Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды национальных стандартов.




     Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на услуги;

- стандарты на процессы (работы);

- стандарты на методы контроля;

- стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий ши­рокую область распространения и (или) содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий стандарт может применяться непо­средственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

Существует два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг.

Основополагающие организационно-методические стан­дарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области.

Основополагающие общетехнические стандарты уста­навливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы.

Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

В ГОСТ Р 1.0—2004 указывается, что стандарты на про­дукцию устанавливают для групп однородной продукции или конкретной продукции: а) технические требования; б) методы контроля безопасности; в) технические требова­ния к основным потребительским свойствам; г) требования к условиям и правилам эксплуатации; д) требования к транс­портированию, хранению, применению и утилизации.

  На продукцию разрабатывают следующие основные под­виды стандартов:

1) стандарт общих технических условий;

2) стандарт технических условий.

   В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продук­ции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стан­дарты в общем случае включают следующие разделы: клас­сификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам одно­родной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил упаковки, транспорти­рования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обяза­тельных требований к качеству продукции (услуги). Уста­навливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Для каждого метода в зависимости от специфики его про­ведения устанавливают:

 а) средства испытаний и вспомога­тельные устройства;

 б) порядок подготовки к проведению испытаний;

 в) порядок проведения испытаний;

 г) правила обработки результатов испытаний;

 д) правила оформления результатов испытаний;

 е) допустимую погрешность испы­таний.

  Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества, либо широкого назначения - проверка комплекса показателей.

  Практика обязательной сертификации вызвала необхо­димость разработки стандартов смешанного вида — стан­дартов на продукцию и методы контроля, в частности стан­дартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности.

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, что­бы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт на термины и определения — стандарт, уста­навливающий термины, к которым даны определения, со­держащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из глав­ных задач стандартизации — обеспечение взаимопонима­ния между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

 Разработка национальных стандартов.

Порядок разработки и утверждения стандартов осущест­вляется согласно по следующей общей схеме.

1. Национальный орган по стандартизации разрабатыва­ет и утверждает программу разработки национальных стан­дартов (далее — НС).

2. Разработчик (любое физическое или юридическое лицо) организует уведомление о раз­работке НС, обеспечивает доступность проекта НС заин­тересованным лицам для ознакомления, дорабатывает проект НС с учетом получен­ных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта.

3. Техниче­ский комитет (ТК) по стандартизации организует проведение экспертизы данного проекта.

4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа ис­полнительной власти по техническому регулированию и в
информационной системе общего пользования перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для со­блюдения требований ТР.

  Применение национальных стандартов.

  Применение национального стандарта — это использо­вание указанного нормативного документа в различных ви­дах деятельности: 

- в производстве, торговле;

- в качестве доказательной базы ТР;

- в от­ношении продукции (услуг) на территории РФ с целью экспорта, при этом составляется договор (контракт).

В договор о поставке продукции или исполнении услуги должно быть включено условие о соответствии продукции (услуг) обязательным требованиям стандартов.

  Применение национального стандарта подтверждается в соответствии со ст. 22 ФЗ о техническом регулировании знаком соответствия национальному стандарту в порядке, определенном ГОСТ Р 1.9— 2004 «Знак соответствия национальному стандарту Россий­ской Федерации. Изображение. Порядок применения».

   Знак соответствия является формой доведения до потребителя информации  о соответствии конкретной продукции требованиям на­циональных стандартов на эту продукцию. Подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя в форме добровольной сертификации.

  Применением знака соответствия национальному стан­дарту является:

- маркирование им непосредственно про­дукции, тары, упаковки, товарно-сопроводительной до­кументации, прилагаемой к продукции, поступающей к приобретателю при реализации;

- использование этого знака в рекламе, проспектах, на официальных бланках и вывесках, при де­монстрации экспонатов на выставках и ярмарках;

- если необходимость маркирования продукции знаком соответствия установлена в договоре (контракте) на поставку продукции.

Знаком соответствия может маркироваться продукция, на которую имеются национальные стандарты следующего содержания:

- стандарты общих технических условий (технических условий);

- стандарты общих технических требований (техниче­ских требований).

Характеристика стандартов организаций.

Стандарты организаций (СТО) — документы по стан­дартизации, введенные ФЗ о техническом регулировании.

  СТО, по существу, заменяют две категории стандартов, ранее введенные - стандарты научно-технических, инженерных обществ и других об­щественных объединений.

  СТО применяются для совершенствования производства, обеспечения качества продукции, оказывае­мых услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов ис­следований, измерений и разработок.

Объекты стандартов организации.

  СТО могут разрабатываться на применя­емые в данной организации продукцию, процессы и ока­зываемые услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внеш­ний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответ­ствии с заключаемыми договорами (контрактами).

  Объектом стандартизации могут быть:

- требования к качеству закупаемой продукции (собственные  стандарты организаций — потребителей продукции;

- на полученные в результа­те НИР принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний;

- внутри организации, выпускающей продук­цию: составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой и изготавливаемой продукции; процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции; технологическая оснастка и инструмент и пр;

- внутренние доку­менты по обеспечению и улучшению качества.

Поскольку СТО заменяет стандарты отраслей народного хозяйства, общественных объединений, стандарты предпри­ятий, то сфера их действия является различной — от сферы отрасли народного хозяйства и сферы научно-практической деятельности до сферы отдельного предприятия. В отраслях, где существуют крупные корпорации или отраслевые объединения предприятий, стандартизацию на уровне организаций называют «корпоративной стан­дартизацией».    

Получат широкое применение СТО, распространяющи­еся на деятельность по торговле, стандарты субъектов РФ - территориальные стандарты.

Требования к стандартам организаций.

СТО должны обеспечивать соблюдение требований ТР, а также национальных стандартов, разраба­тываемых для содействия соблюдению требований ТР.

В СТО не должны устанавливаться требования, параме­тры, характеристики и другие показатели, противоречащие ТР или национальным стандартам, разрабатываемым в обе­спечение ТР, стандартам ИСО, МЭК и других международных организаций.

Разработка и утверждение стандартов организаций.

При установлении последовательности разработки СТО реко­мендуется предусматривать наличие четырех следующих стадий:

- организация разработки стандарта;

- разработка проекта стандарта (первая редакция), его согласование заинтересованными сторонами;

- доработка проекта стандарта (окончательная редак­ция), его согласование и экспертиза;

- утверждение стандарта, его регистрация, распростра­нение и введение в действие.

Возможность при разработке собственных стандартов учесть специфику структуры или области деятельности является преимуществом стандартизации на уровне орга­низации.

СТО утверждает руководитель орга­низации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта, в установленном в организации порядке, без ограничения срока дей­ствия. Если проект стандарта затрагивает вопросы безопасно­сти, то он должен быть согласован с органом государствен­ного контроля и надзора, к компетенции которого относят­ся эти вопросы.

Проект СТО может представляться разработчиком в ТК по стандартизации, который организует проведение экспер­тизы данного проекта, если СТО распространяется:

1) на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынки;

2) работы и услуги, выполняемые организацией на стороне.

СТО является интеллек­туальной собственностью разработчика, а значит, и объек­том авторского права, могут использоваться другой организа­цией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией.

В состав обозначения стандарта, распространяющегося на продукцию, поставляемую на внутренний и внешний рынки, или работы (услуги), выполняемые на стороне, сле­дует согласно ГОСТ Р 1.4 включать:

- аббревиатуру — «СТО»;

- код органа по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

- регистрационный номер, присваиваемый организа­ции;

- год утверждения стандарта.

Технические условия как нормативный документ.

ТУ имеют двойной статус, как доку­мента технического и нормативного.

ТУ выполняют роль НД в том случае, если на них де­лаются ссылки в договорах (контрактах), но их назначение этим не ограничивается.

При декларировании соответствия собственными доказательствами заявителя для целей под­тверждения соответствия ТР может быть техническая доку­ментация.

ТУ разрабатывают: на одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.; на не­сколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. В отличие от национальных стандартов они разрабаты­ваются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции.

Объект ТУ:

- про­дукция, в частности ее разновидности — конкретные марки, модели товаров;

- изделия, выпускаемые мелкими сериями (пред­меты галантереи, изделия народных промыслов);

- изделия сменяющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию);

- изделия, осваиваемые про­мышленностью;

- продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий.

ТУ должны содержать вводную часть и разделы, распо­ложенные в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя.

Требования, установленные ТУ, не должны противоре­чить обязательным требованиям национальных стандартов, распространяющимся на данную продукцию.

ТУ подлежат согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия. Подписание акта приемки опытного об­разца (опытной партии) продукции членами приемочной комис­сии означает согласование ТУ. Если решение о постановке про­дукции на производство принимают без приемочной комиссии, ТУ направляют на согласование заказчику (потребителю).

ТУ, содержащие требования, относящиеся к компетен­ции органов госнадзора, подлежат согласованию с ними.

ТУ утверждает разработчик документа.

Обозначение ТУ формируется из: кода  ТУ; кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП); трехразрядного регистрационного номера; кода предприятия разработчика ТУ по классификатору пред­приятий и организаций (ОКПО); двух последних цифр года утверждения документа.

Например: ТУ 1115-017-38576343-93, где 1115 - код группы продукции по ОКП; 017 — регистрационный номер; 38576343 — код предприятия по ОКПО. Для продукции, поставляемой для государственных нужд (закупаемой по государственному контракту), в случаях, когда в контра­ктах есть ссылка на ТУ, должна быть предусмотрена их го­сударственная регистрация.

На регистрацию представляется копия ТУ и в качестве приложения к нему — каталожный лист.

В каталожном листе приводятся подробные сведения о предприятии-изготовителе и выпущенной конкретной про­дукции в виде текста и в закодированном виде. Пред­приятие-разработчик несет ответственность за правильность заполнения каталожного листа.

  При согласии заказчика (потребителя) разрешается не разрабатывать ТУ, если продукция может быть выпущена:

- по контракту — продукция, предназначенная для экспорта;

- по образцу-эталону и его техническому описанию — непро­довольственные товары (кроме сложной бытовой техники и продукции бытовой химии), потребительские свойства которых определяются непосредственно образцом товара без установления количественных значений показателей его качества или когда значения этих показателей установ­лены ГОСТом (ГОСТ Р) на группу однородной продукции;

- по техническому документу (ТД) — полуфабрикаты, веще­ства, материалы, изготовленные в установленном объеме по прямому заказу одного предприятия. Указанные документы выполняют роль ТУ.

  В связи с расширением сферы применения стандартов организаций, в частности распространением их на постав­ляемую продукцию, ТУ начинают вытесняться СТО. Уже известны случаи переоформления ТУ в СТО. В ближайшей перспективе на конкретные разновидности продукции бу­дут действовать два массовых документа — ТУ и СТО

 


Порядок выполнения работы

Проработав указанный материал, результаты оформить по образцу таблицы 1.

Таблица 1 Национальная система стандартизации

Показатели

нормативных документов

Нормативные документы

Национальные стандарты Стандарты организаций Технические условия
1. Характеристика      
2. Применение      
3. Объекты      
4. Требования к НД      
5. Разработчик      
6. Стадии разработки      
7. Утверждение и согласование      
8. Содержание      
9. Применение знака соответствия      
10. Обозначение и его расшифровка      

 

Контрольные вопросы

1. Национальный орган по стандартизации опубликовывает и распространяет…

2. Издание национальных стандартов других стран осуществляет…

3. Издание и распространение стандартов организаций осуществляет…

4. Заказчиком разработки национального стандарта может быть…

5. Разработчиком национального стандарта может быть…

6. Укажите назначение единой информационной системы.

7. Назовите основные задачи международного сотрудничества в области стандартизации.

8. Какие права даются организациям в области стандартизации?

 

 

Практическая работа № 9










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...