Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и классификация юридических фактов
Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.
Схема 16.13
┌────────────────────────────────────────┐ │ Виды юридических фактов │ └───────────────────┬────────────────────┘ │ ┌───────────────────┴────────────────────┐ │ │ ┌─────────┴──────────────┐ ┌──────────┴─────────────┐ │ События │ │ Действия │ └────────────────────────┘ └────────────┬───────────┘ │ ┌──────────────────────────────────┤ │ │ ┌───────────┴────────────┐ ┌──────────┴─────────────┐ │ Правомерные │ │ Неправомерные │ ┌──┤ │ │ (правонарушение) ├──┐ │ └────────────────────────┘ └────────────────────────┘ │ │ │ │ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │ ├──┤Юридические акты │ │ Уголовные ├──┤ │ └─────────────────────┘ └─────────────────────┘ │ │ │ │ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │ └──┤Юридические поступки │ │ Административные ├──┤ └─────────────────────┘ └─────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────┐ │ │ Гражданские ├──┤ └─────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────┐ │ │ Дисциплинарные ├──┤ └─────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────┐ │ │ Процессуальные ├──┘ └─────────────────────┘
Применение права
Реализация права: понятие и формы
Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.
Схема 17.1
┌──────────────────────────┐ │ Формы реализации права │ └────────────┬─────────────┘ │ ┌──────────────────┬──────┴──────┬──────────────────┐ │ │ │ │ ┌────────┴────────┐ │ │ ┌────────┴────────┐ │ Соблюдение │ │ │ │ Применение │ └─────────────────┘ │ │ └─────────────────┘ │ │ ┌──────────────┴──┐ ┌──┴──────────────┐ │ Исполнение │ │ Использование │ └─────────────────┘ └─────────────────┘
Правоприменение - это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.
Схема 17.2
┌─────────────────────────────────────────────┐ │ Признаки применения норм права ├──────┐ └─────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Применяют право компетентные субъекты ├──────┤ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Носит властный характер ├──────┤ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Имеет ряд стадий ├──────┤ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Осуществляется в процессуальной форме ├──────┤ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Связано с принятием правоприменительного ├──────┤ │акта │ │ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Направлено на установление конкретных ├──────┘ │правовых последствий │ └───────────────────────────────────────────┘
Стадии процесса применения норм права
Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий.
Схема 17.3
┌─────────────────────────────────────────────┐ │ Стадии правоприменительного процесса │ └──────────────────────┬──────────────────────┘ │ ┌──────────────────┴──────────────────┐ │Установление фактической основы дела │ └──────────────────┬──────────────────┘ │ ┌──────────────┴──────────────┐ │ Установление юридической │ │ основы дела │ └──────────────┬──────────────┘ │ ┌──────────┴──────────┐ │ Решение дела │ └──────────┬──────────┘ │ ┌──────┴──────┐ │ Исполнение │ │ решения │ └─────────────┘
На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу. На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние. На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела, и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и юридической основ дела выступает как бы подготовительной стадией применения норм права. Принятие же решения является основной стадией. После чего оно должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями: - исходит от компетентных органов; - носит государственно-властный характер; - носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; - имеет определенную установленную законом форму.
Схема 17.4
┌───────────────────────────┐ │ Особенности │ │ правоприменительного акта │ └─────────────┬─────────────┘ │ ┌──────────────────┬────────┴────────┬─────────────────┐ │ │ │ │ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ │ Исходит от │ │ Носит │ │ Носит │ │ Имеет │ │ компетентных │ │государственно-│ │индивидуальный │ │ определенную │ │ органов │ │ властный │ │(персонифициро-│ │ установленную │ │ │ │ характер │ │ ванный) │ │ законом │ │ │ │ │ │ характер │ │ форму │ └────────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘
Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям (схема 17.5).
Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
Пробел - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Схема 17.5
┌─────────────────────────────────────────────┐ │ Виды правоприменительных актов ├──────┐ └─────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │ По форме - указы, приговоры и т.д. ├──────┤ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │ По субъектам - акты государственных и ├──────┤ │ негосударственных органов │ │ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │ По функциям права - регулятивные и ├──────┤ │ охранительные │ │ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │ По юридической природе - основные и ├──────┤ │ вспомогательные │ │ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │По предмету правового регулирования - акты ├──────┤ │уголовно-правовые, административные и т.д. │ │ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │ По характеру - материальные и ├──────┘ │ процессуальные │ └───────────────────────────────────────────┘
Схема 17.6
┌───────────────────────────────────────┐ │ Условия пробельности юридических норм │ └───┬───────────────────────────────┬───┘ │ │ ┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐ │Фактические обстоятельства должны│ │ Должна оперировать конкретная │ │ находиться в сфере правового │ │ норма права │ │ регулирования │ │ │ └─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном правах аналогия исключается.
Юридические коллизии и способы их разрешения
Юридические коллизии - это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы "устаревают", другие же - появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и прочее).
Схема 17.7
┌───────────────────────────────────────┐ │ Причины юридических │ └───┬───────────────────────────────┬───┘ │ │ ┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐ │ Объективные │ │ Субъективные │ └─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
Возможные способы разрешения коллизий:
Схема 17.8
┌─────────────────────────────────────────┐ │ Способы разрешения коллизий │ └────┬───────────────────────────────┬────┘ │ │ ┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐ │ Принятие нового акта │ │ Референдум │ └─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐ │ Отмена старого акта │ │ Деятельность судов │ └─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐ │Внесение изменений в действующие │ │ Переговорный процесс через │ │ акты │ │ согласительные │ └─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐ │ Систематизация законодательства │ │ Толкование │ └─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘ и др.
Толкование права и юридическая практика
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |