Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Способы и типы правового регулирования
Способы правового регулирования - специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых общественных отношений. В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.
Схема 21.3
┌─────────────────────────────────┐ │ Способы правового регулирования │ └────────────────┬────────────────┘ │ ┌────────────────────────┼────────────────────────┐ │ │ │ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ │ Дозволение │ │ Обязывание │ │ Запрещение │ └─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘
Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений. Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Схема 21.4
┌─────────────────────────────────────────┐ │ Типы правового регулирования │ └────────────────────┬────────────────────┘ │ ┌─────────────────┴──────────────────┐ │ │ ┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐ │ Общедозволительный │ │ Разрешительный │ └──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘
Правовые режимы: понятие, признаки, виды
Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права. Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
Схема 21.5
┌─────────────────────────────────────────┐ │ Виды правовых режимов │ └────────────────────┬────────────────────┘ │ ┌────────────────────────┼────────────────────────┐ │ │ │ ┌────────┴───────────┐ ┌───┴────────────────┐ ┌──┴─────────────────┐ │ по предмету │ │ по юридической │ │ по форме │ ┌────┤ правового ├─┐ │ природе │ │ выражения │ │ │ регулирования │ │ │ │ │ │ │ └─────────┬──────────┘ │ └─────┬───────┬──────┘ └─────┬───────┬──────┘ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌────┴────┐ ┌───────┴───┐ ┌──────┴──┐ ┌───────┴──┐ ┌──┴─────────┐ ┌─────┴──┐ ┌──┴───────┐ │Конститу-│ │Администра-│ │Земельный│ │Материаль-│ │Процессуаль-│ │Законный│ │Договорной│ │ ционный │ │ тивный │ │ и т.д. │ │ ные │ │ ные │ │ │ │ │ └─────────┘ └───────────┘ └─────────┘ └──────────┘ └────────────┘ └────────┘ └──────────┘
Эффективность правового регулирования
Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
Схема 21.6
┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │ Пути повышения эффективности правового регулирования │ └──────────────────────────┬───────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────┼────────────────────────┐ │ │ │ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ │Совершенствование│ │Совершенствование│ │Повышение уровня │ │ правотворчества │ │ правоприменения │ │правовой культуры│ └─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘
Законность, правопорядок, дисциплина
Понятие и принципы законности
Законность - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Для законности необходимы две стороны: - наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона); - их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).
Схема 22.1
┌─────────────────────────────────────────┐ │ Две стороны законности │ └────────────────────┬────────────────────┘ │ ┌─────────────────┴──────────────────┐ │ │ ┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐ │ Наличие правовых │ │ Их выполнение, ибо только │ │ справедливых, │ │ только наличия даже самых │ │ научно обоснованных │ │ совершенных законов будет │ │ законов │ │ недостаточно │ │ │ │ (формальная сторона) │ └──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘
Принципы законности: 1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны); 2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности); 3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой - сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе); 4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества); 5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона); 6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |