Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РИСОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ




Искажение академической системы преподавания рисунка в специальных художественных учебных заведениях не замедлило сказаться и на методике преподавания рисования в общеобразовательных школах. С одной стороны, стала преобладать бессмысленная тушевка, погоня за аккуратным рисунком, с другой – получает распространение свободное рисование без учета правил и законов искусства.

В 1864 г. Уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа обязательных предметов. Не хватало в это время необходимых учебных пособий и методических руководств. Стремление русских художников к теоретическим изысканиям и интерес к вопросам методики преподавания заметно ослабел. Это был период отмены крепостного права. В это время свое влияние на постановку обучения в общеобразовательной и художественной школах оказали философско-эстетические и педагогические взгляды русских революционеров-демократов – В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. В соответствии с ведущей идеей Н.Г. Чернышевского – «прекрасное есть жизнь» – была выдвинута задача – научить людей видеть прекрасное в жизни.

 К.Д. Ушинский – выдающийся педагог – разделял идеи Н.Г. Чернышевского. Издал книгу по методике работы с детьми – «Детский мир и хрестоматия», которая имела огромный успех. К.Д. Ушинский считал, что методика преподавания всякого предмета должна строиться на наблюдении и изучении окружающей действительности, особенно это важно на начальной стадии обучения, и здесь должна быть разработана своя методика преподавания. В связи с исключением рисования из числа обязательных предметов в средних учебных заведениях в 1869 г. в Академии художеств был поднят вопрос об устройстве специальных педагогических кур- сов для подготовки учителей рисования.

 Школы:

Воскресные рисовальные классыорганизуются при Академии для желающих получить право преподавать рисование. В 1870 г. для поощрения и развития художественного образования учреждаются художественные конкурсы для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений с присуждением поощрительных наград.

В 1872 г. рисование вновь включается в курс учебных предметов реальных и городских училищ. Бесплатные воскресные классы рисования для народа учреждены в 1872 г.

 Специальное педагогическое учебное заведение было организовано при Академии, ввиду того что Воскресные рисовальные классы не могли дать достаточную профессиональную подготовку учителям рисования. По окончании полного курса слушатели педагогических курсов держали экзамен по методике рисования. Свидетельства на право преподавания рисования делились на три разряда соответственно учебным заведениям: 1) для средних учебных заведений; 2) для низших городских училищ; 3) для начальных училищ. От желающих преподавать рисование в средних учебных заведениях требовалось умение хорошо рисовать с натуры обнаженную фигуру человека, интерьер, натюрморт, голову человека; для низших учебных заведений – рисунок гипсовой фигуры, рисунок с натуры головы человека и интерьер. Для получения права преподавать в начальных училищах – рисунок орнамента, натюрморт и линейный рисунок группы геометрических тел.

Специальная комиссия при Академии художеств была создана с целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах. В эту комиссию входили выдающиеся художники Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В.П. Верещагин, К.Ф. Гунн, П.П. Чистяков. Комиссия занималась также составлением программ для средних учебных заведений. Большое влияние на развитие методов преподавания рисования в средних общеобразовательных школах оказали И.Н. Крамской и П.П. Чистяков. Их педагогические взгляды формировались под влиянием педагогических идей Н.Г.Чернышевского. П.П. Чистяков отмечал, что общеобразовательная школа не готовит художников, однако рисование в школе должно быть таким же важным учебным предметом и проходить по всем правилам и законам изобразительного искусства. Вклад, сделанный П.П. Чистяковым в методику преподавания рисования, представляет большую ценность не только для специальных учебных заведений, но и для общеобразовательных школ. Однако все эти ценные идеи не были претворены в жизнь. 

Вывод. Официальное направление в художественной педагогике оставалось прежним. В школьную методику преподавания рисования стали внедряться схоластика, догматизм, формальный подход к обучению. Об этом свидетельствует разнообразная методическая литература конца XIX в. Большинство методических работ ориентировало учителей на механическое рисование – либо на копирование с образцов, либо на рисование по сетке.

 

Начало XX в.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...