![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы организации обучения детей элементам математики
Форма организации – способ построения учебно-игровой деятельности, целью которой является содействие всестороннему, интеллектуальному развитию детей. Различают: 1. Индивидуальную; 2. Коллективную (поисковая деят.); 3. Групповую (сотрудничество, взаимообучение, взаимоконтроль). 1. Ребенок приобретает знания, выполняет разные задания, имея при этом возможность получения непосредственной или косвенной помощи со стороны взрослого (М. Монтессори, Е.И.Тихеева, Ф.Н. Блехер).
2. Коллективная – одновременно с целой группой
3. Дифференцированное обучение учитывает: Ø Способности Ø Интерес Ø Объем материала и степень сложности Ø Степень самостоятельности Ø Темп продвижения в обучении. Т.М. Степановой разработана разноуровневая программа по математике и модель учебного процесса по формированию элементарных математических представлений (деление на подгруппы). Интегрированное занятие – включение детей в разные виды деятельности (игровую, конструктивную, двигательную, изобразительную). Полезны 1 – 2 раза в месяц: Ø Математика + рисование; Ø Математика + конструирование; Ø Математика + аппликация; Ø Математика + физкультура Методические указания к проведению занятий по развитию математических способностей детей 1) Занятие – основная форма организации математического развития дошкольников. 2) На каждом занятии решаются учебные задачи. Учебная задача включает в себя цель и определяет условия, в которых эта цель будет достигаться. Цель занятий – математическое развитие детей, формирование поисковой активности, самостоятельности, адекватной самооценки дошкольников, формирование моделирования – как основного средства продуктивной интеллектуальной деятельности дошкольников. Роль педагога состоит в организации решения учебных задач на занятии и такой методической подготовке самого занятия, чтобы дети сумели справиться с решением задачи своими силами, пережив при этом чувство успешности. Под методической подготовкой подразумевается система подготовительных заданий, специально выстроенных педагогом с целью подвести детей к верному решению поставленной учебной задачи. 3) На занятии детям предлагаются упражнения. Каждое упражнение имеет методическую, дидактическую и психологическую цель. Организация нескольких упражнений в систему (занятие) внешне объединенную либо сюжетом, либо единым дидактическим материалом, позволяет выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка. 4) На каждом занятии выделяется несколько этапов. Внешняя структура развивающего занятия в соответствии с системой дидактических принципов Л.В. Занкова: · Подготовительная работа к постановке проблемной ситуации; · Постановка проблемной ситуации; · Организация осознания УЗ и принятие ее детьми; · Подготовка и организация системы моделирующих заданий для решения проблемной ситуации; · Организация процесса осознания необходимости и рациональности нового знания; · Организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объем; · Обобщение знания или умения и упрочение его в виде обобщенного способа действий или обобщенного понятия. Внутренняя структура занятия обусловлена содержанием и последовательностью учебных заданий, взаимосвязью между ними и определяет характер деятельности детей при изучении математических понятий и способов действий с ними.
От того, какие задания подбирает педагог для данного занятия, в какой последовательности их выстраивает, насколько им подготовлена и разработана система моделирующих действий ребенка, направленная на решение проблемы, поставленной в задании, зависит достижение целей обучения, характер, способ и уровень самостоятельности детской деятельности на занятии. Через учебные задания (упражнения) реализуются функции развивающего обучения: · Мотивационные (задание в игровой форме, проблемное задание); · Развивающие (задания, выполнение которых формирует и развивает психические процессы ребенка); · Познавательные (задания, выполнение которых подводит ребенка к новым знаниям или осознанию нового способа деятельности); · Воспитывающие (задания, воспитывающие различные качества характера – аккуратность, внимательность, прилежание, произвольность; или задания, готовящие ребенка к пониманию смысла проблемной ситуации, задания, выполнение которых обуславливает обобщение способа действия или понятия); · Контролирующие (задания, качество выполнения, которых показывает педагогу и самому ребенку уровень владения им знанием или способом действия). 5) Методические умения, которыми должен овладеть педагог: · Умение организовать проблемную ситуацию на рассматриваемом математическом содержании; · Умение построить систему моделирующих действий ребенка с изучаемым понятием или способом действий; · Умение осознанно составлять задания и выстраивать задания в систему, имея в виду достижение цели занятия; · Умение так организовать процесс «подведение итога» деятельности, чтобы дети самостоятельно сформулировали искомый вывод, причем на максимально возможном на данный момент уровень обобщения. 6) Планируя отдельное занятие, педагог должен иметь в виду систему занятий. 7) К каждому занятию педагог должен заранее тщательно готовиться. Анализ занятия педагога I этап (самоанализ) На этом этапе педагог сам оценивает, удалось ли ему реализовать намеченный план на практике. Для этого он формулирует цель занятия и обосновывает логику своих действий, которые спланировал для достижения цели. Затем сравнивает логику запланированных действий с логикой проведения реального занятия. Для этого целесообразно остановиться на следующих вопросах: ü Какие моменты занятия оказались для педагога неожиданными? ü Чего он не смог учесть при планировании занятия? ü На какие ответы детей не смог отреагировать? ü Пришлось ли ему отступить от запланированных им действий и почему? ü Заметил ли он свои речевые ошибки, недочеты, неудачно сформулированные вопросы? ü Считает ли, что занятие достигло поставленной цели? (Активной ли была работа детей на занятии, успешно ли было выполнение самостоятельной работы и т.д.). |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 461. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |