Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Швейцарский союз в 16- первой половине 17 вв. Процесс контрреформации. Особенности политического и экономического развития страны.




В 1501 г. в Союз были приняты «городские кантоны» Базель (где ещё в 1460 году был основан первый в Швейцарии университет) и Шаффхаузен; в 1513 г. равноправным членом Союза стал и «сельский кантон» Аппенцелль из (бывший ранее, как и Шаффхаузен, союзной землёй). В результате число полноправных кантонов достигло тринадцати и с тех пор вплоть до 1798 г. не менялось. Численность населения Швейцарии в первой половине XVI в. достигала 900 тыс. человек. По заключённому 22 сентября 1499 года (после победы швейцарцев в Швабской войне) Базельскому миру, Союз был освобождён от всех обязанностей перед империей, так что связь с ней стала чисто формальной. Швейцария этого времени оставалась конфедерацией — без постоянных органов центральной власти, общей монеты, армии, знамени и печати. Верховным органом по-прежнему был сейм — Тагзатцунг (Tagsatzung), на сессиях которого принимались — в соответствии с принципом единогласия — все основные решения как по внутри-, так и по внешнеполитическим вопросам. В состав Тагзатцунга входили полномочные депутаты кантонов, которые представляли также зависимые от них союзные земли и фогтства. Кроме 13 кантонов, в состав Швейцарского союза входило довольно много «приписанных земель» — земель, дружественных (verbündete) с тем или другим (или несколькими) из членов Союза (Eidgenossenschaft). Совершенно особенное положение среди них занимал Нёвшатель — самостоятельное княжество (со своими князьями), находившееся под покровительством Швейцарии (позднее княжеская власть досталась в нём королю прусскому, и это было прусское княжество в Швейцарском союзе). К числу союзных земель принадлежали также епископство Базельское, аббатство Санкт-Галленское и город Санкт-Галлен (они одновременно с Аппенцеллем просили о принятии в Союз на правах кантона, но получили отказ), Биль, Граубюнден, Вале, несколько позднее (с 1526 г.) — Женева. В духовном и культурном отношении немецкая Швейцария осталась связанной с Германией даже после прекращения политической связи; французская сохраняла такую же связь с Францией. Реформация началась в Германии и Швейцарииодновременно. В 1519 году Ульрих Цвингли начал в Цюрихе свою реформаторскую деятельность. В Санкт-Галлене проповедником и двигателем реформации почти одновременно с Цвингли выступил его друг, учёный-гуманист Иоахим Ватт, бывший в Санкт-Галлене городским врачом. Он добился того, что в 1523 году город сменил прежних священников и назначил новых сторонников реформы. В Шаффхаузене горячим сторонником реформы явился аббат монастыря Всех святых Михаил Эггенсдорф. Движение не коснулось только сельских кантонов. В 1525 году анабаптистское движение, захватившее Германию, отразилось и в Швейцарии, преимущественно в подвластных Цюриху сёлах. Здесь под знаменем религиозной реформы требовалось изменение положения крестьянства (допущение его депутатов в Большой совет, отмена некоторых повинностей, изменение законов об охоте и т. д.). Диспуты с анабаптистами, устроенные Цвингли, цели не достигли. Крестьяне сожгли и разграбили несколько монастырей, сделали несколько нападений на город, но в конце концов были усмирены, хотя правительству пришлось сделать им некоторые уступки («Каппельская грамота»). Анабаптизм не оставил в Швейцарии заметных следов. В 1528 году принял реформацию Берн; за ним последовал Базель (где одно время жил и проповедовал Кальвин). Везде переход к реформации был постановлен городскими советами, причём меньшинство и сельские округа были принуждены подчиниться. В кантонах Аппенцелль, Гларус и Граубюнден, ввиду невозможности прийти к общему решению, была провозглашена свобода совести.

Религиозный спор вызвал войну. Цюрих, Берн, Санкт-Галлен, Биль, Мюльгаузен, Базель, Шаффхаузен заключили союз между собой; против него стал союз 5 католических кантонов сВале и Австрией. Первая религиозная война (1529) окончилась победой протестантов, за которой последовал мир в Каппеле (отсюда выражение «первая каппельская война»); решение религиозных вопросов предоставлено на усмотрение общин. Католические кантоны не допустили, однако, у себя протестантской проповеди; началась вторая каппельская война, окончившаяся победой католиков в битвах при Каппеле (где был убит Цвингли) и при Губеле (в Цуге) и вторым каппельским миром, которым союз протестантских городов был расторгнут. Швейцария распалась на католическую и реформатскую.

В Лозанне — тотчас после её присоединения к Берну (1536), в Женеве — несколько позднее (1559) — были основаны академии. Кроме свободных в религиозном отношении Граубюндена, Гларуса и первое время Аппенцелля, как протестантские кантоны, так и католические проводили у себя религиозное единство с обычной в то время исключительностью и нетерпимостью, со смертными казнями, сожжением и изгнаниями, хотя все такие религиозные преследования не достигали здесь тех размеров, как в других странах Европы. Центрами католической пропаганды были Люцерн, где на частные пожертвования была основана иезуитская коллегия, достигшая значительного процветания, и Фрайбург (тоже иезуитская коллегия). Начиная с 1540-х гг. католическая церковь повела решительное наступление против Реформации повсюду, где та добилась успеха. Такая политика католицизма получила название Контрреформации и нашла своё наиболее яркое выражение в деятельности основанного в 1540 г. Ордена иезуитов и в предпринятых папством мероприятиях по осуществлению решений Тридентского собора 1545—1563 гг. В 1586 году семь католических кантонов (4 лесных, Цуг, Фрайбург, Золотурн) заключили так называемый «Золотой» (названный так по золочёным заглавным буквам грамоты) или Борромейский союз (по имени кардиналаБорромео), обязывавший его членов защищать католицизм внутри каждого кантона, в случае надобности — силой оружия. Швейцарский союз вследствие этого как бы распался. Католические кантоны имели свои сеймы в Люцерне, протестантские — свои в Арау, хотя рядом сохранялись и прежние общие, утратившие большую долю своего и без того скромного значения. Внутренняя связь между двумя частями Швейцарии ослабела; зато укрепилась связь между кантонами одной религии. Однако оставались общие дела, например управление землями, состоявшими в общем владении кантонов разных религий; это общее владение являлось ареной постоянной борьбы, отражавшейся и на подвластных землях, в которых поочерёдно управляли и судили католические и протестантские фогты.В 1587 году 6 из 7 католических кантонов заключили дружеский союз с Филиппом II Испанским. В 1597 году Аппенцелль вследствие религиозной борьбы распался на 2 полукантона: католический Иннерроден и протестантский Ауссерроден. Ближайшим поводом к распадению послужила борьба из-за введения григорианского календаря, который был принят католическими кантонами и не принят протестантскими; спор этот чуть было не привёл к гражданской войне. Католические кантоны хотели насильственно ввести новый календарь в тех землях, которые находились в общем владении нескольких кантонов и в которых они могли это сделать, опираясь на право большинства. Протестантские кантоны не соглашались, настаивая на том, что вопрос о календаре, как вопрос религиозный, не подлежит решению по большинству голосов. Война была предупреждена посредническим вмешательством Франции, устроившей соглашение, по которому произошло размежевание между землями старого и нового стиля. Только в начале XVIII века, когда для протестантов религиозная точка зрения потеряла своё преобладающее значение, протестантские кантоны один за другим тоже приняли григорианский календарь (подробности религиозной борьбы — см. Реформация, Цюрихская реформация, Кальвин, Женева).

Религиозная борьба, ослабившая единство Швейцарии, затормозила развитие её экономического благосостояния. В течение XVI в. Швейцарию не раз посещали чумные эпидемии и голод. Только в XVII в. промышленность опять начала быстро развиваться. Особенно благоприятно для неё было то, что Швейцария осталась совершенно в стороне от тридцатилетней войны, задержавшей на много лет экономическое и культурное развитие всей средней Европы. Для Швейцарии она прямо привела только к потере чуждого ей Роттвейля и к признанию её политической самостоятельности Вестфальским мирным договором 1648 г.; но косвенные последствия были неисчислимы. В Швейцарии проявилось и приняло сознательную форму стремление к сохранению нейтралитета в европейских столкновениях — стремление, впоследствии выработавшееся (окончательно только в XIX в.) в форму политической идеи или задачи Швейцарии. В Швейцарии спасались беглецы от религиозных преследований, ища убежища предпочтительно в родственных им по религиозному миросозерцанию кантонах. Тогда же Швейцария стала местом убежища и для политических изгнанников; впоследствии (тоже в XIX в.) значение её в этом смысле стало ещё больше и было как бы признано соседними державами (не раз, впрочем, делавшими попытки нарушить это право).

Изгнанники-гугеноты принесли в Женеву новые отрасли промышленности. В XVII в. в Швейцарии развилась шёлковая, бархатная, ткацкая, хлопчатобумажная, вязальная (вязание чулок) промышленность; появились в зачаточном виде плетение соломы, изделия из волос (конских; матрацы и т. д.), развившиеся уже в XVIII веке. Этому способствовало большее спокойствие в первой половине XVII в., чем где бы то ни было в Европе, а разорение промышленности у соседей благоприятствовало расширению рынков.

Наряду с этими отраслями промышленности сохранялась и такая, как служба наёмниками в иностранных войсках.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...