Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Транспортная инфраструктура




Городской округ характеризуется высоким транспортным потенциалом. Его транспортный комплекс представлен развитыми системами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, которые обладают возможностями своего дальнейшего совершенствования.

Внешний транспорт

Железнодорожный транспорт

Через городской округ проходит железнодорожная линия Санкт-Петербург – Вологда. На данной железнодорожной линии располагается 4 остановочные станции: 3 грузовых (ст. Череповец‑2, ст., Кошта и ст. Пристань) и 1 грузопассажирская (ст. Череповец‑1).

Грузопассажирская станция Череповец‑1 относится к станциям 1 класса и находится в центре города. Через станцию проходят транзитные поезда дальнего следования до: Санкт-Петербурга, Вологды, Новокузнецка, Тюмени, Екатеринбурга, Астаны, Челябинска, Кургана, Петропавловска, Иваново, Архангельска, Воркуты, Микунь, Адлера и Москвы. Частота рейсов поездов дальнего следования составляет 16 рейсов в сутки. Связь с областным центром, помимо транзитных поездов дальнего следования, обеспечивается ежедневной пригородной электричкой с частотой движения один рейс в сутки. Станция имеет низкий перрон и 2 посадочные платформы, а также здание вокзала 2‑го класса вместимостью 900 человек. В последние годы пассажирооборот станции увеличивается незначительно, на 5 % с 278 тыс. пассажиров в 2011 году до 292 тыс. пассажиров в 2012 году.

Грузовые станции Череповец‑2 и Кошта относятся к грузовым станциям 1 класса, располагаются в западной промышленной зоне и обслуживают прилегающие к ним предприятия. Станция Пристань располагается в Заягорбском районе города, является грузовой станцией IV класса и обслуживается Череповецким портом.

Помимо вышеописанных станций на территории города имеются станции на территориях промышленных предприятий, подъезд к которым осуществляется по обширной сети подъездных и внутристанционных путей.

На пересечении с р. Ягорба сооружены два моста длиной 83 м. Через реку Кошта в Индустриальном районе сооружены три моста длиной 55 м.

Протяженность железнодорожной линии Санкт-Петербург – Вологда по территории городского округа составляет порядка 25 км.

Автомобильные дороги

Город расположен в 6 км южнее автомобильной дороги общего пользования федерального значения А‑114 Вологда – Новая Ладога I, III категории. Интенсивность движения по данной дороге более 10 тыс. автомобилей / сутки. Более 1 тыс. автомобилей в сутки следует по этой дороге в направлении Череповец – Вологда. На 124 км данной дороги сооружена автомобильная развязка в разных уровнях, от улично-дорожной сети города (Кирилловское шоссе) к ней подходит дорога регионального значения – Подъезд к г. Череповец. Второй выход из города на федеральную автомобильную дорогу проходит через промышленную зону, посредством дороги регионального значения Подъезд к г. Череповец со стороны АО «ФосАгро-Череповец», входящей в Северное шоссе.

В южном направлении на продолжении ул. Рыбинская из города выходит автомобильная дорога Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец, которая соединяет город с южными районами, а также с Ярославской и Московской областями. Связь населенных пунктов Череповецкого района, расположенных восточнее города, осуществляется по автомобильной дороге Ирдоматка – Череповец, входящей в город в створе ул. Космонавта Беляева. Характеристика автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, подходящих к городу, приведена в таблице 17.

Таблица 17

Характеристика автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, подходящих к городу

№ п/п Наименование автодороги Техническая категория Тип покрытия проезжей части Ширина проезжей части, м Ширина земляного полотна, м Интенсивность движения автотранспорта, авт./сут.
1 Подъезд к г. Череповец км 0+280–5+120 от автомобильной дороги Вологда – Новая Ладога I

Усовершенствованный

Капитальный

15,0 27,5 Мониторинг не проводится
2 Подъезд к г. Череповец (со стороны АО «ФосАгро-Череповец») III 7,0 12,0 Мониторинг не проводится
3 Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец III 7,0 12,0 1162
4 Ирдоматка – Череповец IV 6,0 10,0 1141

На Привокзальной площади, рядом с железнодорожным вокзалом, располагается автовокзал, осуществляющий междугородные и пригородные пассажирские перевозки. Междугородним сообщением автовокзал связан с соседними населенными пунктами 27 маршрутами. Пригородное сообщение представлено 13 маршрутами. Междугородные и пригородные автобусные маршруты связывают город со следующими населенными пунктами:

Междугородные: Вологда, Белозерск, Ярославль, Бабаево, Большой Двор, Борисово, Великий Устюг, Вытегра, Дуброво, Камешник, Кириллов, Кисово, Коротово, Липин Бор, Никольск, Остров, Петрозаводск, Плосково, Пошехонье, Рыбинск, Сизьма, Сокол, Талицы, Устюжна, Харламовское, Чагода, Шола.

Пригородные: Абаканово, Большая Дора, Дора, Кадуй, Малечкино, Межное, Неверов Бор, Нова, Парфеново, Романда, Суда, Фабрика 7‑год, Хохлово, Шайма, Шексна, Шулма, Шухободь.

До аэропорта организован рейсовый автобус «Красноармейская площадь – Аэропорт» с периодом сообщения 2 часа.

Единовременная вместимость автовокзала соответствует существующему спросу и рассчитана на 260 человек.

Водный транспорт

По реке Шексна проходит Волго-Балтийский водный путь федерального значения, способный пропускать следующие суда: грузовые самоходные сухогрузные и нефтеналивные, грузовые несамоходные наливные и сухогрузные, пассажирские, буксиры, технические. Грузы по водному пути перевозятся в порты следующих населенных пунктов: Москву, Санкт-Петербург, Александровское, Коврижино, Нижний Новгород, Богатырь, Углич, Шала, Вогнема, Кимры, Усть-Ижора, Вытегра, Рыбинск, Шелейки, Белоусово, Устье Вытегра. Интенсивность движения судов через створ Торово в оба направления в 2013 году составляет 9,0 тыс. единиц, грузооборот в оба направления в 2013 году – 11,7 млн. тонн.

Порты и причалы на территории города представлены следующими эксплуатирующими организациями:

Порты:

§ ОАО «Череповецкий порт», расположен на 541 км ВБВП (Волго-Балтийского водного пути) на р. Ягорба;

§ ПАО «Северсталь» – на 536,535 ВБВП, на р. Кошта;

§ ОАО «ФосАгро-Череповец» на подходном канале к промышленному порту от р. Суда.

Причалы и пристани:

§ ООО «Росавтодоринвест» на 542 км ВБВП;

§ ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» на 541,0 км ВБВП;

§ ООО «Череповецкий пассажирский порт» на 0,9 км р. Ягорба;

§ ООО «Конт» на 538,3 км ВБВП;

§ ПАО «Северсталь» на 537,2 км ВБВП;

§ ООО «Речфлотсервис» на 541,9 км и 536,3 км ВБВП;

§ ООО «Бриг» на 537 км ВБВП;

§ ИП Трухонин на 537 км ВБВП.

Основная компания водного транспорта – ОАО «Череповецкий порт». Порт обрабатывает лесные, тарно-штучные, навалочные, генеральные груза, имеет причалы на р. Ягорбе и на южном берегу р. Шексна. Причалы на р. Ягорбе имеют длину 605 м, навигационную глубину 3,8 м, причалы на р. Шексне длина – 347,8 м, навигационная глубина – 4,8 м. Причалы способны принимать суда водоизмещением до 5000 тонн, длиной до 139,3 м, шириной 16,7 м, осадкой в грузу 3,51 м. Снижение спроса в стране на грузовые перевозки водным транспортом в последнее время, затронуло и Череповецкий порт. Годовой грузооборот порта за 5 лет уменьшился более чем в два раза. Динамика годового грузооборота представлена в таблице 18.

Таблица 18

Динамика годового грузооборота ОАО «Череповецкий порт»

Период 2009 г. 2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 8 месяцев 2014 г
Грузооборот, тыс. тонн 476,0 691,2 495,8 321,3 315,7 207,2

Пассажирскими перевозками ранее занимался ООО «Череповецкий пассажирский порт». Количество туристов, прибывших в город водным транспортом, стремительно снижается с 8,2 тыс. человек в 2003 году до 6,1 тыс. человек в 2011 году. Это связано с отставанием модернизации объектов инфраструктуры водного транспорта от других видов транспорта. Регулярные междугородные и пригородные рейсы не производятся. Из здания речного вокзала, расположенного по адресу Соборная горка, д. 1, в настоящее время отходят суда только на экскурсионные маршруты.

На территории города имеется две лодочные станции, расположенные на реке Ягорба. На лодочных станция хранится порядка 200 маломерных судов.

Воздушный транспорт

Северо-восточнее границы города располагается аэропорт, который обслуживается предприятием ООО «Авиапредприятие «Северсталь». Аэропорт класса «В» имеет одну искусственную взлетно-посадочную полосу, размерами 2523х42 м. С аэропорта регулярно выполняются рейсы по 14 маршрутам до населенных пунктов: Санкт-Петербург, Москву, Ухту, Апатиты, Великий Устюг, Калининград, Мурманск, Сочи, Симферополь, Анапу, Геленджик, Хельсинки, Бургас. За 2013 год пассажирооборот аэропорта составил 97 тыс. пассажиров, а грузооборот – 18,39 тыс. тонн. На аэродроме Череповец имеется перрон для малой авиации размером 185х75 м, вертолетные площадки отсутствуют.

В настоящее время проводятся работы по улучшению работы аэродрома. Решаются вопросы о строительстве терминала для внутренних воздушных авиалиний, реконструкции искусственных покрытий аэродрома, инженерных систем.

Городские улицы и дороги, транспорт

Городские улицы и дороги

Сложившаяся структура улично-дорожной сети городского округа (далее УДС) совместно с основными внешними направлениями представляет собой преимущественно прямоугольную схему, разрезанную на части реками Шексна и Ягорба и железнодорожной магистральной линией Санкт-Петербург – Вологда. Основу структуры УДС определяют магистральные улицы общегородского значения, формирующие меридиональную и широтную оси, которые связывают между собой районы города. Широтная ось: пр. Победы – ул. Мира, меридиональная ось: Кирилловское шоссе – ул. Сталеваров – Октябрьский пр. Помимо осевых улиц имеется дополнительная связь Северного и Заягорбского района с помощью Северного шоссе и ул. Архангельской. Магистральную сеть дополняют улицы районного значения. В Индустриальном районе: ул. Ленина, Советский пр., ул. Максима Горького, ул. Комсомольская, пр. Строителей, ул. Парковая, ул. Устюженская; в Северном районе: Кирилловская ул., Молодежная ул.; в Заягорбском районе: ул. Краснодонцев, Олимпийская ул., ул. Космонавта Беляева, ул. Командарма Белова, ул. Суворова, Судостроительная ул.; в Зашекснинском районе: ул. Раахе, Рыбинская ул., Шекснинский пр., Ленинградская ул., Любецкая ул., Городецкая ул. Перечень улиц и дорог с указанием их категории приведен в Приложении 6, а также указан на Карте использования территорий.

Общая протяженность магистральной сети составляет 107,8 км, ее плотность в жилых районах 2,0 км/кв. км, что является показателем нормативного транспортного обслуживания территории магистральными улицами.

Развитая промышленность города притягивает к себе большие потоки грузового транспорта, как железнодорожного, так и автомобильного. Кроме того большое количество транзитного грузового автотранспорта проходит через город от автодороги А‑114 до автодороги Череповец – Сергиев Посад. Основные пути пропуска потоков грузового автотранспорта проходят по следующим направлениям:

§ От 125 км трассы А‑114 до автодороги «Череповец – Сергиев Посад» Кирилловское шоссе – Сталеваров – Маяковского – Мира – Устюженская – Парковая – Октябрьский проспект – Рыбинская;

§ От 140 км трассы А‑114 до автодороги «Череповец – Сергиев Посад»: Северная дорога (шоссе) – 1 км – ул. Городского питомника – Сталеваров – Маяковского – Мира – Устюженская – Парковая – Октябрьский проспект – Рыбинская;

§ По Заягорбскому району: Северное шоссе – Архангельская – Краснодонцев – Гоголя – Красная – Судостроительная, а также Олимпийская и Боршодская;

§ По Зашекснинскому району: Октябрьский проспект – Любецкая – Городецкая, а также Шекснинский проспект, улицы Раахе и Рыбинская;

§ По Индустриальному району: Чкалова, Бардина (от Мира до Чкалова), проспект Победы (участок от ул. Вологодская до Мира), Комсомольская.

На улично-дорожной сети города имеется 10 искусственных сооружений. Наиболее важные из них мосты и путепроводы, соединяющие разные районы города:

§ Октябрьский мост через р. Шексна. Соединяет Зашекснинский и Индустриальный районы. Является единственной связью Зашекснинского района с остальными частями города. Ближайший мост через Шексну располагается в п. Шексна;

§ Мост через р. Ягорба, располагается на пр. Победы и соединяет Индустриальный и Заягорбский районы;

§ Путепровод через железнодорожные пути в створе ул. Сталеваров и ул. Школьная соединяет Индустриальный и Северный районы;

§ Мост через р. Ягорба в створе Северного шоссе и ул. Архангельская соединяет Северный и Заягорбский районы.

Используя продолжительную длину мостов и путепроводов, были организованны автомобильные развязки в разных уровнях на пересечениях:

§ Кирилловского шоссе и ул. Городского Питомника;

§ Ул. Сталеваров и ул. Парковая;

§ Пр. Победы и ул. Набережная;

§ Северное шоссе и южный съезд к садоводствам;

§ Северное шоссе и ул. Боршодская.

Наиболее загруженным искусственным сооружением на улично-дорожной сети города является Октябрьский мост, соединяющий левый и правый берега реки Шексна. На основании измерений от 5.09.2014 г. через мост в утренний час-пик проезжает 6731 транспортное средство, в том числе в сторону Зашекснинского микрорайона – 2427 единиц, в сторону Индустриального микрорайона – 4304 единиц, а суточная интенсивность иногда превышает параметр в 93 тысяч транспортных единиц. Ближайшие к мосту перекрестки на пересечении Октябрьского пр. с Любецкой ул. и ул. Сталеваров с ул. Ленина не могут пропускать такие большие значения – в этих местах образуются транспортные заторы.

Характеристика мостовых сооружений приведена в таблице 19.

 


Таблица 19

Характеристика мостовых сооружений

№ п/п

Наименование мостового сооружения

Основные параметры

Местоположение Год постройки Материал Длина  (с проходами), м Длина сооружения, м Ширина сооружения, м Ширина проезжей части, м Ширина тротуаров, м Техническое состояние (дата последнего обследования)
1 Октябрьский мост через р. Шексна В створе улиц Сталеваров и Октябрьского пр. 1979 г. Сталь, железобетон 1974,5 778,80 26,40 21 2*2,25 Неудовлетворительное 2000 г.
Северный мост: Путепровод над железной дорогой Створ ул. Архангельской 1985 г. Железобетон

2111,0

126,29 30,50 25,00 2*2,25 Неудовлетворительное 2007 г.
Северный мост: Мост через р. Ягорбу Северное шоссе 1981 г. Железобетон 101,11 29,90 24,00 2*2,25 Неудовлетворительное 2013 г.
3 Мост через р. Кошта Створ ул. Северное шоссе 1974 г. Железобетон   54,02 18 15 2*1,5 Неудовлетворительное 2013 г.
4 Мост через р. Серовка в створе ул. Северной Створ ул. Северной 1981 г. Железобетон   22,88 9,70 6,90 2*1,4 Неудовлетворительное 2007 г.
5 Мост через р. Серовка в створе ул. Остинской Створ ул. Остинской 1968 г. Железобетон   19,16 20 14 2*3 Неудовлетворительное 2007 г.
6 Мост через р. Серовка в створе Кирилловского шоссе Створ Кириловского шоссе 1969 г. Железобетон   25,50 11,20 8 2*1,6 Неудовлетворительное 2007 г.
Путепровод по ул. Сталеваров

Створ ул. Сталеваров.

2000 г.

Сталь,

железобетон

4174

214 30,70 26 2*2,25

Не проводилось

Путепровод над автомобильной дорогой. Путепровод над железной дорогой. 278,50 27,60 23 2*1,5
8 Мост через р. Ягорба Створ пр. Победы. 2011 г. Сталь, железобетон   122,86 55,40 31 2*2,25 Не проводилась

Городской транспорт

Городские пассажирские перевозки на территории городского округа обслуживаются автобусами и трамваем. Всего в городе существует 23 автобусных и 3 трамвайных маршрута.

Городские пассажирские перевозки обслуживаются четырьмя организациями: МУП «Автоколонна № 1456», ООО «Череповецтрансагенство», МУП «Электротранс», ООО «Новотранс». Характеристика работы различных видов городского общественного транспорта представлена в таблице 20.

Таблица 20

Характеристика работы различных видов городского общественного транспорта

Характеристика Автобус Трамвай Итого
количество единиц подвижного состава 348 52 400
средняя эксплуатационная скорость, км/час 17,5 15,2 16,4
коэффициент выпуска на линию 0,8 0,61 0,8
перевезено пассажиров в 2013 году, тыс. чел. 53445 8714,00 62159
выполнено пассажирокилометров в 2013 году, тыс. 280945 54000,00 334945
среднегодовой коэффициент наполнения подвижного состава 0,5 0,9 0,5
интервал движения в час пик, мин. 5 5–11 5
количество маршрутов 24 3 27

Исходя из данных видно, что 86 % из всех городских пассажирских перевозок на общественном транспорте приходится на автобус и лишь 14% на трамвай, средняя эксплуатационная скорость общественного транспорта составляет 17,1 км/ч, что является удовлетворительным показателем. В среднем в год одним жителем города совершается порядка 196 поездок на общественном транспорте. Общая протяженность маршрутной сети города составляет 910,6 км, в том числе 91,8 км – трамвай, 818,8 – автобус, а протяженность улиц с движением общественного транспорта 333 км, их плотность в жилой застройке составляет 2,3 км/кв. км, что является показателем высокой обеспеченности общественным транспортом.

Автобусным сообщением охвачены все жилые территории города. Перечень маршрутов общественного транспорта с указанием их характеристик представлен в таблице 21 в соответствии с исходными данными, полученными от обслуживающих организаций МУП «Автоколонна № 1456», ООО «Череповецтрансагенство», МУП «Электротранс», ООО «Новотранс».

Таблица 21

Перечень маршрутов общественного транспорта

№ маршрута Название конечных остановочных пунктов маршрута Протяженность прямого одиночного рейса (км) Протяженность обратного одиночного рейса (км) Протяженность оборотного рейса (км) Обслуживающая организация

Автобусные маршруты

1 ул. Боршодская – Литейно-механический завод 12,7 12,3 25 МУП «Автоколонна № 1456»
подмаршрут Кладбище № 4 – Литейно-механический завод 14,4 14,1 28,5 МУП «Автоколонна № 1456»
2 ул. Олимпийская – Литейно-механический завод 9,8 9,8 19,6 МУП «Автоколонна № 1456»
3 ул. Красная – Литейно-механический завод 14,7 15,9 30,6 МУП «Автоколонна № 1456»
4 санаторий Адонис – Соборная горка 12,6 12,8 25,4 МУП «Автоколонна № 1456»
подмаршрут в/ч Питино – Соборная горка 13,2 13,5 26,7 МУП «Автоколонна № 1456»
5 ул. Олимпийская – ОАО ФосАгро (Азотный комплекс) 14,4 15,1 29,5 МУП «Автоколонна № 1456»
подмаршрут ул. Олимпийская – п. Новые Углы 20,1 20,7 40,8 МУП «Автоколонна № 1456»
5 А ул. Олимпийская – ОАО ФосАгро (Азотный комплекс) 13,5 13,5 27 МУП «Автоколонна № 1456»
6 Вокзал – Доменная 6,6 6,6 13,2 МУП «Автоколонна № 1456»
7 ул. Олимпийская – ул. Наседкина 17,7 17,7 35,4 МУП «Автоколонна № 1456»
8 ул. Гоголя – Доменная 9,7 8,5 18,2 МУП «Автоколонна № 1456»
12 ул. Олимпийская – Доменная 9,4 10,1 19,5 МУП «Автоколонна № 1456»
подмаршрут ул. Олимпийская – Доменная (экспресс) 9,1 9,9 19 МУП «Автоколонна № 1456»
13 ул. Олимпийская – ул. Рыбинская 14,2 14 28,2 МУП «Автоколонна № 1456»
17 Дом торговли – ул. Матуринская (Конечная) 7,4 9,4 16,8 МУП «Автоколонна № 1456»
подмаршрут Дом торговли – ул. Кабачинская 12,7 10,4 23,1 МУП «Автоколонна № 1456»
18 ул. Олимпийская – ул. Городецкая 13,9 14 27,9 МУП «Автоколонна № 1456»
19 Красноармейская пл. – п. Новые Углы 14,5 15,4 29,9 МУП «Автоколонна № 1456»
27 ул. Монт – Клер – Доменная 10 9,4 19,4 МУП «Автоколонна № 1456»
подмаршрут ул. Монт – Клер – Доменная (экспрэсс) 10,5 10 20,5 МУП «Автоколонна № 1456»
118 Красноармейская пл. – п. Тоншалово 8,2 7,9 16,1 МУП «Автоколонна № 1456»
подмаршрут п. Тоншалово – Доменная 12,6 10,9 23,5 МУП «Автоколонна № 1456»
подмаршрут Красноармейская пл. – д. Большой Дор 13,3 13,3 26,6 МУП «Автоколонна № 1456»
31 23 мкр. – Рыбинская 13 13 26 ООО «Новотранс»
32 кольцевой по Зашекснинскому мкр. 8,3     ООО «Новотранс»
34 Олимпийская – 8 й причал (Дачи) 10,5 10,5 21 ООО «Новотранс»
37 Ветеранов – Доменная 9,35 9,35 18,7 ООО «Новотранс»
37 экспресс Ветеранов – Доменная 7,8 7,8 15,6 ООО «Новотранс»
38 Гоголя – Доменная 10,8 10,8 21,6 ООО «Новотранс»
38 экспресс Гоголя – Доменная 9,1 9,1 18,2 ООО «Новотранс»
38 экспресс Архангельская – Доменная 10,15 10,15 20,3 ООО «Новотранс»
38 экспресс 23 мкр. – Доменная 11,3 11,3 22,6 ООО «Новотранс»
39 Ветеранов – Рыбинская 12,9 12,9 25,8 ООО «Новотранс»
25 Рыбинская – ПАО Северсталь 11 11 22 ООО «Череповецтрансагенство»

Трамвайные маршруты

2 Доменная – Вокзал – Доменная 10 10 20 МУП «Электротранс»
4 Олимпийская – АГФ №3 – Олимпийская 23 23 46 МУП «Электротранс»
8 Олимпийская – Вокзал – Олимпийская 12,9 12,9 25,8 МУП «Электротранс»

В последние годы наблюдается сокращение количества перевезенных пассажиров с 62,1 млн. чел. в 2012 г. до 50,4 млн. чел. в 2013 г. или на 17 %. За 8 месяцев 2014 г. тенденция сокращения продолжается. Уменьшение пассажиропотока на общественном транспорте связано с доступностью личных легковых автомобилей. Стремясь к более комфортным условиям при передвижениях, многие жители пересели на индивидуальный автотранспорт.

В городе действует 22 службы вызова такси и 3 таксомоторных предприятия (ООО «Такси-Сервис», ООО «Новотранс», ООО «Новое такси»).

Наиболее крупные предприятия города осуществляют развозку работников до мест приложения труда с помощью автопарка МУП «Автоколонна № 1456» и ООО «Новотранс», а также своими ведомственными автобусами.

Предприятия, занимающиеся автобусными перевозками, имеют собственные парки. Парк муниципального унитарного предприятия «Автоколонна № 1456» располагается на ул. Боршодская, д. 12, имеет площадь участка почти 6 га, списочное количество машин 221 единица, в том числе 206 автобусов. На территории участка имеется одна открытая стоянка вместимостью 137 автобусов (70 сочлененных и 67 несочлененных автобусов) и одна закрытая стоянка вместимостью 68 несочлененных автобусов. Предусмотрена стоянка 23 автобусов возле участка.

Автопарк предприятия ООО «Новотранс» располагается по адресу ул. Краснодонцев, д. 5. ООО «Череповецтрансагенство» использует базу, расположенную на ул. Устюженской площадью 0,49 га с наличием 5 боксов.

Трамвайный парк МУП «Электротранс» располагается на ул. Олимпийская, д. 26.

По данным ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу с 2012 года в городе наблюдается уменьшение зарегистрированных автотранспортных средств. Динамика изменения численности зарегистрированных автотранспортных средств приведена в таблице 22.

Таблица 22

Динамика изменения численности зарегистрированных автотранспортных средств

Год

Итого, ед.

Всего

Изменение к предыдущему году

физ. юр. ед. ед. %
2014 (по сентябрь) 55659 3504 59163 -8548 -12,6
2013 63919 3792 67711 -3261 -4,6
2012 67256 3716 70972 2853 4,2
2011 64330 3789 68119 19363 39,7
2010 45397 3359 48756 8318 20,6
2009 37458 2980 40438    

Данные в таблице не отражают реального количества автотранспортных средств в городе. Большое число автомобилей зарегистрированных в других населенных пунктах имеется у жителей города. Город Череповец, являясь крупным промышленным узлом страны, притягивает на заработки население из соседних муниципальных образований, которые приезжают на своем автотранспорте и образуют весомую нагрузку на улично-дорожную сеть города и объекты по обслуживанию автомобильного транспорта. По данным Местных нормативов градостроительного проектирования на 01.01.2011 фактический уровень автомобилизации составил 358 легковых автомобилей на 1000 жителей. Учитывая тенденцию к увеличению уровня автомобилизации по стране за последние пару лет, примем существующий уровень автомобилизации равным 370 легковых автомобилей на 1000 жителей. Таким образом, в городе имеется порядка 86 тыс. личных автомобилей у населения города.

Хранение легковых автомобилей на территории муниципального образования осуществляется на открытых стоянках, внутриквартальных проездах и в одноэтажных боксовых и металлических гаражах раскинутых по всей территории города. Из-за малого количества организованных парковочных мест большинство транспорта хранится на внутриквартальных проездах.

Автозаправочных станций на территории муниципального образования – 12 ед. Станций технического обслуживания – 20 ед. Такого количества объектов обслуживания транспорта достаточно для обслуживания имеющегося парка автотранспортных средств.

Выводы:

§ Внешние связи города обслуживаются железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным видами транспорта. Располагаясь на пересечении путей сообщения различных видов транспорта, город имеет высокий транспортный потенциал. В тоже время эти пути (магистральная железнодорожная линия Санкт-Петербург – Вологда и реки Шексна и Ягорба) разрезают город на несколько частей.

§ Улично-дорожная сеть ориентирована на широтную (Кирилловское шоссе – ул. Сталеваров – Октябрьский пр.) и меридиональную (пр. Победы – ул. Мира) оси, которые принимают на себя основной объем автомобильного трафика и в часы пик бывают перегружены.

§ Перегруженность Октябрьского моста вызывает затруднения на прилегающей к мосту улично-дорожной сети.

§ Автобусным сообщением охвачены все жилые территории города. Однако отсутствие прямой связи Заягорбского и Зашекснинского районов делает затруднительным автобусное сообщение между ними.

§ Высокий уровень автомобилизации и малое количество организованных парковочных мест создают дополнительные транспортные заторы и снижают уровень комфорта в районах многоэтажной застройки, у которой население оставляет свой автотранспорт.



Инженерная инфраструктура

Электроснабжение

Электроснабжение потребителей города Череповца осуществляется от сетей ОАО «МРСК Северо-Запада» филиал «Вологдаэнерго».

Источниками электроснабжения города Череповца в настоящее время являются:

§ ТЭЦ‑1‑ПВС с установленной мощностью 286 МВт;

§ ТЭЦ‑2‑ЭВС с установленной мощностью 160 МВт;

§ Череповецкая ГРЭС с установленной мощностью 630 МВт.

Связь Череповецкого промузла с Объединенной энергосистемой центра осуществляется по 2‑х цепной ВЛ‑500 кВ через ПС 500/220 кВ «Череповецкая», расположенную в поселке Нелазское, и ПС 750 кВ «Белозерская».

Распределение электроэнергии по городским потребителям на напряжении 220 кВ в основном осуществляется от подстанций 220 кВ РПП‑1, РПП‑2 и ГПП‑1 присоединенных 2‑х цепными ВЛ‑220 кВ к РУ‑220 кВ ПС «Череповецкая», а также по ВЛ‑220 кВ «Пошехонье 1,2» через ПС 220 кВ «Первомайская» и «Зашекснинская».

По территории города проходят ВЛ напряжением 500 кВ, 220 кВ, 110 кВ, 35 кВ и 10 кВ.

Потребителей электроэнергии города Череповца можно разделить на четыре района: Индустриальный, Заягорбский, Зашекснинский и Северный.

Электроснабжение потребителей города осуществляется по районам:

Индустриальный район: от подстанций «ГПП‑1» 220/110/10 кВ (ПАО «Северсталь») с трансформаторами 2 · 90 МВ · А, «ГПП‑9» 110/10 кВ (МУП «Электросеть») с трансформаторами 2 · 25 МВ · А, «ГПП‑4» 110/10 кВ (ОАО Северсталь-метиз») с трансформаторами 2 · 63 МВ · А, «Искра» 110/10 кВ (филиал ОАО «МРСК Северо-запада» «Вологдаэнерго») с трансформаторами 2 · 40 МВ · А.

Электроснабжение в Индустриальном районе города характеризуется как надежное.

Заягорбский район: от подстанций «Первомайская» 220/10 кВ (ОАО «ФСК ЕЭС») с трансформаторами 2 · 40 МВ · А и «Заягорба» 110/10 кВ (филиал ОАО «МРСК Северо-запада» «Вологдаэнерго») с трансформаторами 2 · 40 МВ · А.

Электроснабжение в Заягорбском районе города характеризуется как надежное.

Зашекснинский район: от ПС «Зашекснинская» 220/110/10 кВ (ОАО «ФСК ЕЭС») с трансформаторами 2 · 63 МВ · А, которая не имеет резерва по сетям 110 кВ и 10 кВ (дефицит мощности подстанции с учетом выданных технических условий составляет порядка 15 МВ · А), что не может обеспечить перспективную застройку новых потребителей Зашекснинского района. Небольшая часть района (малоэтажная застройка) подключена от ПС «Южно-Череповецкая» 35/10 кВ (филиал ОАО «МРСК Северо-запада» «Вологдаэнерго») с трансформаторами 2 · 4 МВ · А.

Северный район: от подстанций «Искра» 110/10 кВ (филиал ОАО «МРСК Северо-запада» «Вологдаэнерго») с трансформаторами 2 · 40 МВ · А, ПС «РПП‑1» 220/110/10 кВ (ОАО «ФСК ЕЭС») с трансформаторами 3 · 200 МВ · А. Ограничение по мощности для присоединения новых нагрузок в районе отсутствует.

Электроснабжение основных промышленных предприятий города осуществляется: ОАО «ФосАгро-Череповец» – от подстанций 220 кВ: «ГПП‑1» (2 · 63 МВ · А), «ГПП‑2» (2 · 63 МВ · А), «ГПП‑5» (3 · 63 МВ · А), «ГПП‑5А (2 · 40 МВ · А) по ВЛ 220 кВ от ПС 500 кВ «Череповецкая» и «РПП‑2», и ОАО «Северсталь-метиз» – от ПС 110 кВ «ГПП‑4» (2 · 63 МВ · А).

В целом по Череповецкому энергоузлу наблюдается дефицит электрической мощности. Это связано с тем, что по данным ОДУ Центра на ПС 500 кВ «Череповецкая» имеет место высокая загрузка автотрансформаторов 500/220 кВ. В настоящее время на этой подстанции установлено два АТ 500/220 кВ мощностью по 3х167 МВА. При выводе в ремонт или аварийном отключении одного из них могут возникнуть перегрузки второго автотрансформатора и, как следствие, ограничение потребителей.

ПС 500 кВ «Череповецкая» является основным источником питания Череповецкого промышленного узла, от нее получают питание крупнейшие промышленные потребители Вологодской области: ПАО «Северсталь», ОАО «ФосАгро-Череповец» и др. Большинство потребителей, присоединенных к подстанции, относятся к 1 и 2 категории надежности электроснабжения.

Оборудование ПС 500 кВ Череповецкая морально и физически устарело, ей требуется реконструкция с заменой автотрансформаторов 500/220 кВ.

Распределение электроэнергии от подстанций 220 и 110 кВ по потребителям города на напряжении 10 кВ осуществляется по кабельным и воздушным линиям 10 кВ через сеть распределительных пунктов 10 кВ и трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ.

По данным МУП г. Череповца «Электросеть», которая является основным предприятием по обслуживанию электрических сетей 10–0,4 кВ (более 90 %), наиболее высокая степень износа объектов электрохозяйства в Индустриальном районе, в Зашекснинском районе не превышает нормативной, в Заягорбском и Северном районах средняя.

В границах города планировочными ограничениями являются охранные зоны воздушных линий электропередачи напряжением 500 кВ, 220 кВ, 110 кВ, 35 кВ и 10 кВ, проходящих по рассматриваемой территории.

В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160, охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи составляют: 500 кВ – 30 м, 220 кВ – 25 м, 110 кВ – 20 м, 35 кВ – 15 м, 10 кВ – 10 м по обе стороны линии от крайних проводов при не отклонённом их положении.

Потребление электроэнергии по г. Череповцу составляет: «население» и потребители приравненные к группе «население» – 242,097 млн. кВт· · ч, «прочие» – 606,216 млн. кВт · ч (письмо ОАО «Вологдаэнергосбыт» № 20–03/16153 от 29.10 2014 г.), ОАО «ФосАгро-Череповец» – 116706 тыс. кВт · ч (письмо ОАО «ФосАгро-Череповец» № 02–09/10026 от 03.10 2014 г.), ОАО «Северсталь-метиз» – 177910 тыс. кВт · ч (письмо ОАО «Северсталь-метиз» № 15–536–6470 от 14.10 2014 г.) в год.

Выводы:

Для обеспечения надежного электроснабжения коммунально-бытовых потребителей города Череповца необходимо строительство нового центра питания ПС 110/35/10 кВ «Южная» и ВЛ 110 кВ на ПС «Южная» от ПС 220/110/10 кВ «Зашекснинская» и ПС 110 кВ «Южно-череповецкая»в Зашекснинском районе города, реконструкция ВЛ 35 кВ, 110 кВ и сетей 10–0,4 кВ.

Теплоснабжение

Теплообеспечение города осуществляется на базе централизованного теплоснабжения. Уровень благоустройства высок: центральным отоплением и горячим водоснабжением обеспечено соответственно 99 % и 98 % населения капитальной застройки.

До 01.12.2012 года на территории города Череповца основной теплоснабжающей организацией была МУП «Теплоэнергия». С 01.12.2012 года свою деятельность по теплоснабжению города осуществляет ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на основании договоров аренды от 22 октября 2012 года. По данным договорам во временное владение и пользование на возмездной основе был передан теплоэнергетический комплекс города Череповца ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» в целях производства, транспортировки и реализации тепловой энергии, а также технического обслуживания и ремонта, реконструкции, усовершенствования и расширения системы теплоснабжения города Череповца. Срок действия договора составляет 25 лет.

Тепловая энергия в сетевой воде отпускается потребителям города на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения жилых, административных, культурно-бытовых зданий, а также некоторых не крупных промышленных предприятий города.

Отпуск тепла производится от следующих групп теплоисточников:

§ Котельная 1 ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» (температурный график – 150/70 ˚С, система теплоснабжения – двухтрубная, закрытая, подпитка – от системы теплоснабжения Котельной 2);

§ Котельная 2 ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» (температурный график – 150/70 ˚С, система теплоснабжения – двухтрубная, закрытая, подпитка – собственная);

§ Котельная 3 ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» (температурный график – 150/70 ˚С система теплоснабжения – двухтрубная, закрытая, подпитка – от системы теплоснабжения Котельной 2);

§ Котельная Северная ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» (температурный график – 150/70 ˚С, система теплоснабжения – двухтрубная, закрытая, подпитка – от системы теплоснабжения Котельной 2);

§ Котельная Южная ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» (температурный график – 130/70 ˚С, система теплоснабжения – двухтрубная, открытая, подпитка – собственная);

§ Источники комбинированной выработки теплоты и электрической энергии ПАО «Северсталь» (температурный график – 130/70 ˚С, система теплоснабжения – двухтрубная, закрытая, подпитка – собственная);

§ Промышленные и ведомственные котельные, осуществляющие теплоснабжение собственных потребителей.

В настоящее время котельные № 4 (ул. Комарова) и № 9 (ул. Кирилловское шоссе, д. 82а) выведены из эксплуатации, котельная № 10 (ул. Кирилловское шоссе, д. 48) выведена из эксплуатации и находится в резерве.

Таблица 23

Основные технические характеристики источников теплоснабжения г. Череповца по состоянию на начало 2015 года

п/п

Система

теплоснабжения

Наименование основного оборудования

Мощность, Гкал/час

Тепловая сеть в двухтрубном исчислении, км

Установленная Располагаемая Присоединенная тепловая нагрузка Дефицит (резерв) тепловой мощности
1 Котельная № 1 (Гоголя, 54) 3хПТВМ-50 2хДКВР-10/13-150-ГМ 2хДКВР-10/13 169,0 146,5 144,71 0,59 51,32
2 Котельная № 2 (Краснодонцев, 51) 2хКВГМ-100 3хДКВР-20/13 216,0 199,7 211,09 -13,69 79,17
3 Котельная № 3 (Социалистическая, 54) 2хДКВР-4/13 3хПТВМ-30М 102,0 90,0 107,82 -18,42 43,43
4 Котельная Северная (Северное ш., 12) 3хКВГМ-30 2xДЕ-6.5/14 90,0 79,4 83,44 -4,74 35,16
5 Котельная Южная (Рыбинская, 61) 2хКВГМ-100 2хДЕ-25 216,5 206,5 182,74 18,66 56,34
6 Источники тепловой энергии ПАО «Северсталь» город/с учетом предприятия*   1354 1354 252,93/1060,93 291,6 96,57
6.1 ТЭЦ-ПВС ПТ-25-90/10 ПТ-30-90/10 С10-R12-E ПТ-50/60-90/13 Т-50-130 Т-100-130 3ПТВМ-180-150 954 954 - - -
6.2 Водогрейная котельная №2 ТСЦ 2КВГМ-100-150 2ПТВМ-100-150 400 400 - - -
  Всего - 2147,5 2076,1 982,73 274,0 361,99

*Примечание. Присоединенная тепловая нагрузка потребителей предприятия ПАО «Северсталь» – 808 Гкал/ч.

Реализация тепловой энергии в сетевой воде от источников г. Череповца суммарно по фактическим условиям работы систем теплоснабжения за период 2010 – 2014 гг. на 2014 год составила 2572,39 тыс. Гкал.

Таблица 24

Расход топлива источниками теплоснабжения

п/п

Система

теплоснабжения

Основное/

резервное

топливо

Годовой расход основного топлива

(2013 г.)

расчетный, тыс. нкуб. м фактический, тыс. куб. м
1 Котельная № 1 газ/нет 61772 54213,6
2 Котельная № 2 газ/мазут 98286 84367,4
3 Котельная № 3 газ/мазут 41635 37342,2
4 Котельная Северная газ/мазут 34545 31934,1
5 Котельная Южная газ/мазут 83336 66712
6 Источники тепловой энергии ПАО «Северсталь» газ/- 109834 -
  Всего - 429408 -

По способу прокладки теплосети делятся на канальную прокладку – 284 км, бесканальную – 29 км, прокладку в проходных тоннелях – 15 км, надземную прокладку – 34 км. Общая длина трубопроводов теплосети г. Череповца составляет 361990,76 м, степень износа тепловых сетей – 52 % и более, срок эксплуатации некоторых участков – более 30 лет.

Система теплоснабжения по способу получения горячей воды:

§ в Зашекснинском районе – комбинированная (40% потребителей имеют открытый водоразбор, 60% – закрытый; узлы учета тепловой энергии имеют 67%);

§ в Основном районе – закрытая (ЦТП в 7,9,10 мкр);

§ в Заягорбском районе – закрытая (ЦТП в 19,22 мкр).

Применяется как пенополиуретан для теплоизоляции (ППУ) так и традиционная прокладка в проходных и непроходных каналах с попутным дренажом и минераловатной изоляцией.

Работа ливневой канализации для отвода воды из системы попутного дренажа достаточно эффективна при условии отсутствия нарушения ее эксплуатации.

Выводы

Основные проблемы теплоснабжения г. Череповца по данным ООО «Вологдагазпромэнерго», полученным письмом от 29.09.2014 № 11069/04-11:

§ высокий уровень износа основного и вспомогательного оборудования;

§ высокие потери тепловой энергии в сетях и как следствие низкая эффективность транспорта тепловой энергии;

§ несоответствие располагаемой мощности котельных присоединенной нагрузке с учетом перспективного строительства, как следствие дефицит тепловой энергии.

Газоснабжение

Газоснабжение города обеспечивается на базе природного сетевого газа от системы магистральных трубопроводов с газопроводом-отводом: Грязовец – Вологда – Череповец, Грязовец – Санкт-Петербург, Горький – Череповец.

ООО «Газпром трансгаз Ухта» Шекснинское ЛПУМГ эксплуатирует магистральные газопроводы и газопроводы-отводы в черте города и пригородном районе:

1.1 Магистральный газопровод Горький – Череповец Ду 700 мм, Ру 40 кгс/кв. см;

2.1 Газопровод-отвод «Вологда – Череповец» Ду 500/700 мм, Ру 55 кгс/ кв. см;

2.2 Газопровод-перемычка ГРС‑2 – ГРС‑1 Ду 700 мм, Ру 55 кгс/ кв. см;

2.3 Газопровод-отвод ГРС‑4 «Череповец» Ду 700 мм, Ру 55 кгс/ кв. см;

2.4 Технологическая перемычка на ЗАО «ФосАгро – Череповец» Ду 500, Ру 55 кгс/ кв. см.

Подача газа потребителям города осуществляется через газораспределительные станции ГРС‑1, ГРС‑2, ГРС‑4 (Индустриальный, Заягорбский и Северный районы), ГРС‑3 (Зашекснинский район).

Таблица 25

Производительность ГРС

№ п/п Наименование Местоположение Проектная мощность, тыс. куб. м/ч
1 ГРС‑1 г. Череповец, ш. Северное, площадка между копровым цехом и территорией ЗАО «ФосАгро-Череповец» (Азот) 500
2 ГРС‑2 Череповецкий район, Тоншаловское сельское поселение, д. Солманское 500
3 ГРС‑3 Череповецкий район, Домозеровское сельское поселение, д. Баскаково 30
4 ГРС‑4 Череповецкий район, Тоншаловское сельское поселение, д. Большой двор 600

Газ – осушенный, очищенный, не токсичный, одорированный. Теплотворная способность газа – 7960 ккал/куб. м, плотность – 0,68 кг/куб. м.

Распределение газа на территории города осуществляется по 2‑х ступенчатой схеме:

§ для Индустриального и Заягорбского районов газопроводы среднего давления – 0,3 МПа и газопроводы низкого давления – до 0,003 МПа;

§ для Зашекснинского района газопроводы высокого давления II категории – 0,6 МПа и газопроводы низкого давления – до 0,003 МПа.

Протяженность газопроводов высокого и среднего давления составляет соответственно 39,9 км и 77,2 км.

Связь между различными ступенями осуществляется через газорегуляторные пункты (ГРП), в которых снижается давление газа и поддерживается на заданном уровне.

Таблица 26

Расположение ГРП с максимальными часовыми расходами газа

Наименование Адрес Максимальный часовой расход газа, куб. м/ч

Заягорбский район

ГРП № 7 МКР16 ул. Краснодонцев *1489
ГРП № 8 МКР 17 ул. Архангельская *1489
ГРП № 9 ул. Первомайская *1489
ГРП № 10 ул. Беляева *1489
ГРП № 13 ул. МКР 22 ул. К.Белова *1489
ГРП № 14 МКР 24 пр. Победы *1489
ГРП № 19 МКР 21 ул. Первомайская *315
ГРП № 16 ул. Краснодонцев *1489
ГРП (усадьба) ул. Краснодонцев *600
ГРГ1 № 23 п. Питино *315

Индустриальный район

ГРП № 1 ул. Мира *1489
ГРП № 2 ул. М.Горького *1489
ГРП № 3 ул. Коллективная *1489
ГРП № 4 Северный бульвар *1489
ГРПШ № 1 ул. Карла Либкнехта *40
ГРПШ № 2 ул. Карла Либкнехта *40
ГРП № 12 ул. Бабушкина *1489
ГРП № 15 ул. Социалистическая *1489
ГРП № 20 ул. Карла Либкнехта *315

Северный район

ГРП № 5 ул. Молодежная *1489
ГРП № 11 ул. Окинина *1489
ГРП № 22 ул. Молодежная *1489
ГРП № 6 Ясная поляна *1489

Зашекснинский район

ГРП № 17 104 МКР *672
ГРП № 18 115 МКР *672
ГРП № 21 5.4 МКР *672
ГРП № 24 112 МКР *1901
ГРП № 25 106 МКР *1400
Всего   *46090

* – пропускная способность регулятора при расчетном входном давлении газа

В г. Череповце подача природного газа предусматривается следующим категориям потребителей:

§ населению для целей пищеприготовления;

§ населению для целей отопления и горячего водоснабжения от индивидуальных источников тепла;

§ учреждениям коммунально-бытового назначения;

§ отопительным котельным;

§ промышленным предприятиям.

Максимальный часовой расход газа коммунально-бытовыми и промышленными предприятиями составляет 20250,94 куб. м/ч.

За 2013 год природным газом газифицировано 124680 квартир.

Таблица 27

Расход природного газа отопительными котельными за 2013 год:

Наименование

Адрес

Годовой расход, тыс. нкуб. м

расчетный фактический
Котельная №1 ул. Гоголя, 54 61772 54213,6
Котельная №2 ул. Краснодонцев, 51 98286 84367,4
Котельная №3 ул. Социалистическая, 54 41635 37342,2
Котельная «Южная» ул. Рыбинская, 61 83336 66712
Котельная «Северная» ул. Северное шоссе, 12 34545 31934,1
Источники тепловой энергии ПАО «Северсталь»   109834  

В городе Череповце эксплуатацию системы коммунального газоснабжения осуществляет ОАО «Череповецгаз».

Поставщиком газа в городе является ООО «Газпром межрегионгаз Вологда».

Используется также сжиженный углеводородный газ (СУГ) с газонаполнительного пункта (5‑ти литровые баллоны).

Водоснабжение

В разделе использованы материалы МУП «Водоканал» г. Череповца; «Схемы водоснабжения и водоотведения города Череповца до 2023 года»; «Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Череповца на 2013–2016 г. и до 2020 г.».

Источником водоснабжения г. Череповца является р. Шексна (Шекснинский русловой участок Рыбинского водохранилища – ШРУ). Вода подается на хозяйственно-питьевые нужды населения и промышленных предприятий.

В состав комплекса водопроводных сооружений входят:

Водозаборные сооружения № 1 и № 2 руслового типа, расположены на территории существующих водоочистных сооружений.

Водозаборные сооружения № 1 в составе бетонного оголовка, самотечных водоводов и насосной станции первого подъема № 1 эксплуатируются с 1962 года. В 1986 году и в 2004–2005 годах была проведена реконструкция данных сооружений с доведением производительности до 220 тыс. куб. м/сут. Вода из бетонного оголовка по двум водоводам диаметром 1000 мм поступает в приемно-всасывающее («мокрое») отделение насосной станции первого подъема № 1.

Насосная станция первого подъема № 1 – шахтного типа, заглублена на 9,6 м. По степени обеспеченности подачи воды насосная станция относится к 1‑ой категории. Насосные агрегаты управляются дистанционное диспетчерского пункта КВОС.

Водозаборные сооружения № 2 в составе бетонного оголовка, самотечных водоводов и насосной станции первого подъема № 2 сданы в эксплуатацию в 2004 году. Проектная производительность сооружений 290 тыс. куб. м/сут. Вода из бетонного оголовка по двум водоводам диаметром 1200 мм поступает в приемно-всасывающее отделение насосной станции первого подъема № 2.

Насосная станция первого подъема № 2 – шахтного типа, заглублена на 12,65 м. Насосная станция выполнена без «мокрого» отделения, вода насосами сразу подается по водоводам на очистку. По степени обеспеченности подачи воды насосная станция относится к 1‑ой категории.

Оголовки водозаборных сооружений оборудованы рыбозащитными устройствами – фильтрующими кассетами, заполненными полиэтиленовыми шарами.

Комплекс водоочистных сооружений (КВОС)

Комплекс расположен в юго-восточной части города Череповца, в Первомайском районе на ул. Головные сооружения.

В состав КВОС входят:

§ водоочистные станции № 2, № 3 (ВОС);

§ реагентное хозяйство;

§ резервуары чистой воды (РЧВ) общим объемом 64 тыс. куб. м, в т. ч. на ВОС № 2 – 20 тыс. куб. м, (РЧВ № 4, № 5 – по 2000 куб. м, № 6 – 10000 куб. м, № 7 – 6000 куб. м), на ВОС № 3 – 44 тыс. куб. м, (РЧВ № 10, 11, 12, 13 – по 11000 куб. м);

§ насосные станции второго подъема № 1 и № 2;

§ сооружения повторного использования промывных вод с ВОС № 2 и ВОС № 3.

Полная проектная производительность водоочистного комплекса – 225,0 тыс. куб. м/сут. Фактическая максимальная производительность комплекса – 210 тыс. куб. м/сут, в т. ч. ВОС № 2 – 100,0 тыс. куб. м/сут, ВОС № 3 – 110 тыс. куб. м/сут.

ВОС № 2 Производительность – 100 тыс. куб. м/сут. Первая очередь (12 штук контактных осветлителей) введена в эксплуатацию в 1962 году, вторая очередь (12 штук контактных осветлителей) – в 1973 году. Процесс водоподготовки осуществляется по одноступенчатой схеме очистки с использованием контактных осветлителей.

В 2006 – 2007 годах была начата реконструкция ВОС № 2 с переходом на более эффективную двухступенчатую схему водоочистки. Первая ступень – контактные осветлители (12 единиц), вторая – скорые фильтры (12 единиц).

ВОС № 3 Производительность – 110 тыс. куб. м/сут. Введена в эксплуатацию в два этапа: в 2000 году – 12 рециркуляторов-осветлителей и 7 скорых фильтров, в 2001 году – еще 12 рециркуляторов-осветлителей и 6 скорых фильтров. ВОС № 3 работает по двухступенчатой схеме водоочистки. Первая ступень – рециркуляторы-осветлители (24 единицы), вторая – скорые фильтры (13 единиц).

С 2005 года на ВОС № 3 функционирует цех производства бутилированной питьевой воды. В 2010 году был введен в эксплуатацию цех сорбционной обработки воды с использованием порошкообразных активированных углей. Технология углевания направлена на повышение барьерной роли очистных сооружений водопровода и обеспечения нормативного качества хозяйственно-питьевой воды при экстраординарных загрязнений водоисточника техногенными токсикантами.

Станции работают параллельно. Использование новых эффективных обеззараживающих реагентов (дезавид, гипохлорит натрия) позволило повысить безопасность производства до уровня, отвечающего современным требованиям. С 2012 года в технологии водоподготовки полностью отказались от использования жидкого хлора.

Вся вода, производимая комплексом водоочистных сооружений, обрабатывается ультрафиолетом с 2002–2003 г.г.

Насосные станции (НС) 2 подъема

НС № 1 встроена в блок ВОС‑2, введена в эксплуатацию в 1963 году.

НС № 2 введена в эксплуатацию в 2001 году.

Насосными станциями 2‑ого подъема питьевая вода по водоводам различного диаметра направляется в отдельные районы города:

¾ по водоводу Ду 1200 мм в часть Заягорбского района (восточнее ул. Архангельская) на зональную ПНС‑11, Северный микрорайон на зональную ПНС‑14 и на насосную станцию ПАО «Северсталь»;

¾ по водоводу Ду 900 мм в часть Заягорбского района (западнее ул.Архангельской) и в Индустриальный район города на зональную ПНС‑1;

¾ по 2‑м водоводам Ду 600 мм в часть Заягорбского района (ул. Первомайская, Гоголя) и в Индустриальный район города на зональную ПНС‑1;

¾ по водоводу Ду 500мм в Заягорбский район (ул.Красная, Белинского, Химиков);

¾ по левому водоводу насосной станции 2‑ого подъема № 2 по водопроводному дюкеру через р.Шексна питьевая вода подается в Зашекснинский район города на зональную ПНС‑21.

Для бесперебойного обеспечения водой потребителей в городе установлены повысительные насосные станции (ПНС). Производительность ПНС от 1000 куб. м/сут до 170000 куб. м/сут. Ввод в эксплуатацию с 1969 г по 2009 г.

§ Основные зональные ПНС:

¾ ПНС № 1 – производительность – 169200 куб. м/сут; обеспечивает водой Индустриальный район города и ПНС № 27, ПНС № 10 и промпредприятия расположенные на улицах Парковая и Социалистическая.

¾ ПНС № 11 – производительность – 100800 куб. м/сут, обеспечивает водой часть Заягорбского района и ПНС № 3 – пр. Победы, ПНС № 4 – ул. Олимпийская.

¾ ПНС № 14 – производительность – 24 куб. м/сут обеспечивает водой Северный район, ПНС № 6, ЗАО «Ботово», п. Тоншалова и промпредприятия.

¾ ПНС № 21 – производительность – 126000 куб. м/сут; обеспечивает водой Зашекснинский район, ПНС № 19 – Шекснинский проспект, ПНС № 20 – Монтклер, ПНС № 22 – ул. Наседкина.

¾ ПНС № 24 – производительность – 24 куб.м/сут, обеспечивает водой п. Ясная Поляна, ПНС № 34 – п.Веретье, ПНС № 23 – п. Новые Углы

Общая протяженность водопроводных сетей города Череповца составляет 509,3 км, в том числе: 113,175 км магистральных водоводов и 396,125 км внутриквартальных и дворовых сетей.

В местах перехода водопроводов через реки проложены водопроводные дюкеры: через реку Ягорба два водопроводных дюкера диаметрами 920 и 710 мм и один водопроводный дюкер диаметром 1000 мм через реку Шексна. В 2011 году была произведена реконструкция водопроводного дюкера через реку Ягорба.

На сегодняшний день износ магистральных водоводов составляет 77,7 %, дворовых и уличных сетей 66 %, водопроводных вводов 63,8 %.

Существующее водопотребление составляет:

всего – 36983 тыс. куб. м/год (~ 121000 куб. м/сут), в том числе:

¾ население – 23991 тыс. куб. м/год (~ 78800 куб. м/сут).

¾ объекты общественно-делового значения – 1584 тыс. куб. м/год (~ 5200 куб. м/сут).

¾ промышленные предприятия – 11407 тыс. куб. м/год (~ 37000 куб. м/сут).

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологической надежности сооружений водоподготовки в месте расположения водозаборных сооружений установлены зоны санитарной охраны (ЗСО). Проект ЗСО поверхностного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения разработан в 2008 году и утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 27 января 2009 года № 58.

ЗСО источника водоснабжения в месте забора воды состоит из трех поясов: первого – строгого режима, второго и третьего – режимов ограничения.

Границы первого пояса ЗСО поверхностного источника:

¾ 570 м от водозабора № 2 вниз по течению ШРУ;

¾ 340 м от водозабора № 1 вверх по течению ШРУ;

¾ до 288 м вглубь берега от уреза воды (при отметке 102 м);

¾ 100 м от уреза воды (при уровне 102 м) вглубь ШРУ.

Границы второго пояса ЗСО:

¾ 500 м вглубь берегов ШРУ от уреза воды (при отметке 102 м);

¾ вниз по течению ШРУ – 3 км от водозабора;

¾ вверх по течению реки – 13 км от водозабора.

Границы третьего пояса ЗСО:

¾ вглубь берегов – территория смежная с ЗСО второго пояса;

¾ вниз по течению ШРУ – 3 км от водозабора;

¾ вверх по течению реки – 13 км от водозабора.

Водоотведение










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...