Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАЗДЕЛ VI. Цены и ценообразование в маркетинге.
6.1. Сущность, функции и виды цен в системе маркетинга Цена является важнейшим элементом комплекса маркетинга, как и ценообразование является неотъемлемой и важной частью маркетинговой деятельности. Цены, устанавливаемые на продукты или услуги, должны быть такими, чтобы обеспечить поступление достаточных доходов, покрывающих издержки производства и приносящих прибыль. Функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержания. Классически выделяют пять функций цены: - Учетная функция: будучи денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует эффективность используемого труда. В данной функции цена служит средством исчисления стоимостных показателей, количественных: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий, отраслей и др.; качественных: рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т. д. В этом качестве цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений. - Стимулирующая функция: сущность данной функции выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Производителя цена стимулирует через величину заключенной в ней прибыли. С помощью цены можно воздействовать на: НТП, экономию затрат ресурсов, повышение качества продукции. Стимулирование потребления осуществляется путем установления различного рода скидок к основной цене. - Распределительная функция: сущность данной функции состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими секторами экономики, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными социальными группами населения. - Функция сбалансирования спроса и предложения: цена, как рыночная категория, является инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорций между предложением и спросом равновесие достигается с помощью цены либо путем ее роста, либо снижения. - Функция рационального размещения производства: сущность данной функции проявляется в том, что с помощью механизма цен осуществляется перелив капиталов как из одного сектора экономики в другой, так и внутри отдельных секторов, туда, где норма прибыли более высокая. Система цен – это состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих блоков совокупность действующих в экономике цен, находящаяся в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих единую систему, обусловлена прежде всего тем, что: - Все цены формируются на единой методологической основе – на законах стоимости, предложения и спроса; - Все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны. Однако взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков. В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам и подвидам. В зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики выделяют: · Оптовые цены; · Цены на строительную продукцию; · Закупочные цены; · Тарифы грузового и пассажирского транспорта; · Розничные цены; · Тарифы на платные услуги, оказываемые населению; · Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот; · Надбавки, скидки, наценки в сфере обслуживания. В зависимости от территории действия различают: · Цены, единые по стране, или поясные; · Цены региональные (зональные, местные). В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов различают: · Цена ФОБ в месте производства продукции ( Франко – станция отправления); · Цена CIF предполагает включение в нее суммы транспортных расходов ( Франко – станция назначения); · Зональные цены ( единые цены для коллективов, расположенных в границах одной зоны); · Цены базисного пункта ( в качестве базисных выбираются несколько городов, и фактические цены продажи рассчитываются на их основе). В зависимости от степени регулирования цен различают: · Свободные цены; · Регулируемые цены ( испытывающие определенное воздействие на: уровень, торговая надбавка); · Фиксируемые цены ( прямо устанавливаемые государством). В зависимости от степени новизны товара выделяют: · Цены на новые товары: - цена “снятия сливок”; - цена проникновения ( внедрения) на рынок; - цена следования за лидером на рынке; - “психологическая” цена; - цена с возмещением издержек производства; - престижная цена. Выбор того или иного метода установления цены зависит от множества факторов, основными из которых являются: - скорость внедрения на рынок нового товара; - доля рынка сбыта фирмы; - характеристики товара ( степень новизны, уровень патентной защиты, взаимозаменяемость и т.д) · цены на разрабатываемые товары: - лимитные (предельно допустимые) устанавливаются на стадии проектирование новых изделий - ориентировочные (на стадии разработки товара) - согласованные (утвердительная цена на новые товары) · цены на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время. - скользящая цена – находится в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и снижается по мере насыщения рынка; - долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса; - цены потребительского сегмента - гибкая цена – быстро реагирует на изменения спроса и предложения (цветы к 8 марту); - преимущественная цена – может быть использована фирмой занимающей преимущественное положение на рынке и имеющей возможность значительного снижения издержек производства за счет увеличения объемов выпуска; - цены на изделия снятые с производства – это не снижение цены, а ориентация на четко очерченный круг потребителей, нуждающихся в них. Чаще эти цены даже выше, чем аналоги; - цены на дополняющие товары - договорная цена – покупателям предлагаются скидки по сравнению с обычной ценой (при покупке двух видео кассет , третья бесплатно) Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (контрактные цены) · твердая фиксированная цена – устанавливается на дату подписания контракта и остается неизменной вплоть до его исполнения; · твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки – в контракте оговариваются условия её корректировки (если цены в период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5 %); · цены с последующей фиксацией – в контракте устанавливается принцип определения цен, источники ценовой информации и дату на которую цены фиксируются (в торговле цветными металлами цены в этом случае могут определяться на основе биржевых котировок, соответствующих дате поставки очередной партии товара); · скользящая цена – рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящих из двух частей. Первая часть формулы – это базовая цена, аналогичная по смыслу твердой фиксированной цене. Вторая, основная часть отражает соотношение долей основных издержек на производство товара. При этом принципиален учет в формуле именно тех издержек, по которым в период исполнения контракта возможны сильные изменения. Использование скользящих цен характерно для контрактов на поставку сложных товаров, имеющих значительный цикл изготовления (сложное оборудование, строительный подряд) · Смешанная цена – такая, в которой одна часть является твердой фиксированной, другая скользящей ценой. Цены, используемые в учете и статистике: · Индексы цен · Текущие цены · Средние цены · Сопоставимые цены · Неизменные цены |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |