Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы организации и деятельности государственного аппарата




 

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов (схема 6.4).

 

Схема 6.2

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│            Признаки государственного органа          ├───┐

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                │

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                │

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Образован и действует на основе правовых актов             ├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                │

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Выполняет свойственные только ему задачи и функции         ├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                │

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Наделен в этой связи властными полномочиями                ├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                │

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Состоит из государственных служащих и соответствующих      ├───┤

│подразделений                                              │ │

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                │

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Имеет материальную базу и финансовые средства              ├───┘

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Всесторонний учет данных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.

 

Схема 6.3

 

                ┌────────────────────────────┐

                │Виды государственных органов│

                └────────────┬───────────────┘

                             │

┌─────────────┬─────────────┼──────────────┬───────────────┐

│        │        │         │          │

┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌──────┴──────┐ ┌──────┴─────┐

│по принципу│ │по иерархии│ │ по срокам │ │ по порядку │ │по характеру│

│разделения │ │      │ │ полномочий│ │осуществления│ │компетенций │

│ властей │ │      │ │      │ │ компетенций │ │       │

└─────┬─────┘ └─────┬─────┘ └─────────┬─┘ └──────┬──────┘ └──────┬─────┘

│        │            │     │          │

┌─────┴─────────┐ ┌─┴─────────────┐ │ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴─────┐

│Законодательные│ │ Федеральные │ │ │ Коллегиальные│ │Органы общей│

│ (Федеральное │ └─┬─────────────┘ │ └───────┬──────┘ │компетенции │

│ Собрание РФ) │ │            │     │   └──────┬─────┘

└─────┬─────────┘ ┌─┴─────────────┐ │ ┌───────┴──────┐   │

│      │Республиканские│ │ │Единоначальные│ ┌──────┴─────┐

┌─────┴─────────┐ └─┬─────────────┘ │ └──────────────┘ │Органы │

│Исполнительные │ │            │              │специальной │

│(Правительство │ ┌─┴─────────────┐ │              │компетенции │

│ РФ) │ │ Местные │ └─────────┐    └────────────┘

└─────┬─────────┘ └───────────────┘        │

│                             ┌──────┴──────┐

┌─────┴─────────┐                   │ Постоянные │

│ Судебные │                   └──────┬──────┘

│ (Конституци- │                          │

│ онный Суд РФ) │                   ┌──────┴──────┐

└───────────────┘                   │ Временные │

                                    └─────────────┘

 

Схема 6.4

 

 ┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐

 │Принципы организации и деятельности государственного аппарата│

 └─────────────────────────────────────────────────────────┬───┘

                                                      │

┌─────────────────────────────────────────────┐  │

│Приоритет прав и свобод человека и гражданина├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘  │

                                                      │

┌─────────────────────────────────────────────┐  │

│Демократизм                             ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘  │

                                                      │

┌─────────────────────────────────────────────┐  │

│Разделение властей                      ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘  │

                                                      │

┌─────────────────────────────────────────────┐  │

│Законность                              ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘  │

                                                      │

┌─────────────────────────────────────────────┐  │

│Гласность                               ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘  │

                                                      │

┌─────────────────────────────────────────────┐  │

│Федерализм                              ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘  │

                                                      │

┌─────────────────────────────────────────────┐  │

│Профессионализм                         ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘  │

                                                      │

┌─────────────────────────────────────────────┐  │

│Сочетание выборности и назначаемости    ├───────┘

└─────────────────────────────────────────────┘

                  и др.

 

Государство и политическая система общества

 

Политическая система общества: понятие и структура

 

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие "политическая система" показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".

 

Схема 7.1

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

│     Структура политической системы общества      ├───┐

└────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                               │

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Политическая организация общества (государство, политические│───┤

│партии, движения, группы давления и т.д.)              │ │

└────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                               │

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Политическое сознание (политическая психология и идеология) ├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                               │

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Социально-политические и правовые нормы                ├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                               │

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Политические отношения                                 ├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                               │

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Политическая практика                                  ├───┘

└────────────────────────────────────────────────────────────┘

                        и др.

 

Место и роль государства в политической системе общества

 

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

 

Схема 7.2

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Центральное положение государства в политической системе общества├────┐

│         определяется следующими признаками            │ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                  │

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Государство выполняет основной объем деятельности по управлению├──────┤

└───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                  │

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Выступает в качестве единственного официального представителя ├──────┤

│общества                                                  │ │

└───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                  │

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Является единственным носителем суверенитета              ├──────┤

└───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                  │

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Обладает специальным аппаратом                            ├──────┤

└───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                  │

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Обладает "силовыми" структурами                           ├──────┤

└───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                  │

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐      │

│Обладает монополией на правотворчество                    ├──────┤

└───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

                                                                  │

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Обладает специфическим набором материальных ценностей (бюджет, ├──────┘

│валюта и т.д.)                                            │

└───────────────────────────────────────────────────────────────┘

                      и др.

 

Сущность, принципы и функции права

 

Понятие, признаки и сущность права

 

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер;

2) общеобязательность;

3) нормативность;

4) связь с государством;

5) формальная определенность;

6) системность.

 

Схема 8.1

 

             ┌─────────────────────────┐

             │ Признаки права ├───┐

             └─────────────────────────┘ │

                                           │

             ┌─────────────────────────┐ │

             │Волевой характер    ├───┤

             └─────────────────────────┘ │

                                           │

             ┌─────────────────────────┐ │

             │Общеобязательность   ├───┤

             └─────────────────────────┘ │

                                           │

             ┌─────────────────────────┐ │

             │Нормативность       ├───┤

             └─────────────────────────┘ │

                                           │

             ┌─────────────────────────┐ │

             │Связь с государством ├───┤

             └─────────────────────────┘ │

                                           │

              ┌─────────────────────────┐ │

             │Формальная определенность├───┤

             └─────────────────────────┘ │

                                           │

             ┌─────────────────────────┐ │

             │Системность         ├───┘

             └─────────────────────────┘

 

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права: - классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

 

Схема 8.2

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...