![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теории Х и Y Д. МакГрегора: характеристика, преимущества, недостатки, современное состояние, перспективы развития
Дуглас МакГрегор разрабатывает теорию Х и теорию У, известную нам также как теория «Кнута и пряника». Согласно теории «Х»: 1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. Согласно теории «Y»: 1. Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. Ситуационные теории лидерства: характеристика, преимущества, недостатки, современное состояние, перспективы развития Лидерство тесно связано с понятием власти. Лидер – это тот, кто может на добровольной основе подчинить своей власти других людей и в отличие от рук-ля, имеющего часто такие же или большие полномочия избирается, а не назначается, добровольно оказывает влияние на своих подчиненных и несет ответственность только за себя, а не за всех подчиненных сразу. Теории лидерства дают характеристику стилям управления, которые в свою очередь являются принятыми конкретным руководителем нормами поведения в отношение работы. Во взаимодействиях с подчиненными, коллегами и вышестоящими руководителями. Выбор стиля зависит от 3 факторов: · Уровня и зрелости подчиненных · Количества времени · Цели организации Херсей, Бланшар В основе: уровень зрелости подчиненных. Они оцениваются с точки зрения психологической зрелости(мотивация) и профессионализма(способности выполнять работу – знание+опыт): Готовы и способны. Доверие работникам, делегирование. Лучший стиль для руководства высокозрелых последователей. Работники берут на себя максимум ответственности. Готовы, но неспособны. Обучение или убеждение. Лучший при умеренно зрелых работниках. Директивность и поддержка. Руководитель вселяет уверенность в способности работника сделать задание. Не готовы, но способны. Заинтересовать. Мотивация со стороны руководства, партнерство. Предоставляя возможность участвовать в принятии решений на своем уровне руководитель добивается желания последователей выполнять работу Не готовы и неспособны. Дисциплина. Высокая директивность и тщательный присмотр за работниками. Фидлер. Хауз, Митчелл. «Путь – цель». Появившись в 70х базируется на теории ожиданий. Работа эффективна если есть прямая связь между лидером и уровнем мотивационных ожиданий последователей. Идеален вариант, когда вознаграждение, ожидаемое за выполнение задания абсолютно соответствует желаемому. Выделяют 4 управленческих стиля: 1) Директивный(авторитарный) – рук-ль объясняет что, как, когда и каков рез-тат, осуществляет контроль. 2) Поддерживающий – рук-ль на равных с подчиненными. Внимание развитию дружественного климата в организации. 3) Ориентированный на рез-тат – установление целей(напряженных, но достижимых) и основное внимание – качеству во всем. 4) Участвующий – привлечение подчиненных к управлению организацией. Совет с подчиненными, внимание их предложениям. Авторы считают, что руководитель может менять стили в зависимости от ситуации. Врум, Йеттон и Яго. Степень привлечения подчиненных определяется управленческой ситуацией. Автократический. Рук-ль сам принимает решения и доводит до исполнителя, когда у рук-ля есть вся необходимая инфа для принятия решения. Важна скорость или ограниченность времени. Реализация решения не зависит от сотрудников. Автократический 2. Рук-ль собирает инфу у подчиненных и сам принимает решение. Важно, что инфа, полученная от сотрудников позволяет принимать верные решения, хотя принятие ИМИ решений необязательно. Консультативный. Рук-ль делится проблемой с подчиненными с целью получения идей и предложений. Консультативный 2(Совещательный). Рук-ль собирает подчиненных в группу, сообщает им проблему, выслушивает идеи и предложения и сам принимает решения. Принятие сотрудниками решения обязательно, так как они сами и будут его осуществлять. Рук-ль не уверен, будет ли принято решение подчиненными, если оно будет принято без их участия( может возникнуть конфликт). Но если принятие решения отдать подчиненным – не будут учтены интересы организации. Совместное решение. Рук-ль собирает подчиненных в группу, выбирает альтернативные варианты решений и принимает решение, указывая на вклад каждого из них. Участие подчиненных обязательное – это увеличивает эффективность работы предприятия. Стинсон-Джонсон. «Путь-цель» - слишком простая формула, на самом деле все сложнее. Считают, что уровень интереса к работе должен определяться лидером в зависимости как от характеристик последователей, так и характера самой работы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 712. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |