Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы и типы правового регулирования




 

Способы правового регулирования - специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых общественных отношений. В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

 

Схема 21.3

 

             ┌─────────────────────────────────┐

             │ Способы правового регулирования │

             └────────────────┬────────────────┘

                              │

     ┌────────────────────────┼────────────────────────┐

     │                   │                   │

 ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐

 │ Дозволение │ │ Обязывание │ │ Запрещение │

 └─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘

 

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

 

Схема 21.4

 

         ┌─────────────────────────────────────────┐

         │ Типы правового регулирования │

         └────────────────────┬────────────────────┘

                              │

            ┌─────────────────┴──────────────────┐

            │                               │

┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐

│ Общедозволительный │ │   Разрешительный   │

└──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

 

Правовые режимы: понятие, признаки, виды

 

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

 

Схема 21.5

 

                  ┌─────────────────────────────────────────┐

                  │     Виды правовых режимов     │

                  └────────────────────┬────────────────────┘

                                       │

              ┌────────────────────────┼────────────────────────┐

              │                   │                   │

    ┌────────┴───────────┐   ┌───┴────────────────┐ ┌──┴─────────────────┐

     │ по предмету │   │ по юридической │ │ по форме │

┌────┤ правового ├─┐ │  природе │ │ выражения    │

│ │ регулирования │ │ │               │ │               │

│ └─────────┬──────────┘ │ └─────┬───────┬──────┘ └─────┬───────┬──────┘

│         │       │       │  │            │  │

│         │       │       │  │            │  │

│         │       │       │  │            │  │

┌────┴────┐ ┌───────┴───┐ ┌──────┴──┐ ┌───────┴──┐ ┌──┴─────────┐ ┌─────┴──┐ ┌──┴───────┐

│Конститу-│ │Администра-│ │Земельный│ │Материаль-│ │Процессуаль-│ │Законный│ │Договорной│

│ ционный │ │ тивный │ │ и т.д. │ │ ные │ │ ные │ │   │ │     │

└─────────┘ └───────────┘ └─────────┘ └──────────┘ └────────────┘ └────────┘ └──────────┘

 

Эффективность правового регулирования

 

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

 

Схема 21.6

 

   ┌──────────────────────────────────────────────────────┐

   │ Пути повышения эффективности правового регулирования │

   └──────────────────────────┬───────────────────────────┘

                              │

     ┌────────────────────────┼────────────────────────┐

     │                   │                   │

 ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐

 │Совершенствование│ │Совершенствование│ │Повышение уровня │

 │ правотворчества │ │ правоприменения │ │правовой культуры│

 └─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘

 

Законность, правопорядок, дисциплина

 

Понятие и принципы законности

 

Законность - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

- наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

- их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

 

Схема 22.1

 

         ┌─────────────────────────────────────────┐

         │    Две стороны законности    │

         └────────────────────┬────────────────────┘

                              │

            ┌─────────────────┴──────────────────┐

            │                               │

┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐

│  Наличие правовых  │ │ Их выполнение, ибо только │

│    справедливых,   │ │ только наличия даже самых │

│ научно обоснованных │ │ совершенных законов будет │

│      законов       │ │    недостаточно    │

│                         │ │ (формальная сторона) │

└──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

 

Принципы законности:

1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой - сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);

5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...