Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы организации обучения детей элементам математики




Форма организации – способ построения учебно-игровой деятельности, целью которой является содействие всестороннему, интеллектуальному развитию детей.

Различают:

1. Индивидуальную;

2. Коллективную (поисковая деят.);

3. Групповую (сотрудничество, взаимообучение, взаимоконтроль).

1. Ребенок приобретает знания, выполняет разные задания, имея при этом возможность получения непосредственной или косвенной помощи со стороны взрослого (М. Монтессори, Е.И.Тихеева, Ф.Н. Блехер).

 

« + » стороны « – » стороны
Накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности ребенка более результативно, эмоционально насыщеннее Нет сотрудничества и соперничества со сверстниками, экономически невыгодна

2. Коллективная – одновременно с целой группой

 « + » « – »
Взаимная помощь, взаимное обучение Недостаточно учитываются индивидуальные различия (темп работы, уровень способностей, разное отношение к деятельности)

3. Дифференцированное обучение учитывает:

Ø Способности

Ø Интерес

Ø Объем материала и степень сложности

Ø Степень самостоятельности

Ø Темп продвижения в обучении.

Т.М. Степановой разработана разноуровневая программа по математике и модель учебного процесса по формированию элементарных математических представлений (деление на подгруппы).

Интегрированное занятие – включение детей в разные виды деятельности (игровую, конструктивную, двигательную, изобразительную).

Полезны 1 – 2 раза в месяц:

Ø Математика + рисование;

Ø Математика + конструирование;

Ø Математика + аппликация;

Ø Математика + физкультура

Методические указания к проведению занятий по развитию математических способностей детей

1) Занятие – основная форма организации математического развития дошкольников.

2) На каждом занятии решаются учебные задачи.

Учебная задача включает в себя цель и определяет условия, в которых эта цель будет достигаться.

Цель занятий – математическое развитие детей, формирование поисковой активности, самостоятельности, адекватной самооценки дошкольников, формирование моделирования – как основного средства продуктивной интеллектуальной деятельности дошкольников.

Роль педагога состоит в организации решения учебных задач на занятии и такой методической подготовке самого занятия, чтобы дети сумели справиться с решением задачи своими силами, пережив при этом чувство успешности.

Под методической подготовкой подразумевается система подготовительных заданий, специально выстроенных педагогом с целью подвести детей к верному решению поставленной учебной задачи.

3) На занятии детям предлагаются упражнения. Каждое упражнение имеет методическую, дидактическую и психологическую цель.

Организация нескольких упражнений в систему (занятие) внешне объединенную либо сюжетом, либо единым дидактическим материалом, позволяет выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка.

4) На каждом занятии выделяется несколько этапов.

Внешняя структура развивающего занятия в соответствии с системой дидактических принципов Л.В. Занкова:

· Подготовительная работа к постановке проблемной ситуации;

· Постановка проблемной ситуации;

· Организация осознания УЗ и принятие ее детьми;

· Подготовка и организация системы моделирующих заданий для решения проблемной ситуации;

· Организация процесса осознания необходимости и рациональности нового знания;

· Организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объем;

· Обобщение знания или умения и упрочение его в виде обобщенного способа действий или обобщенного понятия.

Внутренняя структура занятия обусловлена содержанием и последовательностью учебных заданий, взаимосвязью между ними и определяет характер деятельности детей при изучении математических понятий и способов действий с ними.

 

От того, какие задания подбирает педагог для данного занятия, в какой последовательности их выстраивает, насколько им подготовлена и разработана система моделирующих действий ребенка, направленная на решение проблемы, поставленной в задании, зависит достижение целей обучения, характер, способ и уровень самостоятельности детской деятельности на занятии.

Через учебные задания (упражнения) реализуются функции развивающего обучения:

· Мотивационные (задание в игровой форме, проблемное задание);

· Развивающие (задания, выполнение которых формирует и развивает психические процессы ребенка);

· Познавательные (задания, выполнение которых подводит ребенка к новым знаниям или осознанию нового способа деятельности);

· Воспитывающие (задания, воспитывающие различные качества характера – аккуратность, внимательность, прилежание, произвольность; или задания, готовящие ребенка к пониманию смысла проблемной ситуации, задания, выполнение которых обуславливает обобщение способа действия или понятия);

· Контролирующие (задания, качество выполнения, которых показывает педагогу и самому ребенку уровень владения им знанием или способом действия).

5) Методические умения, которыми должен овладеть педагог:

· Умение организовать проблемную ситуацию на рассматриваемом математическом содержании;

· Умение построить систему моделирующих действий ребенка с изучаемым понятием или способом действий;

· Умение осознанно составлять задания и выстраивать задания в систему, имея в виду достижение цели занятия;

· Умение так организовать процесс «подведение итога» деятельности, чтобы дети самостоятельно сформулировали искомый вывод, причем на максимально возможном на данный момент уровень обобщения.

6) Планируя отдельное занятие, педагог должен иметь в виду систему занятий.

7) К каждому занятию педагог должен заранее тщательно готовиться.

Анализ занятия педагога

I этап (самоанализ)

На этом этапе педагог сам оценивает, удалось ли ему реализовать намеченный план на практике. Для этого он формулирует цель занятия и обосновывает логику своих действий, которые спланировал для достижения цели.

Затем сравнивает логику запланированных действий с логикой проведения реального занятия. Для этого целесообразно остановиться на следующих вопросах:

ü Какие моменты занятия оказались для педагога неожиданными?

ü Чего он не смог учесть при планировании занятия?

ü На какие ответы детей не смог отреагировать?

ü Пришлось ли ему отступить от запланированных им действий и почему?

ü Заметил ли он свои речевые ошибки, недочеты, неудачно сформулированные вопросы?

ü Считает ли, что занятие достигло поставленной цели?

(Активной ли была работа детей на занятии, успешно ли было выполнение самостоятельной работы и т.д.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...