического мастерства. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность. Пути формирования и реализация педагогического мастерства. Педагогическая техника как форма организации поведения преподавателя. Педагогическая целенаправленность и внешний вид преподавателя. Техника речи. Культура общения преподавателя и учащихся: функция общения, стили общения преподавателя, педагогический такт преподавателя. Убеждение и внушение в педагогическом процессе. Мастерство преподавателя на уроке: культура педагогического труда преподавателя, мастерство преподавателя в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Мастерство преподавателя как воспитателя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |