Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕНЕДЖМЕНТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА.Стр 1 из 4Следующая ⇒
1. Современные условия и управление организацией. Быстрые и трудно предсказуемые перемены, новые возможности и угрозы. Выживание и устойчивая деятельность обеспечиваются успешным управлением. Учет возможностей и ослабление негативных воздействий изменений, происходящих во внешней среде. 2. Содержание (сущность) менеджмента. "умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей"; "процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации"; "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу"; "умение побуждать людей работать лучше"; "искусство мотивации персонала". 3. Задачи менеджмента. - управление персоналом организации: работа с людьми; создание настроя на производительную и качественную работу; творческая обстановка; культура деловых отношений; качество трудовой жизни; устранение страха перед новизной; ликвидация отчужденности от результатов труда; индивидуализация льгот и услуг; создание условий для чувства удовлетворенности; - вид деятельности: работа с информацией; выполнение работы в установленные сроки при высоком качестве; работа на потребителя; - система управления: задачи для персонала как необходимый вклад в достижение целей организации; поиск выгодного способа достижения целей; успех и устойчивое положение организации. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА. 1. Школа научного управления: конец Х1Х века; Фридерик У. Тейлор; технико-организационные нововведения не должны быть самоцелью; хронометраж, инструкционные карточки, переобучение рабочих, система дисциплинарных санкций и стимулирования труда; точное и детальное определение стандартов времени, движений; смысл работы – получение денег. 2. Классическая (административная) школа управления: начало ХХ в.; А. Файоль; функции управления: планирование, организация, координация, контроль; общие принципы управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчинение личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива. 3. Школа человеческих отношений: 20-30-е годы ХХ в.; Элтон Мэйо, Мери Паркер Фолетт; переход к интенсивным методам хозяйствования; партнерство между рабочими и предпринимателями; главное не работа, а социальное положение рабочего; проблемы производства и управления решаются с позиции человеческих отношений; социальные и психологические мотивы деятельности; удовлетворенность работой не сводится к получению высокой заработной платы; новые средства повышения производительности труда; важная роль неформальной структуры; неофициальные правила, ценности, убеждения; важность социально-психологических методов в управлении. 4. Школа поведенческих наук: с 50-х годов ХХ в.; Ч. Барнард, Р. Лайкер, Ф.Херцберг, А.Маслоу, Д.Мак Грегор, Г. Минцберг и др.; изучение поведения человека; поведение - реакция на стимул; повторение положительных стимулов - устойчивое поведение; мотивационное управление: добровольное, активное подключение рабочих к задачам организации; три уровня мотивации: потребности, цели, вознаграждения; теории «X» и «Y». 5. Школа науки управления: с 50-х годов ХХ в.; количественные и статистические методы анализа, моделирование; менеджер должен обладать широкими знаниями; менеджмент основывается на положениях многих наук: экономика, социология, психология, математика, теория систем, информационные технологии и др. Главное в деятельности менеджера - принятие решений. ОРГАНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 1. Сущность организации: общество – система организаций; организации и их деятельность пронизывают все стороны жизни человека; искусственное объединение людей, вид деятельности, упорядочение действия какого-либо объекта; коллектив; общая цель (цели); желание совместно трудиться для достижения общей цели (целей); сознательная координация действий. 2. Виды организаций: формальные и неформальные; деловые, общественные, ассоциированные; деловые организации: первичные организации (хозяйственные организации: производственные, торговые, обслуживающие; учреждения (финансовые, общеобразовательные, культурные, лечебные, социального обеспечения, научные); корпоративные организации (корпорация, ведомство, …). 3. Структура организации: горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации; подразделения организации; линейная, функциональная; линейно-функциональная; программно-целевая; дивизиональная (диверсификация деятельности); матричная; конгломератная. ИНФРАСТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА 1. Инфраструктура: среда; выделение переменных, которыми определяется влияние различных факторов и условий; переменные и интенсивность их влияния изменяются. 2. Внутренняя среда: коллектив; цели и задачи; структура; технология; техника; культура организации. 3. Внешняя среда: неопределенность; объем доступной информации относительно внешней среды; точность информации; преобладание в выживании организации; прямое влияние: поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы, государственные органы, потребители, конкуренты; косвенное влияние: технология, состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, отношения с местным населением. 4. Имидж организации: итог взаимодействия организации с ее средой; впечатление, которое создается через сотрудников, клиентов, общественное мнение (внутренний, вне организации; удачный имидж способствует привлечению нужных работников); статистический метод: известность, привлекательность. КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 1. Сущность и процесс коммуникации: обмен информацией; модель процесса коммуникации (обобщенный вариант): отбор информации; формулирование идеи; кодирование информации; формирование сообщения; выбор канала связи; передача сообщения; декодирование сообщения; восприятие информации; интерпретация сообщения; принятие решения; обратная связь. Адекватность восприятия сообщения может варьировать от нуля до ста процентов. 2. Виды коммуникаций. Внешние коммуникации: источник или получатель за пределами организации; хорошее знания внешней среды. Внутренние коммуникации. Вертикальные (межуровневые, руководитель – подчиненный). Горизонтальные. Неформальные. Вербальные. Невербальные. Информация в процессе коммуникации: словами - 7%, характером звучания и интонацией — 38%, невербальными средствами — 55% (жесты, мимика, состояние говорящего, свидетельствуют об искренности говорящего и его натуре). 3. Эффективность коммуникационного процесса: обмен информацией –условие для выполнения всех функций менеджмента; от 50 до 90 % времени руководители всех уровней тратят на коммуникации; эффективность управления в целом и работы отдельного руководителя зависит от коммуникационного процесса: умение вести личную беседу, телефонный разговор, составлять деловые записки, письма, отчеты, проводить совещания. Эффективно работающие руководители, прежде всего, эффективны в своих коммуникациях. Неэффективные коммуникации – одна из главных причин возникновения проблем в организации. 4. Повышение эффективности коммуникационного процесса и совершенствование искусства общения: предупреждение искажения информации и перегрузки информационных потоков; регулирование информационных потоков; совершенствование системы сбора предложений; использование достижений информационных технологий и информационного менеджмента; совершенствование организационной структуры; пояснение идей перед началом передачи; восприимчивость к потенциально возможным семантическим барьерам; контроль вербального и невербального поведения; эмпатия (внимание к чувствам других людей); открытость; установление обратной связи; умение задавать вопросы. 5. Барьеры коммуникационного процесса: снижают эффективность коммуникационного процесса; психологические различия восприятия информации; одна и та же информация может интерпретироваться по-разному; характер взаимоотношений; атмосфера доверия; навыки делового общения и организационное поведение. Основные барьеры коммуникационного процесса: обусловленные восприятием; семантические; невербальные; плохая обратная связь; неумение слушать; недостаток надежной информации; предубеждения; эмоциональность; нечеткость и нереалистичность требований; непредсказуемые реакции. Правила эффективного слушания: перестаньте говорить; помощь говорящему раскрепоститься; готовность слушать (показать говорящему); устранение раздражающих моментов; сопереживание; терпение; сдерживание характера; недопущение споров и критики; умение задавать вопросы; перестаньте говорить. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1. Предпосылки: рыночная самостоятельность бизнеса; прогноз параметров внешней среды, как ориентира для принятия решений о вариантах развития; потери и банкротство предприятий, выбравших неправильные пути развития; обострение конкуренции; возрастание влияния различных рисков; быстрые изменения и неопределенность во внешней среде; глобализация бизнеса. 2. Сущность: а) процесс принятия и осуществления стратегических решений для осуществления стратегического выбора, основанного на сопоставлении ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешней среды; б) установление связи с внешним окружением для достижения желаемого состояния посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно действовать организации и ее подразделениям; в) управление, ориентированное на конкурентные преимущества организации и их сохранение в долгосрочной перспективе. 3. Стратегия: а) генеральная программа действий, устанавливающая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели; б) связующее звено между целями организации и линией ее поведения, выбранной для достижения целей; в) обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации усилий и распределения ресурсов. 4. Конкурентные преимущества: свойственные самому товару (услуге): дешевый товар; более дешевый товар при аналогичных потребительских свойствах; существенное отличие от других товаров; лучшие показатели качества; монополизация рынка или его части: закрепление покупателя; создание условий для достижение монопольного положения; естественные монополии; престижность товара (услуги): фирма, марка, товарный знак; товары (услуги) с вымышленными преимуществами; патенты, ноу-хау, секретность; доступ к источникам сырья, коммуникациям. 5. Анализ стратегических факторов внешней среды и управленческий анализ внутренней среды рассматриваются в теме «инфраструктура менеджмента». 6. Методы реагирования на изменения внешней среды: реактивный стиль (по факту, «борьба с огнем»); диверсификация (расширение сферы деятельности); совершенствование организационной структуры управления (центры прибыли); повышение гибкости (стратегические единицы бизнеса, виртуальные организации); стратегическое управление (ориентированное на будущее). 7. Миссия организации: А) сущность: философия бизнеса (ценности, убеждения, принципы); смысл существования организации; стиль поведения и способ действия; Б) формулировка: целевые ориентиры организации; сфера деятельности; имидж организации; В) необходимость: устанавливаются направления функционирования и общие ориентиры деятельности организации. 8. Цели: цель – конкретное конечное состояние и желаемый результат, которые стремится достичь организация, подразделение, человек; значение: целеполагание – фиксирование намечаемых и получаемых результатов в каждый конкретный момент времени; условие координации усилий персонала организации; ориентир для системы мотивирования персонала. 9. Выработка стратегии организации: к одной цели можно двигаться различными путями; стратегия: каким способом, как идти, с какими средствами; детерминированный подход на основе централизованного управления (точное исполнение при полном согласовании возможных отклонений); гибкий подход на основе децентрализации управления и делегировании полномочий (свобода выбора с учетом возможных отклонений); три основных этапа: А) уяснение текущей стратегии (анализ внешних и внутренних факторов); Б) анализ портфеля продукции и услуг (построение и анализ портфельных матриц, возможные изменения портфельных матриц, желаемый портфель бизнеса); В) выбор и оценка стратегии осуществляется на основе полного учета ключевых факторов (состояние рынка, позиции организации на рынке, цели организации, интересы организации, финансовые ресурсы, квалификация персонала, обязательства организации, зависимость организации от внешней среды, временной фактор).
ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 1. Определение и значение функций менеджмента: обособленный вид деятельности в процессе управления; объективная необходимость для достижения целей организации; решающая роль в системе производственных отношений на всех уровнях организации; влияют на формирование структуры управления. Выделение функций: многообразие деятельности в процессе управления; связь с объектом управления и системой управления; определенные стадии управления. 2. Состав функций: планирование (прогнозирование), организация (реорганизация), координация, контроль, маркетинг, учет, анализ, исследование, стратегическое управление, оперативное управление, управление персоналом, мотивация, руководство, регулирование. 3. Планирование: начало и основа управленческой деятельности; рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации, постановка реальных задач на будущее. Принципы: экономическая обоснованность - достижение конечной цели с наименьшими затратами времени, финансов и ресурсов; реальность; гибкость. Стратегическое планирование: создание и поддержание соответствия между целями фирмы и ее потенциальными возможностями; разработка целей и программы фирмы, план развития входящих в состав фирмы производств, стратегия роста фирмы. Оперативное планирование: на любой стадии процесса планирования; учет внутренних и внешних условий и их постоянного изменения. 4. Контроль: функция менеджмента, обеспечивающая достижение организацией поставленных целей путем установления несоответствия фактических результатов предварительно установленным показателям и проведения корректировок в случае существенных различий; виды контроля по времени проведения: предварительный (регламентация правил и установление целесообразных показателей); текущий (исключение нецелесообразных отклонений от планов и инструкций; хорошая обратная связь); заключительный (информация для планирования аналогичных работ; мотивация персонала по результатам их деятельности); принятие корректирующих действий (ничего не предпринимать; устранить нецелесообразные отклонения; пересмотреть показатели и стандарты); поведенческие аспекты персонала (сильное влияние на поведение людей; стимулирование определенных типов поведения; избегать чрезмерного контроля); характеристика эффективного контроля (стратегическая направленность; ориентация на результаты; соответствие делу; своевременность; гибкость; простота; экономичность). Принципы контроля: заблаговременность; объективность; экономичность; открытость контроля; на всех участках; не должен быть средством карательного отношения; индивидуальный подход к подчиненным. РЕШЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 1. Сущность: выбор альтернативы; во всех сферах деятельности человека; относительная простота и сложность; проблема – правильный выбор; ответственность за решение: личные проблемы, проблемы организации; организационные решения: выбор, который делает руководитель, коллектив, руководство. 2. Классификация решений: по различным критериям; длительность действия и характер целей (стратегические, тактические и оперативные); содержание задачи принятия решения (экономические, организационные, технические, политические и другие); количество целей (одноцелевые и многоцелевые решения); и т. д. 3. Требования к решению. Важнейшие: обоснованность (научная); отражение объективных закономерностей объекта; компетентность; достоверная, хорошо изученная информация; полномочность (работник, имеющий право принимать это решение; условие обеспечения директивности; ответственность за последствия); директивность (обязательность исполнения); непротиворечивость (согласованность с ранее принятыми решениями; непоследовательность – снижение эффективности управления); своевременность (оперативность; не должно произойти необратимых явлений, делающих его ненужным); точность; ясность (лаконичность формулировки; исключение разночтения); эффективность; оптимальность; комплексность (учет всех благоприятных и неблагоприятных факторов; использование логического мышления, интуиции, математических методов и вычислительной техники). 4. Принятие решения. Запрограммированные (алгоритм, повторяемость, простота, структурированные ситуации, определенность вопроса (проблемы), правильность и желательность процедуры). Незапрограммированные решения (новизна, сложность, неструктурированные ситуации, неопределенность). Адаптационное решение: поиск нового решения известной проблемы; отказ от привычного, но устаревшего подхода; творческое решение; личная инициатива и способности. Инновационное решение: наибольшая сложность; способность анализировать неожиданные и непредсказуемые проблемы; новые представления и методы; нетрадиционное мышление; творческое решение проблем; умение использовать идеи других специалистов. Интуитивные: интуиция, интуитивное мышление, сложность перехода в коллективное решение, власть эксперта или влияние основанное на разумной вере, учет новизны ситуации. Основанные на обобщении: умение правильно взвешивать все «за» и «против»; смещение в сторону прошлого опыта, "закон результата", возможность перехода в коллективное решение, возможны затруднения (кратковременные) при адаптации к новому, боязнь новых сфер может закончиться катастрофой. Рациональные: диагноз проблемы или задачи; предварительная постановка цели; сбор необходимой информации; анализ информации; формирование ограничений и критериев; уточнение цели и ее формулировки; построение модели ситуации; выявление альтернатив; оценка альтернатив; экономическое обоснование и выбор альтернативы; согласование решения; оформление и утверждение решения; организация выполнения решения и его корректировка на основе обратной связи; мотивация персонала на повышение качества, экономии и соблюдения сроков. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 1. Мотивация - предпосылка, процесс и итог побуждения себя и других для достижения личных, коллективных целей и целей организации. Внешние мотиваторы: потребности (ощущение недостатка чего-либо); циклический характер. Внутренние мотиваторы: интерес; реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений; отношение к объекту с позиции ценности, привлекательности. Эффективность мотивационного воздействия основана на совпадении внешних и внутренних мотиваторов. 2. Концепции, теории мотивации: изучение человеческого поведения и механизмов побуждения. 3. Первоначальные концепции мотивации: метод кнута и пряника; использование методов психологии. 4. Содержательные теории мотивации: в основу положены потребности - физическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо; первичные и вторичные потребности; "закон результата"; сложность мотивации через потребности. Иерархия потребностей Маслоу: физиологические (первичные); безопасность: безопасная и здоровая физическая и эмоциональная атмосфера; отсутствие реальных угроз; социальные потребности (принадлежности, причастности); уважение; самовыражении (самореализации, самоактуализации). Теория потребностей МакКлеланда: потребности определенных типов приобретаются человеком в течение его жизни; потребность причастности (социальная работа; способны установить позитивные рабочие отношения с другими); потребность успеха - достижения (обычно становятся предпринимателями); потребность власти (энергичные люди; не боятся конфронтации); различные типы руководителей проявляются в зависимости от преобладания какой-либо потребности. Двухфакторная теория Герцберга: гигиенические факторы (физиологические потребности; потребности безопасности; социальные потребности); мотивация (уважение; самореализация). Сравнение теорий Маслоу и Герцберга: ориентация теории (ко всем людям/к «белым воротничкам» и специалистам); влияние потребностей на поведение (все потребности/некоторые потребности могут мотивировать); роль финансового вознаграждения (мотивирует/не является ключом мотивации); перспектива (ко всем людям, на все моменты жизни/на работающих; тип теории (описание: как есть/предписание: как должно быть). 5. Процессуальные теории мотивации: описывают процесс мотивации; основаны на интересах. Теория ожидания Врума. Ожидание: надежда (избранный тип поведения приведет к удовлетворению потребности). Сила мотивации: зависит от ожиданий; «закон результата»; зависит от опыта; субъективная оценка вероятности достижения цели; совершенно новые ситуации - мотивация будет наименьшей. (от У к Р) х (от Р к В) х Вал = М, где: У – затраты усилий; Р – получаемый результат; В – вознаграждение; Вал – валентность (степень относительного удовлетворения или неудовлетворения). М – мотивация. Теория справедливости. Справедливость: обобщенная нравственная оценка; один из основных общечеловеческих социальных идеалов. У/В работника : У/В других людей = Кс где: У – усилия (затраты труда); В – вознаграждение; Кс – коэффициент справедливости. Модель Портера-Лоулера. Учет: затраченных усилий, восприятия своей роли, полученных результатов, вознаграждения, степени удовлетворения. МЕНЕДЖЕР И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Работа менеджера: - профессиональный управляющий, как правило, со специальной подготовкой; - четыре роли: предприниматель, исправление нарушений, распределение ресурсов, достижение согласия; - уровни управления: высшее звено (институциональный уровень); среднее звено (управленческий уровень); низовое звено (технический уровень); - рабочее время: запланированные заседания, встречи 59%; незапланированные встречи 10%; работа с бумагами 22%; разговоры по телефону 6%; поездки, осмотры 3%; - особенности управленческой деятельности: насыщенность очень большим числом действий, преимущественно кратковременных; частые вмешательства извне; широкая сеть контактов; преобладание речевых коммуникаций; незаконченность многих контактов; быстрый темп переключения от одних «мелких дел» к другим; совмещение во времени двух или более действий; прерывания начатых дел; решение возникающих вопросов занимает 5-10 минут (физическое и нервное напряжение руководителя; снижается качество принимаемых решений); - организация труда руководителя: нехватка времени и напряженное состояние руководителя – следствие неправильной организации труда; большое значение имеет научная организация труда менеджера (продуманная система работы, внимание на резервы использования рабочего времени, повышение качества управления); обоснованное соотношение между различными категориями управленческого персонала, уточнение функций и компетенции каждого работника; принцип "не делай того, что с успехом может сделать подчиненный"; правильный подбор заместителей и секретаря (продуманные полномочия; профессиональные достоинства и личностные характеристики; мера ответственности с учетом психологической совместимости; вторжение работников в компетенцию друг друга, дублирование функции); ежедневный анализ рабочего дня (что удалось сегодня и почему? как можно использовать достигнутое? что не удалось и почему? что нужно сделать завтра для более рационального использования рабочего времени?); самоанализ и самоконтроль жесткого соблюдения установленного распорядка дня; умелое планирование рабочего времени; - планирование рабочего дня руководителя: бюджет рабочего времени по основным направлениям (вышестоящее руководство, партнеры, подчиненные); содержание задач и временя, необходимое для их решения; согласование планируемого объема работы с бюджетом личного времени (пересмотр и сокращения вопросов, ужесточение режима работы); планирование каждого рабочего дня с записью всех текущих дел (работать в определенном режиме); особое внимание приему посетителей (не нарушать время, относиться уважительно, принимать конкретное решение); 2. КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА: - личность менеджера: способность, интеллект, темперамент, характер, эмоциональность, сила воли, побудительные мотивы к труду, морально-политический облик, направленность интересов, способность к адаптации и интеграции; психология менеджера: взаимоотношения с подчиненными; психология контактов; формальные и неформальные отношения; - культура менеджера как совокупность материальных и духовных качеств: личная культура, культура работы, культура содержания рабочего места, культура проведения массовых мероприятий, культура приема посетителей, правовая культура, культура составления и оформления документов; - характеристики и навыки, которые необходимы руководителям для достижения успеха: эффективно управлять собой и своим временем; определенность личных ценностей; определение целей (своих, подразделения, работы, организации); поддерживать собственный рост и развитие; быстро и эффективно решать проблемы (все более важная часть управленческих навыков); изобретательность; гибко реагировать на изменения ситуации; умение влиять на окружающих; применение новых современных управленческих приемов; умело использовать людские ресурсы; помощь подчиненным в изучении новых методов и освоении практических навыков; навыки создавать и совершенствовать группы. 3. Стиль менеджмента: - привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным для оказания на них влияния и побуждения к достижению целей организации; - подход с позиции личных качеств: уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, экономическое и социальное образование, высокая степень уверенности в себе, надежность, ответственность, активность, социальное участие, социально-экономический статус; - поведенческий подход: отношение руководителя к подчиненным и выполняемым задачам; А) автократичный стиль; предпосылка – теория Х (люди изначально не хотят трудиться; стараются избавиться от ответственности; стремятся к защищенности; чтобы заставить людей работать, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания); автократ: централизует полномочия; формирует большое количество правил; структурирует работу подчиненных; сводит к минимуму свободу подчиненных; использует психологическое давление, включая угрозы); Б) демократичный стиль: предпосылка – теория У (труд – процесс естественный; при благоприятных условиях люди принимают на себя ответственность; приобщаясь к целям организации, люди используют самодисциплину, самоконтроль и самоуправление); демократ: децентрализует полномочия; оценивает результаты после выполнения работы; согласовывает цели подчиненных с целями организации; создает условия для самомотивации персонала; поддерживает атмосферу открытости и доверия; В) либеральный стиль: предоставление почти полной свободы подчиненным в определении целей и контроле своей работы; профессиональные организации; Г) управленческая решетка; - ситуационный подход: учет особенностей различных ситуаций в каждом конкретном случае; А) ситуационная модель руководства Фидлера: руководители, работающие более эффективно при ориентации (мотивации) на работу (задачу) или человеческие отношения; характеристики конкретной ситуации: хорошие или плохие отношения между руководителем и подчиненными; структурированная или неструктурированная задача; большие или малые должностные полномочия руководителя; Б) подход «путь-цель» Митчела-Хауса: влияние поведения руководителя на мотивацию, удовлетворенность, производитель и качество труда подчиненных; поведение руководителя: разъяснение ожидаемых от подчиненных поведения и результатов; поддержка и наставничество; устранение помех в работе; ориентация усилий подчиненных на достижение цели; формирование у подчиненных потребностей, удовлетворение которых зависит от руководителя; удовлетворение потребностей при достижении цели; В) теория жизненного цикла (Поль Херси, Кен Бланшар): оценка «зрелости» подчиненных; стили: указание (для подчиненных с низкой степенью «зрелости» М1); продажа (для подчиненных с умеренной степенью «зрелости» М2); участие (для подчиненных с умеренной степенью «зрелости» М3); делегирование (для подчиненных с высокой степенью «зрелости» М4). 4. Эффективный руководитель: одна из основных целей менеджмента; творческий подход; постепенный процесс; сложность и опасность упрощения ситуации и пренебрежение малозначительными на первый взгляд факторами; эффективность в коммуникациях; направленность внимания: на человека, на задачу; умение использовать все стили руководства; ориентация на реальность; системный подход. |
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |