Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Швейцария во второй половине 16- п.п 17 века. Процесс контрреформации. Особенности политического и экономического развития страны.




Швейцарский СОЮЗ в XVI в. В Европе XVI в. Швейцария была одной из немногих стран с республиканскими порядками. Ее города и земли юридически продолжали числиться за Священной Римской империей, но после победы в Швабской войне 1499 г., когда они отстояли свою независимость от имперских органов власти, они жили по существу самостоятельной жизнью.
В XVI в. в основном завершилось формирование территории Швейцарского союза. Она расширилась за счет добровольных присоединений к конфедерации, завоеваний и скупки земель. В начале века к союзу примкнули три новых кантона. Их стало 13: 7 городских и 6 сельских. Число кантонов до конца XVIII в, не менялось. Количество "союзных земель", обладавших ограниченной автономией, возросло до 10. В их круг вошла Женева, получившая этот статус в 1584 г. На юге группа кантонов завоевала местности с итальянским населением и поставила в этих общих владениях своих управителей — фогтов. На западе город Берн захватил у герцогов Савойских обширную территорию вплоть до Женевского озера. Тот же Берн и город Фрейбург (Фрибур) скупили небольшое графство у владельцев, которые нуждались в деньгах. На востоке другое графство приобрела союзная земля Граубюнден. В результате всех произошедших перемен границы страны приблизились к современным. Закрепилась и ее языковая специфика: большинство населения Швейцарии было немецкоязычным, но в ее состав вошли целые области, где преобладала французская или итальянская речь, а в ряде горных районов жители сохранили древний рето-романский язык.
Население Швейцарии увеличилось за XVI век с 850 тысяч до 1 млн человек. Расселение в стране, где свыше половины территории занято горами и озерами, было крайне неравномерным. Большинство швейцарцев проживало в сельской местности в равнинной части страны и в горных долинах. Города были сравнительно немногочисленны, невелики и тесно связаны со своей аграрной округой. Наиболее значительными городскими центрами стали Базель и Женева (10—16 тысяч жителей), Цюрих (ок. 7 тысяч), Берн (5,5 тысяч). Жители городов составляли меньшую часть населения даже юродских кантонах. В середине XVI в. в самом Цюрихе проживало в 12, а в Берне в 30 раз меньше народа, чем в кантонах этих юродов, Значение городов в жизни страны определялось, однако, не только степенью концентрации населения, но и их многообразной совокупной ролью — хозяйственной, политической, культурной.
По своему политическому устройству Швейцария была конфедерацией, союзом фактически суверенных городских республик и самоуправляющихся сельских территорий. Единого договора между всеми членами союза не существовало, он держался за счет целой сети перекрестных договоров между отдельными кантонами и их группами. Швейцария не имела постоянных органов центральной власти, постоянного войска, общей казны, общего суда. Тагзатцунг, верховный орган самоуправления всей конфедерации, был собранием делегатов от кантонов, которые представляли также интересы "союзных земель" и подвластных фогств. Он не обладал твердо установленной компетенцией, постоянным местом сбора, строгой периодичностью созыва — все определялось конкретными общими нуждами и интересами кантонов. Делегаты обсуждали важнейшие дела войны и мира, внешних союзов, отношений между кантонами, денежных взносов или размеров вербовки войск, стремились путем переговоров достичь единогласия, но нередко один или несколько кантонов отказывались выполнять решения, которые их не устраивали. При такой политической системе роль местных органов власти была особенно велика.
В Швейцарии основную массу деревенского населения составляли лично свободные люди, и это сказалось на управлении обществом. В сельских кантонах цсревнн решали свои дела и выбирали старост на общинных сходах. Раз в год происходили собрания всего взрослого мужского населения кантона. После молитвы в общем кругу постановления принимались открытым голосованием. Тон задавали, однако, состоятельная деревенская верхушка и опытные войсковые командиры, причем нередки были случаи подкупа голосовавших.
Управление каждого из крупных городов Швейцарии отличалось своими особенностями, но они имели и характерные общие черты. Как правило, ежегодно проходили выборы Большого и Малого советов и городского магистрата — бургомистров, судей, других должностных лиц. Часть мест заполнялась без участия избирателен, на основе рекомендаций прошлого состава магистрата. Число членов советов и служащих различалось в разных городах, но практически повсюду важнейшими делами ведали Малые советы и бургомистры. В Цюрихе, Базеле, Шаффгаузене ведущая роль в управлении принадлежала цеховой верхушке, в Берне, Люцерне* Оренбурге — городской знати. В Швейцарии XVI в. чем дальше, тем больше происходило замыкание функций власти в группах одних и тех же семейств. При внешнем сохранении демократических традиций повсеместно, в городе и деревне, усиливалась власть олигархии.
Хозяйственный строй* Природные условия порождали резкие различия в хозяйственных возможностях разных областей страны. Важнейшее место в сельском хозяйстве занимали земледелие и пастбищное животноводство. Земли, удобной для обработки, в Швейцарии не хватало, и здесь бережно относились к каждому ее клочку, вплоть до террас на склонах гор. Посевы зерна на основе системы трехполья, а также виноградарство, где это позволяли почва, солнце и ветры, были характерны для равнинной части страны и горных долин. В наилучшем положении был кантон Берна, он мог сам обеспечить себя хлебом даже в обычные годы, а при хорошем урожае часть зерна отправить на экспорт. Напротив, городские кантоны Цюриха, Базеля, Люцерна, Восточная Швейцария покрывали свои потребности только в урожайные годы, в остальное же время должны были ввозить зерно. Обширные территории — "лесные" кантоны центральной Швейцарии, кантоны Шаффгаузен, Цуг, Ап-пекцелль, союзные земли Санкт-Галлен и Граубюнден, ряд фогств вообще не могли прожить без постоянного привоза зерна. "Лесным" кантонам в случае их конфликта с соседями и блокады дорог угрожал голод. Потребность в хлебе, с одной стороны, продажа зерна — с другой, были теми хозяйственными нитями, которые связывали земли Швейцарского союза. Крупнейшими центрами торговли зерном стали Базель, куда оно поступало из германской империи, особенно из Эльзаса, и Цюрих, переправлявший потоки этого товара с выгодой для себя во внутренние земли Швейцарии. Хозяйственная необходимость породила в городах жесткую политику магистратов в делах торговли зерном: запреты спекуляции, контроль властей за соблюдением максимума цен. В то же время города использовали все возможности для постоянного нажима на сельскую округу, требуя исключительного права покупки их продуктов на своих рынках.
Феодальные формы зависимости крестьян были развиты в Швейцарии слабее, чем в соседних странах. К XVI в. многие сельские общины, добившиеся свободы от своих светских или духовных господ, целиком состояли из крестьян — собственников земли. В наибольшей мере феодальные поземельные поборы и повинности, различные выплаты за остатки личной зависимости (типа посмертного побора) продолжали существовать в завоеванных территориях, фогствах, подвластных одному или нескольким кантонам. Феодальные традиции сохранялись и в отношениях крестьян с теми монастырями, которым их предки сделали земельные дарения. Правда, нередко сохранявшиеся повинности замещались денежными рента - ми, которые целиком или по частям скупались у монастырей горожанами. Крестьяне часто жаловались на платежи, связанные с личной несвободой, и на малую десятину.
В самой деревенской общине на протяжении XVI в. медленно накапливались изменения. Усилилось имущественное расслоение крестьян. Состоятельная верхушка общины стремилась сосредоточить в своих руках доходы от альменды — принадлежавших сельской коммуне лесов, лугов, вод. Малоземельные крестьяне, да и те, кто не имел полного надела, должны были, например, за пользование лесом для постройки или ремонта дома делать взносы в пользу общины, по сути — тому узкому кругу сельских хозяев, которые фактически оттесняли от права на власть всех остальных. Художники того времени любили изображать сцены изобильных деревенских трапез, но в действительности они были редки, крестьяне обычно не имели значительного достатка. Не случайно тысячи сельских жителей охотно вербовались в зарубежные наемные войска, надеясь, пусть даже с риском для жизни, не только прокормиться, но и скопить деньги, чтобы помочь своим семьям.
В отличие от земледельческого хозяйства равнинных областей, для горных районов было типично пастбищное животноводство. Здесь разводили преимущественно крупный рогатый скот. Весной после традиционного праздника, связанного с началом сезона, мужчины-пастухи уходили со стадами на альпийские луга, постепенно поднимаясь все выше в горы. Там они проводили несколько месяцев, оберегая скот от волков, лавин, резких перепадов погоды, осенью возвращались в долины. Заготовленное здесь сено использовалось в зимнее время. Продажа скота» шерсти, кожи, сыра на местных рынках давала крестьянам возможность покупать зерно и другие товары. Швейцария не только полностью покрывала свои потребности в мясных и молочных продуктах, но и экспортировала скот, особенно в Северную Италию, а сыр — во все соседние страны.
Предметами ввоза, от которого Швейцария зависела полностью, были соль и пряности. Соль в Европе того времени использовалась не только непосредственно в пищу, она требовалась в больших количествах для хранения продуктов. Солеварни, появившиеся н середине XVI в. в землях Берна, покрывали лишь малую часть необходимого. Другими важными импортными товарами были различные вина, высококачественные сорта сукна, оружие, включая излюбленные швейцарцами алебарды, которыми пехотинцы могли сражаться даже против конницы. Собственное производство металла в Швейцарии было невелико, наиболее значительные рудники находились во владениях Берна, Цюриха, Базеля и в Граубюндене.
Как и в других странах Западной Европы, одной из главных отраслей городского ремесла в Швейцарии XVI в. было сукноделие. Оно удовлетворяло местный спрос, но Фрейбургу, где изготовлялись серые и белые сукна, удалось добиться большего; его товары сбывались на крупнейших швейцарских ярмарках — в Женеве и Цурзахе и вывозились в Эльзас, Бургундию, Савойю, даже в Венецию — для перепродажи на Востоке.
Важным центром льноткачества на экспорт стал Санкт-Галлен, В немецких и швейцарских землях вокруг Боденского озера сложился крупный регион разведения льна и конопли. Ремесленники города воспользовались обилием дешевого сырья, но большое значение имело и обращение к системе раздач, организация труда по типу рассеянной мануфактуры. Сырье проходило частичную обработку еще в сельской местности, затем ряд фаз доработки и окраски — у опытных городских ремесленников» Санкт-Галлен наращивал объемы производства до последней трети XVI в,, затем, как и в сукноделии Фрейбурга, наступило время спада.

Особенностью цеховой системы в Швейцарии было отсутствие характерного для многих стран дробления цехов по десяткам профессий, поэтому и число цехов было невелико. На новые отрасли) производства в швейцарских городах обычно не было цеховых за-j претов, и в результате здесь стали бурно развиваться книгопечата-J ние, организованное по принципу централизованной мануфактуры,' изготовление бумага, а позже — шелка, производство бархата, из J готовление часов, которому в Швейцарии было суждено большо будущее. Некоторые из этих ремесел получили мощный импульс *j результате переселения в Швейцарию иностранцев, гонимых ня родине за религиозные убеждения, — так было с шелкоткачеством! которое расцвело благодаря трудовым навыкам и налаженным торг-4 овым связям французских и итальянских эмигрантов. Но уже за долго до этого, в конце XV — начале XVI в., благодаря крупнейший книгоиздателям Базеля И. Амербаху, И. Фробену, тесно сотрудник чавшим с гуманистами, были заложены основы такой высокой культуры издания книг, которая поставила швейцарское книгопечатание раннего нового времени на одно из первых мест в Европе.
Новым явлением в хозяйственном развитии Швейцарии XVI в. стало появление в- ней первых банков — в 1504 г. в Базеле, в 1568 г, в Женеве. Крупных капиталов, сложившихся за счет торговли или производства, тогда в стране еще не было. Самые значительные состояния швейцарских купцов не достигали по европейским меркам даже среднего уровня. Большие суммы скапливались лишь в редких случаях, главным образом у удачливых предводителей наемных войск. Самым богатым из них в XVI в. был JI. Пфиффер из Люцерна, прозванный "швейцарским королем".
Место Швейцарии в экономической жизни Европы во многом определялось ее ролью в международной транзитной торговле. Через нее проходили важнейшие пути с севера на юг, из Германии и Нидерландов в Италию, и с запада на восток, из Франции в приду-кайские страны. Горный перевал Санкт-Готхардта (Сен-Готард), а также трассы через долины Граубюндена обладали крупным не только хозяйственным, но и военно-стратегическим значением. Многие швейцарцы находили себе источники доходов, участвуя в сопровождении грузов в качестве проводников и конвоиров, предоставляя транспортные услуги. Подобно военному наемничеству, эти ганятия нередко превращались в профессиональную деятельность.
Иноземцам Швейцария представлялась суровым краем, рождающим смелых и стойких воинов, страной, народ которой отличается особым свободолюбием и упорством в труде.

Контрреформация в Швейцарии. Вторая половина XVI в. стала временем открытого наступления в идейной борьбе, которое предприняли римско-католическая церковь и поддерживавшие ее силы после решений Тридентского собора. В этом идеологическом наступлении принимали участие и католики Швейцарии. Важную роль в создании новой атмосферы в католических землях сыграли кардинал Карло Борромео, архиепископ Милана, "надзиравший" за Швейцарией, и стоявший во главе руководства Люцерна фанатичны Й католик Людвиг Пфиффер, который мечтал "стереть Женеву с лица земли". По предложению Борромео папа ввел в Швейцарки должность постоянного нунция, передал иезуитам руководство образованием. В Люцерне при поддержке Пфиффера была основана школа иезуитов — деньги на ее содержание и оплату учителей дали папа, испанский король Филипп II, король Франции и герцог Са-юйский, Иезуитские школы возникли во Фрейбурге, Золотурне и в других городах. В Милане Борромео основал Коллегиум Гельвети-кум — семинар по подготовке священнослужителей для Швейцарии (ежегодно здесь обучались 40—50 швейцарских юношей).
В 1568 г. семь кантонов — Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн, Оренбург, Золотурн н Цуг — договорились между собой о союзе, названном "золотым" (так как первые буквы в письменном тексте договора были позолочены), Члены союза обязывались защищать в своих кантонах католицизм даже силой оружия. Не отказываясь от участия в общешвейцарских тагзатцунгах, они, однако, стали про-модить в Люцерне и свои собственные заседания. В 1587 г. шесть из семи этих кантонов заключили сепаратный дружеский союз с Филиппом II, королем Испании, что вызвало настороженность в протестантских кантонах.
Межконфессиональные противоречия оказались в Швейцарии настолько сильными, что едва не привели к расколу конфедерации. Их смягчали наличие общих владений, подвластных территорий, которыми по давно устоявшейся очередности управляли католические и протестантские кантоны, а также политика Франции: она была заинтересована в использовании наемных сил Швейцарии из всех кантонов в борьбе с Габсбургами и стремилась не допустить полного развала конфедерации. В самой Швейцарии также нашлись силы, в том числе культурные, которые выражали идеи единства страны. Так, Эгидий Чуди (1505—1572), испытавший влияние гуманизма автор крупнейшей "Гельветической хроники", выявлял в ней общность истории швейцарцев. Он утверждал, что именно в Швейцарском союзе воскресли и реализуются добродетели гельве-тов дорнмекой эпохи (одного из кельтских племен, населявших тогда земли будущей Швейцарии).



























Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...