Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы преподавания рисования в XVIII в.




Обучение рисованию в России в X – XVII вв.

Рисование как общеобразовательный предмет и методы его преподавания в Древней Руси были связаны в основном с обучением грамоте (грамоте на Руси начали обучать с X в.). Почти во всех рукописных книгах содержатся рисунки и рисованные заглавные буквы. Многие инициалы изображались с головами зверей, птиц и людей. Уже в XI в. рукописная книжная графика и миниатюра достигли достаточно высокой ступени развития.

Обучение велось в монастырских школах. Обучали вначале греческие и византийские учителя, а в дальнейшем представители русского духовенства.

 В основу был положен копировальный метод, перерисовывание образцов, и методы нанесения изображений близки к приемам работы древнегреческих художников – методом работы стилусом на буковых дощечках, покрытых воском. Сложность приготовления буковых дощечек для учебных работ заставила заменить их берестой. Берестяные листы не требовали особой обработки и всегда были под рукой. В Х - ХII на берестяных листах ученики рисовали острой палочкой, а с ХIV века стали использовать гусиное перо и чернила, а также кисть и краски.

Обучали в основном в монастырских школах (мужских и женских). Но специальных занятий рисунком там не было. Эти навыки ученики приобретали в основном во время переписывания книг, копирования прописей и заставок. Дети должны были старательно списывать буквы с прорисей, которые лежали перед ними, тщательно копировать красные буквы, инициалы, украшенные узорами. Специальные задания и упражнения по рисованию не давались.

Более серьезно обучение рисунку проходило у русских иконописцев. Они считали рисунок важной частью своего искусства. С рисунка начиналась всякая работа (для фрески, иконы, книжной миниатюры). Особенно уверенное владение рисунком было необходимо мастерам иконописного дела, которые изображали человеческие лица и фигуры. Вначале копировали подлинники, а затем переходили к самостоятельному рисованию. Ученики долго обучались техническим приемам, чтобы легко и свободно наносить абрис фигур на свежий грунт левкаса (мел+ рыбий жир) или сырую штукатурку. Правильность и четкость рисунка была обязательной. Сначала рисунок наносили кистью или углем, а затем уточняли и закрепляли твердым инструментом. Копировать с образцов ученик начинал не сразу. Вначале он учился копировать изображение через кальку, затем – с образцов-прорисей. Прориси – это рисунки-подлинники, где все линии проколоты иголкой. Ученик вначале угольным порошком переводил через проколы рисунок на лист бумаги, а затем прорисовывал его и только после этого мог приступить к непосредственному копированию с подлинников.

Для организации учебной работы ведущие мастера составляли сборники правил и законов построения изображения – иконописные (лицевые) подлинники. Для копирования использовались специальные тетради и альбомы рисунков-подлинников.

Во второй половине XVII в. формируются зачатки реалистического подхода к рисунку, в основе которого лежало изучение натуры. Первыми художниками, которые говорили о рисовании с натуры, были Иосиф Владимиров и Симон Ушаков.

Иосиф Владимиров в своих трактатах писал, что художник должен внимательно наблюдать и изучать природу, и работать ученики должны под руководством опытного педагога. 

Симон Ушаков – художник-иконописец, просвещенный человек своего времени, прекрасно владевший всеми средствами техники живописи. Он особенно интересовался художественной подготовкой будущих живописцев и методикой обучения. Он говорил, что для овладения высоким мастерством рисунка необходима хорошая школа, а для овладения практикой искусства нужна теория. Ушаков мечтал написать «азбуку искусства», где собирался дать анатомические рисунки, но мечта его не осуществилась. Большое значение Ушаков придавал реальности изображения, однако в методах обучения рисунку придерживался приема копирования. Ставил вопрос о роли искусства как средства воспитания человека, использовании рисования как общеобразовательного предмета.

Таким образом до XVIII в. основным методом обучения рисованию было копирование образцов, т.е. копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование еще не получает широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII в.

 

Методы преподавания рисования в XVIII в.

Укрепляется могущество России, реформы Петра I вызвали подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации для книг. Необходимость овладения навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях.

В первой половине XVIII в. русские люди получали специальное художественное образование в основном в частных мастерских и за границей. В конце XVIII в. Россия становится могущественной державой. В области педагогики появляются оригинальные идеи, имевшие большое значение для развития культуры и просвещения.

В 1758 году в Петербурге была основана по инициативе И.И. Шувалова Академия трёх знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьёзно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования. Основным учебным предметом в академии стал рисунок. За лучшие учебные рисунки Совет академии выдавал авторам награды – малые и большие серебряные медали. По инициативе скульптора Жиле в 1760 г. при академии был организован натурный класс, где изучалось анатомическое строение человеческого тела. 

Методика обучения. В основу метода преподавания в академии было положено рисование с натуры. При обучении рисунку большое значение придавалось личному показу. Система и методика обучения рисунку в России в XVIII в. отличалась от многих академий Западной Европы. Воспитанники могли переходить из одного класса в другой, только достигнув определенных успехов. Такой метод преподавания рисунка имел много положительного. Во-первых, он заставлял каждого педагога более целенаправленно вести занятия с каждым учеником, учитывать его индивидуальные способности. Во-вторых, такое обучение создавало благоприятную почву для усовершенствования методики преподавания и поиска новых, более эффективных методов и приемов обучения.

А.П. Лосенко – замечательный педагог и прекрасный рисовальщик, уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка. С 1769 г. работает в академии. Начиная с А.П. Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление.

А.П. Лосенко поставил своей задачей дать научно-теоретическое обоснование каждому положению академического рисунка и прежде всего при рисовании фигуры человека. Для этой цели он начал изучать пластическую анатомию, искать правила и законы пропорционального членения фигуры на части, вычерчивать схемы и таблицы для наглядного показа. С этого времени метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы. Заслуга А.П. Лосенко состоит в дальнейшем развитии методов преподавания рисунка.

Им были написаны теоретические труды и составлены учебные пособия: 1. «Изъяснение краткой пропорции человека, или Начертание академической фигуры». Данное пособие помогало решать важную задачу – давало объективные знания о закономерностях строения человеческого тела, развивало глазомер. 2. «Учебное пособие по анатомии для художников». Издано не было. Сохранились лишь отдельные рисунки. 3. «Руководство, как увеличить и уменьшить фигуру человека». Это пособие также не было издано и сохранилось в копии, выполненной Ястребиловым. 4. «Альбом таблиц-оригиналов». Это пособие было предназначено не для механического копирования, а для развития координации движений рук и глаз.

К концу XVIII в. русская школа академического рисунка полностью сформировалась. Была выработана четкая система художественного образования, найдены удачные формы и методы обучения рисунку. Методы преподавания строились на чётких дидактических принципах. Здесь придерживались принципа научности, который предъявлял строгие требования как к учащимся, так и к преподавателям, принципа систематичности и последовательности в изучении материала. Академия художеств стала научно-методическим центром по всем вопросам художественной жизни России. Появился целый ряд теоретических трудов, где доказывалась необходимость овладения графическими навыками, подчеркивалась важность рисования как общеобразовательного предмета. Рисование как общеобразовательный предмет получило широкое распространение. Все это подготовило почву для дальнейшего развития учебного рисования как общеобразовательного предмета и усовершенствования методики преподавания рисунка в специальных художественных учебных заведениях. 

 

В первой половине XVIII в. рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. 

Светская школа рисования организована Петром I в 1711 г. при Петербургской типографии. Руководили этой школой братья Одольские. Из-за границы приглашены педагоги-художники, с которыми заключены контракты. Учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры.

Для правильной организации методики преподавания рисования была издана книга И.Д. Прейслера «Основные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России, где намечена определенная система обучения рисунку – автор указывал последовательность перехода от простого к сложному, методику анализа и этапы построения формы. Как и большинство художников-педагогов того времени, И.Д. Прейслер считал геометрию основой обучения рисунка, которая помогает рисовальщику видеть и понимать форму, облегчает процесс построения ее на плоскости. Однако, предупреждал И.Д. Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием законов перспективы и пластической анатомии. В пособии И.Д. Прейслер большое внимание уделял знаниям пропорций и схемам движения человека, а также вопросам выразительности линии и светотеневой проработке формы. Давая пояснение к таблицам, И.Д. Прейслер указывал, что данное пособие предназначено не для копирования, а для того, чтобы ученик мог наглядно увидеть принципы изображения.

Руководство И.Д. Прейслераочень высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось как за границей, так и в России. Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было. Рисование как общеобразовательный предмет получает широкое распространение к концу XVIII в.

М.В. Ломоносов – великий русский ученый, способствовал распространению рисования как общеобразовательного предмета. Он уделял серьезное внимание тому, чтобы рисование стало достоянием не только дворянства, но и широких народных масс.

 

 

Первая половина XIX в.

Это время наивысшего расцвета академической школы рисунка. К началу XIX в. русская академическая школа рисунка становится лучшей в Европе. Серьезное внимание было обращено на методику преподавания художественных дисциплин и, прежде всего, рисунка, внесено много нового в систему академического образования, в утверждение реалистического направления в искусстве. К этому времени в академии сложилась стройная система художественного образования, а также своя особая традиция. Высококвалифицированный состав профессоров создал академии репутацию первоклассного учебного заведения. В Академии художеств началось серьезное научное изучение натуры, получил свое развитие рисунок по памяти. В различных фундаментальных по тому времени теоретических трудах закладывались научные основы методики преподавания рисования.

 А.Н. Оленин, президент Академии художеств, один из образованнейших людей своего времени, знаток и ценитель искусства, содействовал развитию рисунка как учебного предмета и методики его преподавания. Он уделял особое внимание теоретической подготовке молодых художников и разработал проект издания учебников для художников с помощью известного художника-педагога В.К. Шебуева. 

Василий Кузьмич Шебуев – один из художников-педагогов, работавших над проблемами учебного рисунка. Он воспитал замечательную плеяду русских художников: А.А. Иванова, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и многих других. Всю свою жизнь посвятил вопросам научного обоснования рисунка. Будучи противником метода пассивного обучения рисунка по образцам, он по предложению А.Н. Оленина взялся за составление «Полного курса правил рисования и анатомии для воспитанников Академии художеств», но строго систематизированный труд, представлявший собой курс правил рисования и содержавший 150 рисунков, не был издан. После В.К. Шебуева уже никто не составил что-либо подобное. В 1832 г. В.К. Шебуев – ректор Академии художеств. 

В этот период времени начинают самостоятельно развиваться частные школы отдельных художников-педагогов.

Школа А.Г. Венецианова организовалась в начале XIX в. по типу частных мастерских XVIII в. Его метод работы с учениками был отличен от академической системы. Заслугой Венецианова явился его индивидуальный подход к каждому ученику, это было новым в педагогической системе преподавания рисунка. Главным в овладении искусством рисунка Венецианов считал научные знания и, прежде всего – перспективу, но понимал её по-своему. Под термином «перспектива», он объединял все научные положения академического рисунка. Умение видеть и изображать – это и есть «перспектива» в понятии Венецианова. Конечно, полностью согласиться со всеми положениями Венецианова нельзя, как не соглашались и его современники из Академии художеств. Вместе с тем в области методики преподавания Венецианов сделал очень многое. Он первый правильно подошел к методике преподавания как к творческому процессу. 

Общая постановка художественного образования в Академии художеств, методика его преподавания оказали благотворное влияние и на развитие методики преподавания рисования как общеобразовательного предмета. В 1804 г. школьным уставом рисование вводится в число учебных предметов во все уездные училища и гимназии. Это потребовало большого количества учителей рисования.

 Училище технического рисования. Основывается по инициативе графа С.Г. Строганова в 1825 г. в Москве, где было отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. Обучение рисованию во всех общеобразовательных учебных заведениях проходило исключительно по книге И.Д. Прейслера, причем царило сплошное копирование с оригиналов. Рисованию с натуры почти не уделялось внимания. Появилась необходимость в создании учебных пособий для общеобразовательных школ.

 Методические пособия: 

1.«Курс рисования» А.П. Сапожникова (военный инженер, известный художник-любитель) выходит в свет в 1834 г. Это было первое методическое пособие по рисованию, предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, автором которого был русский художник. Книга делилась на части и освещала вопросы перспективы, светотени, рисования человеческой фигуры, законов равновесия тела и правил изображения человека в движении. Заканчивалось пособие знакомством с некоторыми правилами, необходимыми при создании картин и основ композиции. А.П. Сапожниковым были разработаны серии моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явления перспективы и законы светотени.

Метод преподавания рисования, предложенный А.П. Сапожниковым, произвел переворот в учебно-воспитательной работе. Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать. Он указывал, что лучшее средство помочь ученику правильно построить изображение формы какого- либо предмета – метод ее упрощения в начальной стадии рисования. Вначале ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. Он поставил своей задачей приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Успех нового метода преподавания объяснялся тем, что он наглядно и просто раскрывал самые сложные моменты анализа формы предмета при помощи наглядных средств, имел много общего с моделями Дюпюи и Гальяра, опубликован был раньше. Кроме того, метод А.П. Сапожникова обладал преимуществом по сравнению с методом Дюпюи, который использовал модели в качестве натуры, А.П. Сапожников же предлагал свои моде- ли только в качестве наглядного пособия для раскрытия закономерностей строения формы, законов светотени и перспективных явлений.

2. «Очерки теории рисования как общего учебного предмета» Г.А. Гиппиуса выходят в 1844 г. Посвящены рисованию как общеобразовательному предмету. Это был первый капитальный труд по данной теме, он охватывал как общетеоретические вопросы педагогики и изобразительного искусства, так и вопросы методики преподавания рисования. Здесь сконцентрировались все передовые идеи педагогики того времени. Книга делилась на две части – теоретическую и практическую. В теоретической части излагались основные положения педагогики и изобразительного искусства. В практической части раскрывалась методика обучения. В своей книги автор указывал, что рисование как общеобразовательный предмет нельзя преподавать так же, как в специальных художественных школах, методика преподавания здесь должна быть иной. С таким взглядом на методику преподавания рисования мы встречаемся впервые не только в отечественной литературе, но и в западной. 

3. «Первоначальное обучение. О наглядности» Г.А. Гиппиуса. Во второй книге Г.А. Гиппиус дает много ценных методических советов и рекомендаций. С вопросами методики Г.А. Гиппиус тесно связывает обеспечение класса оборудованием и материалами, отмечает, что методика преподавания должна основываться не только на данных практической работы, но и на данных науки, и, прежде всего, психологии. Очень высокие требования предъявляет Г.А. Гиппиус к учителю, считая, что педагог должен не только много знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. Труд Г.А. Гиппиуса стал значительным вкладом в теорию и практику преподавания рисования как общеобразовательного предмета, он во многом обогатил методику преподавания. Такого серьезного и глубоко изучения вопросов методики преподавания в тот период не было.

4. «Рисовальная школа на 20 листах» А.Т. Скино – учителя Московской рисовальной школы. В данном пособии наглядно показывается методика работы, в основе которой лежит линейное построение рисунка, и предлагаются методы выявления формы. Основная задача пособия – раскрыть богатые возможности рисунка карандашом. Техника рисунка в этом альбоме очень высокая.

5. «Курс рисования, состоящий из 34 номеров» А.Т. Скино. 

6. «Школа рисования, черчения и перспективы для всех возрастов. Теоретическое и практическое изложение правил» А.Т. Скино. Данное пособие выпущено в соавторстве с Фебрини. В нём даются методические указания в последовательности работы над рисунком, поурочное распределение заданий. Пособия были предназначены учащимся общеобразовательных школ.

Вывод. К середине XIX в. русская школа академического рисунка достигает небывалой высоты, серьезное внимание уделяется вопросам методики преподавания рисования, совершенствованию техники и технологии. Рисунок и метод его преподавания получают самое широкое распространение в России. Рисование вводится в число обязательных предметов во все училища и гимназии. В Москве открывается Училище технического рисования со специальным отделением, на котором готовят учителей рисования и черчения. В помощь учителям общеобразовательных школ издаются различные пособия и руководства. Первое методическое пособие по рисованию, автором которого был русский художник А.П. Сапожников, предназначено для общеобразовательных учебных заведений. Выходит в свет капитальный труд в области методики преподавания рисования Г.А. Гиппиуса. 

Вторая половина XIX в.

Развитие академической системы художественного образования в целом идет по нисходящей. Снижается уровень методической подготовки преподавателей рисования. Рисование как учебный предмет получает иное направление. Методической основой должны были служить античные образцы, имеющие идеальные пропорции, идеальную красоту форм. Натура как таковая не изучалась, все же замеченные несовершенства фигуры позирующего натурщика рисовальщик был обязан выправить в соответствии с античными канонами. Нарастают противоречия между официальной Императорской Академией художеств и прогрессивными русскими художниками. 

К.П. Брюллов. Выступал за реализм, за глубокое познание природы, был противником ложной идеализации. К.П. Брюллов внес много нового в академическую традицию обучения рисунку. Прежде всего, это метод индивидуального подхода к каждому ученику, личный показ педагога, умение ученика самостоятельно находить ошибку. Однако усилия отдельных художников-педагогов отстоять научные основы учебного рисунка, дать правильное направление преподаванию уже не могли остановить широкого и повсеместного отхода от традиций академической школы. Одни педагоги полностью отвергали академическое направление и старались найти что-то совершенно новое, другие выступали за слепое подражание классике.

После 40-х гг. XIX в. академические методы преподавания начинают трактоваться с самых различных, причем довольно противоречивых точек зрения. Противоречия наблюдаются и в терминологии, и в рекомендациях методов работы с учениками. Академия художеств продолжала придерживаться прежней педагогической линии, основываясь на устаревшей нормативной эстетике. Рисование, как основное звено в системе художественного образования, недооценивалось.

В 1863 г. четырнадцать учеников академии обратились к Совету с просьбой «о дозволении свободно выбирать сюжеты» для дипломных работ. Они просили разрешения писать картины на сюжеты русской истории и отразить чувства, мысли и чаяния русских людей. Но им было отказано, и 13 человек во главе с И.Н. Крамским демонстративно вышли из академии, организовав Артель художников, а впоследствии – Товарищество передвижных художественных выставок.

Бунт четырнадцати — состоявшийся 9 (21) ноября 1863 года . 14 студентов-выпускников Императорской Академии художеств, во главе с И.Н. Крамским обратились к Совету академии с просьбой разрешить им самостоятельно выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Со времени основания Академии художеств для экзаменационной работы предлагались мифологические или библейские события. Золотая медаль давала право на 6-летнюю поездку в Италию оплачиваемую государством.

Сразу после объявления темы конкурсантов на сутки запирали в изолированных мастерских, где они за 24 часа должны были придумать сюжет и нарисовать эскиз будущей картины. Эскиз утверждался Советом Академии и не подлежал изменению.

Решив, что новые правила ставят жанровых и исторических живописцев в неравное положение, конкурсанты 8 октября 1863 года подали в Совет Императорской Академии художеств письменное прошение с просьбой предоставить им свободный выбор сюжета по желанию участвующего, если заданная Советом тема не отвечает личным наклонностям художника[6].

В назначенное время к 10 часам утра 9 (21) ноября 1863 года все четырнадцать претендентов были вызваны в конференц-зал Академии, где вице-президент Академии князь Г. Г. Гагарин объявил сюжет к предстоящему конкурсу из скандинавских саг: «Пир в Валгалле». На троне бог Один, окруженный богами и героями; на плечах у него два ворона; в небесах, сквозь арки дворца Валгаллы, в облаках видна луна, за которой гонятся волки.

Оставшимся был академист по классу исторической живописи Пётр Заболотский, заявивший, что намеревается участвовать в конкурсе. Совет Академии объявил Заболотскому, что конкурс при одном претенденте состояться не может.

 И.Н. Крамской. Он решительно выступал против академии как учреждения, где господствовала анархия. В то же время он всячески приветствовал академическое обучение, дающее твердые, научно обоснованные знания. Возглавив Общество передвижников, И.Н. Крамской вел борьбу против официальной академии. Он внес много ценного в методику преподавания академического рисунка. Большое значение в рисунке И.Н. Крамской придавал форме, правильному пониманию объема, поэтому считал необходимым занятия скульптурой. И.Н. Крамской несколько лет работал над созданием школы рисования. Он предполагал, что обучение рисунку должно быть разделено на два периода – первоначальный и окончательный, обучение искусству должно начинаться в детском возрасте. Большое внимание И.Н. Крамской уделял методике преподавания, утверждая, что преподавание – это тоже искусство, и педагог должен быть гибким и иметь свободу в выборе методов обучения. Однако свобода преподавания не должна переходить в своеволие.

П.П. Чистяков– выдающийся русский художник-педагог. Его педагогические взгляды получили признание уже в советское время, были обобщены в целом ряде искусствоведческих работ и представляют для нас особую ценность. Методика преподавания, указывал П.П. Чистяков, должна строиться на законах науки и искусства. Свою систему рисунка в целом П.П. Чистяков назвал «системой поверочного рисования». Особенно большое значение он придавал перспективе. Главную роль в его системе обучения играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурой и рисующим и помогала сверять изображение с натурой. П.П. Чистяков считал, что художник должен, кроме мастерства, иметь и специальную педагогическую подготовку. Педагог не имеет право вводить ученика в заблуждение своими субъективными рассуждениями, он обязан давать достоверные знания. В учебном рисунке вопросы наблюдения и познания натуры играют первостепенную роль. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 381.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...