Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и виды форм (источников) права
Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Выделяют четыре основные формы права: - нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
Схема 13.1
┌───────────────────┐ │ Формы права │ └─────────┬─────────┘ │ ┌───────────────────────┬────┴────┬───────────────────────┐ │ │ │ │ ┌──┴────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┴──┐ │ Правовой обычай │ │ │ │ Юридический прецедент │ └───────────────────────┘ │ │ └───────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────┴───┐ ┌───┴───────────────────┐ │ Нормативный акт │ │ Нормативный договор │ └───────────────────────┘ └───────────────────────┘
Понятие и виды нормативных актов
Нормативный правовой акт - это такой правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Схема 13.2
┌───────────────────────────────┐ │ Виды нормативных актов │ │ (по юридической силе) │ └─────────────┬─────────────────┘ │ ┌────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────┐ │ Законы ├──┴──┤ Подзаконные акты │ └───────────┬────────────┘ └─────────────┬──────────────┘ │ │ ┌───────────┴────────────┐ ┌─────────────┴──────────────┐ │ Конституция │ │ Указы и распоряжения │ └───────────┬────────────┘ │ Президента │ │ └─────────────┬──────────────┘ ┌───────────┴────────────┐ │ │ Федеральный │ ┌─────────────┴──────────────┐ │ конституционный закон │ │Постановления и │ └───────────┬────────────┘ │распоряжения Правительства │ │ └─────────────┬──────────────┘ ┌───────────┴────────────┐ │ │ Федеральный закон │ ┌─────────────┴──────────────┐ └───────────┬────────────┘ │ Инструкции, приказы │ │ │ министерств и ведомств │ ┌───────────┴────────────┐ └─────────────┬──────────────┘ │Закон субъекта Федерации│ │ └────────────────────────┘ ┌─────────────┴──────────────┐ │ Акты местных органов │ │ государственной власти │ └─────────────┬──────────────┘ │ ┌─────────────┴──────────────┐ │ Акты местных органов │ │государственного управления│ └─────────────┬──────────────┘ │ ┌─────────────┴──────────────┐ │ Акты муниципальных органов │ └─────────────┬──────────────┘ │ ┌─────────────┴──────────────┐ │ Локальные нормативные акты │ └────────────────────────────┘
Понятие, признаки и виды законов
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения (схема 13.3). Классификация законов может проводиться по различным основаниям (схема 13.4).
Схема 13.3
┌───────────────────────────────────────────────────────┐ │ Признаки закона ├────┐ └───────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Принимается только органом законодательной власти ├────┤ │или референдумом │ │ └─────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Особый порядок подготовки и принятия ├────┤ └─────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Должен выражать волю и интересы народа ├────┤ └─────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Обладает высшей юридической силой ├────┤ └─────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Регулирует наиболее важные общественные отношения ├────┘ └─────────────────────────────────────────────────────┘
Схема 13.4
┌────────────────────────────┐ │ Виды законов │ └──────────────┬─────────────┘ │ ┌─────────────────┬────────┴───────┬─────────────────┐ │ │ │ │ ┌───────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ │по юридической│ │ по субъектам │ │ по предмету │ │ по сроку │ │ силе │ │ законода- │ │ │ │ действия │ │ │ │ тельства │ │ │ │ │ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ │ │ │ │ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ │ Конституция │ │ Принятые на │ │ Конституцион-│ │ Постоянные │ │ │ │ референдуме │ │ ные │ │ │ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ │ │ │ │ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ │ Федеральный │ │ Принятые │ │Административ-│ │ Временные │ │конституцион- │ │законодатель- │ │ ные │ │ │ │ ный закон │ │ ным органом │ │ │ │ │ └──────┬───────┘ └──────────────┘ └──────┬───────┘ └──────────────┘ │ │ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ │ Федеральный │ │ Гражданские │ │ закон │ │ │ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ │ │ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ │ Закон │ │ Уголовные │ │ субъектов │ │ │ │ Федерации │ │ │ └──────────────┘ └──────────────┘
Правотворчество
Понятие и принципы правотворчества
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов, осуществляемая в рамках установленных процессуальных процедур, по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
Схема 14.1
┌──────────────────────────┐ │ Принципы правотворчества ├──────┐ └──────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Научность ├──────────────────────┤ └─────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Профессионализм ├───────────────────┤ └─────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Законность ├───────────────┤ └─────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Демократизм ├────────────┤ └─────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Гласность ├─────────┤ └─────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Оперативность ├──────┘ └─────────────────┘ и др.
Виды правотворчества
Правотворчество - богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.
Схема 14.2
┌────────────────────────────────────┐ │ Виды правотворчества │ └─────────────────┬──────────────────┘ │ ┌─────────────────┴──────────────────┐ │ │ ┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐ │ в зависимости от субъектов │ │ в зависимости от значимости │ └──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘ │ │ ┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐ │ Правотворчество народа в │ │ Законотворчество │ │ процессе проведения │ │ │ │ референдума │ │ │ └──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘ │ │ ┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐ │ Правотворчество │ │ Делегированное │ │ государственных органов │ │ правотворчество │ └──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘ │ │ ┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐ │ Правотворчество отдельных │ │ Подзаконное правотворчество │ │ должностных лиц │ │ │ └──────────────┬──────────────┘ └─────────────────────────────┘ │ ┌──────────────┴──────────────┐ │ Правотворчество органов │ │ местного самоуправления │ └──────────────┬──────────────┘ │ ┌──────────────┴──────────────┐ │ Правотворчество │ │ общественных организаций │ └─────────────────────────────┘
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |