Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и классификация юридических фактов




 

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.

 

Схема 16.13

 

     ┌────────────────────────────────────────┐

     │    Виды юридических фактов   │

     └───────────────────┬────────────────────┘

                         │

     ┌───────────────────┴────────────────────┐

     │                                   │

┌─────────┴──────────────┐         ┌──────────┴─────────────┐

│   События    │         │   Действия   │

└────────────────────────┘         └────────────┬───────────┘

                                                │

             ┌──────────────────────────────────┤

             │                             │

┌───────────┴────────────┐     ┌──────────┴─────────────┐

│  Правомерные │     │ Неправомерные │

┌──┤                   │     │ (правонарушение) ├──┐

│ └────────────────────────┘     └────────────────────────┘ │

│                                                             │

│ ┌─────────────────────┐           ┌─────────────────────┐ │

├──┤Юридические акты │           │ Уголовные ├──┤

│ └─────────────────────┘           └─────────────────────┘ │

│                                                             │

│ ┌─────────────────────┐           ┌─────────────────────┐ │

└──┤Юридические поступки │           │ Административные ├──┤

└─────────────────────┘           └─────────────────────┘ │

                                                                 │

                                        ┌─────────────────────┐ │

                                        │ Гражданские ├──┤

                                        └─────────────────────┘ │

                                                                 │

                                        ┌─────────────────────┐ │

                                        │ Дисциплинарные ├──┤

                                        └─────────────────────┘ │

                                                                 │

                                        ┌─────────────────────┐ │

                                        │ Процессуальные ├──┘

                                        └─────────────────────┘

 

Применение права

 

Реализация права: понятие и формы

 

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

 

Схема 17.1

 

                 ┌──────────────────────────┐

                 │ Формы реализации права │

                 └────────────┬─────────────┘

                              │

    ┌──────────────────┬──────┴──────┬──────────────────┐

    │               │        │             │

┌────────┴────────┐    │        │    ┌────────┴────────┐

│ Соблюдение │    │        │    │ Применение │

└─────────────────┘    │        │    └─────────────────┘

                       │        │

        ┌──────────────┴──┐  ┌──┴──────────────┐

        │ Исполнение │  │ Использование │

        └─────────────────┘  └─────────────────┘

 

Правоприменение - это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.

 

Схема 17.2

 

    ┌─────────────────────────────────────────────┐

    │   Признаки применения норм права  ├──────┐

    └─────────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │Применяют право компетентные субъекты ├──────┤

      └───────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │Носит властный характер                   ├──────┤

      └───────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │Имеет ряд стадий                      ├──────┤

      └───────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │Осуществляется в процессуальной форме ├──────┤

      └───────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │Связано с принятием правоприменительного ├──────┤

      │акта                                  │ │

      └───────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │Направлено на установление конкретных ├──────┘

      │правовых последствий                  │

      └───────────────────────────────────────────┘

 

Стадии процесса применения норм права

 

Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий.

 

Схема 17.3

 

       ┌─────────────────────────────────────────────┐

       │ Стадии правоприменительного процесса │

       └──────────────────────┬──────────────────────┘

                              │

           ┌──────────────────┴──────────────────┐

           │Установление фактической основы дела │

           └──────────────────┬──────────────────┘

                              │

               ┌──────────────┴──────────────┐

               │ Установление юридической │

               │    основы дела    │

               └──────────────┬──────────────┘

                              │

                   ┌──────────┴──────────┐

                   │ Решение дела │

                   └──────────┬──────────┘

                              │

                       ┌──────┴──────┐

                       │ Исполнение │

                       │ решения │

                       └─────────────┘

 

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела, и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и юридической основ дела выступает как бы подготовительной стадией применения норм права. Принятие же решения является основной стадией. После чего оно должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.

 

Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

 

Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:

- исходит от компетентных органов;

- носит государственно-властный характер;

- носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;

- имеет определенную установленную законом форму.

 

Схема 17.4

 

                 ┌───────────────────────────┐

                 │   Особенности   │

                 │ правоприменительного акта │

                 └─────────────┬─────────────┘

                               │

   ┌──────────────────┬────────┴────────┬─────────────────┐

   │             │            │            │

┌───────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐

│ Исходит от │ │ Носит │ │ Носит │ │ Имеет │

│ компетентных │ │государственно-│ │индивидуальный │ │ определенную │

│ органов │ │ властный │ │(персонифициро-│ │ установленную │

│           │ │ характер │ │ ванный) │ │ законом │

│           │ │          │ │ характер │ │ форму │

└────────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘

 

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям (схема 17.5).

 

Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

 

Пробел - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

 

Схема 17.5

 

    ┌─────────────────────────────────────────────┐

    │   Виды правоприменительных актов  ├──────┐

    └─────────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │ По форме - указы, приговоры и т.д. ├──────┤

      └───────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │ По субъектам - акты государственных и ├──────┤

      │    негосударственных органов    │ │

      └───────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │ По функциям права - регулятивные и ├──────┤

      │          охранительные          │ │

      └───────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │ По юридической природе - основные и ├──────┤

      │         вспомогательные         │ │

      └───────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │По предмету правового регулирования - акты ├──────┤

      │уголовно-правовые, административные и т.д. │ │

      └───────────────────────────────────────────┘ │

                                                         │

      ┌───────────────────────────────────────────┐ │

      │  По характеру - материальные и  ├──────┘

      │         процессуальные          │

      └───────────────────────────────────────────┘

 

Схема 17.6

 

          ┌───────────────────────────────────────┐

          │ Условия пробельности юридических норм │

          └───┬───────────────────────────────┬───┘

              │                          │

┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐

│Фактические обстоятельства должны│ │ Должна оперировать конкретная │

│ находиться в сфере правового │ │      норма права      │

│     регулирования      │ │                            │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

 

Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.

В уголовном и административном правах аналогия исключается.

 

Юридические коллизии и способы их разрешения

 

Юридические коллизии - это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы "устаревают", другие же - появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и прочее).

 

Схема 17.7

 

          ┌───────────────────────────────────────┐

          │     Причины юридических     │

          └───┬───────────────────────────────┬───┘

              │                          │

┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐

│      Объективные      │ │     Субъективные      │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

 

Возможные способы разрешения коллизий:

 

Схема 17.8

 

         ┌─────────────────────────────────────────┐

         │  Способы разрешения коллизий  │

         └────┬───────────────────────────────┬────┘

              │                          │

┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐

│  Принятие нового акта │ │      Референдум       │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

 

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│  Отмена старого акта  │ │   Деятельность судов  │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

 

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│Внесение изменений в действующие │ │ Переговорный процесс через │

│        акты           │ │     согласительные    │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

 

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│ Систематизация законодательства │ │       Толкование      │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

                                             и др.

 

Толкование права и юридическая практика

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...