Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация основных прав и свобод личности




 

Права человека и гражданина - весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод - на три поколения:

первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (ХVП-ХVШ вв.) гражданские и политические права, которые получили название "негативных", т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине ХХ столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют "позитивными", ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

третье поколение - права коллективные, или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и прочее). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

 

Схема 10.4

 

                ┌────────────────────────────┐

                │ По этапам провозглашения │

                └──────────────┬─────────────┘

                               │

            ┌──────────────────┼─────────────────┐

            │             │            │

┌──────────┴──────────┐  │ ┌──────────┴──────────┐

│ Первое поколение │  │    │ Третье поколение │

│ (гражданские и │  │ │ (коллективные, или │

│ политические права) │  │ │ солидарные, права) │

└─────────────────────┘  │ └─────────────────────┘

                               │

                    ┌──────────┴──────────┐

                    │ Второе поколение │

                    │ (социальные, │

                    │ экономические и │

                    │ культурные права) │

                    └─────────────────────┘

 

2) в зависимости от содержания на:

- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

- экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.);

 

Схема 10.5

 

           ┌──────────────────────────────┐

           │   По содержанию    ├──────┐

           └──────────────────────────────┘ │

                                                 │

             ┌────────────────────────────┐ │

             │Гражданские или личные ├──────┤

             └────────────────────────────┘ │

                                                 │

             ┌────────────────────────────┐ │

             │Политические           ├──────┤

             └────────────────────────────┘ │

                                                 │

             ┌────────────────────────────┐ │

             │Экономические          ├──────┤

             └────────────────────────────┘ │

                                                 │

             ┌────────────────────────────┐ │

             │Социальные             ├──────┤

             └────────────────────────────┘ │

                                                 │

             ┌────────────────────────────┐ │

             │Культурные             ├──────┘

             └────────────────────────────┘

 

3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

 

Схема 10.6

 

                 ┌──────────────────────────────┐

               │ По соподчиненности │

               └──────────────┬───────────────┘

                              │

┌─────────────────────────────┴────────────────────────────┐

│                                                     │

 ┌───┴──────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┴────┐

 │Основные (участие в управлении│ │    Дополнительные  │

 │ обществом и государством) │ │ (избирательное право) │

 └──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

 

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

 

Схема 10.7

 

      ┌───────────────────────────────────────────────┐

      │ По принадлежности к конкретному государству │

      └───────────────────────┬───────────────────────┘

                              │

┌──────────────────────────────┴──────────────────────────────┐

│                                                        │

│ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │

│ │ Права российских │ │  Права лиц │ │

├────┤  граждан   │ │ без гражданства ├────┤

│ └──────────────────────┘ └──────────────────────┘ │

│                                                        │

│ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │

│ │ Права иностранных │ │ Права лиц с │ │

└────┤  граждан   │ │ двойным гражданством ├────┘

    └──────────────────────┘ └──────────────────────┘

 

5) в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и прочих);

 

Схема 10.8

 

               ┌──────────────────────────────┐

               │ По степени распространения │

               └──────────────┬───────────────┘

                              │

        ┌─────────────────────┴─────────────────────┐

        │                                      │

    ┌───┴──────────────────┐ ┌──────────────────┴───┐

    │   Общие    │ │ Специальные │

    └──────────────────────┘ └──────────────────────┘

 

6) в зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и прочее);

 

Схема 10.9

 

               ┌──────────────────────────────┐

               │ По характеру субъектов │

               └──────────────┬───────────────┘

                              │

        ┌─────────────────────┴─────────────────────┐

        │                                      │

    ┌───┴──────────────────┐ ┌──────────────────┴───┐

    │ Индивидуальные │ │ Коллективные │

    └──────────────────────┘ └──────────────────────┘

 

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

 

Схема 10.10

 

          ┌────────────────────────────────────────┐

          │ От роли государства в их осуществлении │

          └───────────────────┬────────────────────┘

                              │

         ┌────────────────────┴─────────────────────┐

         │                                     │

     ┌───┴─────────────────┐ ┌──────────────────┴───┐

     │ Негативные │ │ Позитивные │

     └─────────────────────┘ └──────────────────────┘

 

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, на:

- права в сфере личной безопасности и частной жизни;

- права в области государственной и общественно-политической жизни;

- права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

 

Схема 10.11

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

│    В зависимости от особенностей личности      ├────┐

└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                               │

┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Права в сфере личной безопасности и частной жизни  ├────┤

└────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                               │

┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Права в области государственной и общеполитической жизни├────┤

└────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                               │

┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Права в области экономической, социальной и культурной │ │

│деятельности                                       ├────┘

└────────────────────────────────────────────────────────┘

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...