Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «Контрреформация». Католическая церковь. Орден иезуитов. Тридентский собор и его борьба с реформационным движением в Европе.




Несмотря на то что феодализму в Европе феодальная реакция еще представляла собой большую силу и феодальный строй не изжил себя. После первых поражений, понесенных от буржуазной реформации и крестьянскоплебейских восстаний, феодальная реакция с 40-х годов XVI в. перешла в наступление в разных направлениях. Класс феодалов в целом, политическая надстройка в лице абсолютной монархии, укрепившие ценой взаимных уступок союз с католической церковью, повели натиск на экономический и правовой статус эксплуатируемых классов и сословий, а также против всех прогрессивных форм идеологии. В ряде случаев абсолютные монархии использовали отдельные стороны реформационного учения для проведения «королевской реформации» в целях собственного укрепления (галликанская реформа церкви во Франции, акт о суперматии королевской власти над церковью, секуляризация и создание так называемой епископальной церкви в Англии). Реакционно-сепаратистские круги дворянства также сумели использовать специфические черты лютеранства и кальвинизма в своих эгоистических интересах. С другой стороны, католическая церковь, реорганизовавшись, повела ожесточенное наступление против реформации повсюду, где последняя получила распространение или добилась успеха. Эта политика католической церкви, получившая название контрреформации, нашла наиболее яркое воплощение в деятельности вновь созданного Ордена иезуитов и в мероприятияхпапства по осуществлению решений Тридентского собора.

Орден иеузитов. Основателем был испанский дворянин Игнатий Лойола (1491-1556— —Лишившись из-за тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, этот католический фанатик и реакционер решил посвятить себя «служению Иисусу» и борьбе церкви.Написал книгу под названием «Духовные упражнения», в которой излагались организационно-программные принципы «Общества Иисуса». Деятельность этого общества началась практически с 1534 г ., хотя официально Орден иезуитов был учрежден в 1540 г . и с тех пор неизменно поддерживал тесную связь с папством. Лойола был первым руководителем  ордена и создателем его устава. Формально высшим органом власти у иезуитов считалась генеральная конгрегация, состоявшая из высших сановников ордена, практически вся власть сосредоточивалась в руках генерала, при котором имелся совет из нескольких человек —совещательными правами. Иезуиты весь мир разделили на особые, районы (провинции), включавшие обычно несколько стран. Эти провинции возглавляли иезуитские провинциалы, имевшие при себе также совещательные коллегии. Члены ордена, хотя они и давали, как все монахи, обет послушапия, целомудрия и нестяжательства, жили не в тиши монастырских обителей, а в миру. Их главной обязанностью было находиться в центре общественной жизни и оказывать на нее такое влияние, какого требовали интересы католической церкви и указания руководителей ордена. Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспитание подрастающего поколения в духе католицизма; проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воле и целям ордена и католической, церкви; осуществление планов папской политики; борьба с ересями и распространение католицизма. В дальнейшем одной из основных целей иезуитов стало обеспечение материального преуспевания ордена. Фанатичные, обладавшие змеиной изворотливостью иезуиты проникали в великосветские салоны, во дворцы коронованных особ, потакали их слабостям и порокам и, опутав их сетью интриг, подчинив своей воле, превращали в послушных– исполнителей политики ордена и папства, не останавливаясь перед любыми провинциями и преступлениями.. Они убеждали люд в божественной предустановленности существующих порядков, в необходимости смирения и покорности, в «тщете и суетности» суете мирского. Их миссионеры действовали в колониях, порабощенных европейскими завоевателями, и, любыми методами распространяя там христианство.  За допускавшиеся злоупотребления, а то и преступления иезуитов нередко изгоняли не только из отдельных городов, но и стран. Однако они продолжали развивать свою активность.

Тридентский собор. Успехи реформации показали необходимость проведения некоторых реформ и внутренних изменений в самой католической церкви сверху, без чего она не могла сохранить свою былую роль в христианском мире. Вместе с тем папская курия опасалась, что всякая более или менее существенная перестройка католической церкви может привести к торжеству реформационных идей, особенно в тех условиях, когда некоторые крупные князья церкви, епископы и аббаты склонны были признать отдельные догматы реформации, а то и вовсе принять ее, секуляризовать свои владения и превратиться в светских владетелей. В этих условиях церковные власти провели только некоторые половинчатые меры. Папство стало решительно пресекать нарушения духовенством ритуала богослужения. Были открыты новые факультеты университетов и церковные школы. В Риме создали центральный инквизиционный трибунал, главное значение уделялось борьбе с ересями. Застенки инквизиции пополнились тысячами жертв, которые подвергались чудовищным пыткам с целью вынудить «признание» в ереси или отречение от нее. Был заведен «индекс запрещенных книг».

Большую роль в этих реакционных мероприятиях католической церкви сыграл Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1555 по 1563 г . Решающей была его последняя, третья сессия (1562– 1563), на которой перевес оказался на стороне приехавших из Италии наиболее реакционных прелатов и иезуитов, получивших прозвище «ультрамонтан» («загорных»). Под их влиянием собор отверг все попытки отдельных его участников внести какие-либо существенные изменения в догматы и организацию католической церкви. Все сочинения протестантов и их учения были преданы анафеме. Иезуиты яростно отстаивали принцип верховенства папы над епископами, церковным собором, светскими властями и положение о «непогрешимости» папы, когда он с «кафедры» дает толкование вопросам веры. Однако догмат этот официально был принят лишь тремя веками позже, на Ватиканском соборе 1869-1870 гг., также под давлением иезуитов. Теократические притязания ультрамонтан заходили так далеко, что даже католические государи отвергли догмат о верховенстве папы по отношению к светским властям.

Значение Тридентского собора для последующей деятельности католической церкви было очень велико. Опираясь на его решения, папство укрепило все звенья церковной организации, преодолело догматические разногласия внутри католического духовенства, усовершенствовало методы пропаганды католицизма в тех странах, где в первой половине XVI в. одержала успехи реформация, организовало широкую миссионерскую деятельность в колониях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...