Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов (схема 6.4).
Схема 6.2
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Признаки государственного органа ├───┐ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Образован и действует на основе правовых актов ├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Выполняет свойственные только ему задачи и функции ├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Наделен в этой связи властными полномочиями ├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Состоит из государственных служащих и соответствующих ├───┤ │подразделений │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Имеет материальную базу и финансовые средства ├───┘ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Всесторонний учет данных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.
Схема 6.3
┌────────────────────────────┐ │Виды государственных органов│ └────────────┬───────────────┘ │ ┌─────────────┬─────────────┼──────────────┬───────────────┐ │ │ │ │ │ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌──────┴──────┐ ┌──────┴─────┐ │по принципу│ │по иерархии│ │ по срокам │ │ по порядку │ │по характеру│ │разделения │ │ │ │ полномочий│ │осуществления│ │компетенций │ │ властей │ │ │ │ │ │ компетенций │ │ │ └─────┬─────┘ └─────┬─────┘ └─────────┬─┘ └──────┬──────┘ └──────┬─────┘ │ │ │ │ │ ┌─────┴─────────┐ ┌─┴─────────────┐ │ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴─────┐ │Законодательные│ │ Федеральные │ │ │ Коллегиальные│ │Органы общей│ │ (Федеральное │ └─┬─────────────┘ │ └───────┬──────┘ │компетенции │ │ Собрание РФ) │ │ │ │ └──────┬─────┘ └─────┬─────────┘ ┌─┴─────────────┐ │ ┌───────┴──────┐ │ │ │Республиканские│ │ │Единоначальные│ ┌──────┴─────┐ ┌─────┴─────────┐ └─┬─────────────┘ │ └──────────────┘ │Органы │ │Исполнительные │ │ │ │специальной │ │(Правительство │ ┌─┴─────────────┐ │ │компетенции │ │ РФ) │ │ Местные │ └─────────┐ └────────────┘ └─────┬─────────┘ └───────────────┘ │ │ ┌──────┴──────┐ ┌─────┴─────────┐ │ Постоянные │ │ Судебные │ └──────┬──────┘ │ (Конституци- │ │ │ онный Суд РФ) │ ┌──────┴──────┐ └───────────────┘ │ Временные │ └─────────────┘
Схема 6.4
┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Принципы организации и деятельности государственного аппарата│ └─────────────────────────────────────────────────────────┬───┘ │ ┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │Приоритет прав и свобод человека и гражданина├───────┤ └─────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │Демократизм ├───────┤ └─────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │Разделение властей ├───────┤ └─────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │Законность ├───────┤ └─────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │Гласность ├───────┤ └─────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │Федерализм ├───────┤ └─────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │Профессионализм ├───────┤ └─────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │Сочетание выборности и назначаемости ├───────┘ └─────────────────────────────────────────────┘ и др.
Государство и политическая система общества
Политическая система общества: понятие и структура
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие "политическая система" показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".
Схема 7.1
┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Структура политической системы общества ├───┐ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Политическая организация общества (государство, политические│───┤ │партии, движения, группы давления и т.д.) │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Политическое сознание (политическая психология и идеология) ├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Социально-политические и правовые нормы ├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Политические отношения ├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Политическая практика ├───┘ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ и др.
Место и роль государства в политической системе общества
Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Схема 7.2
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Центральное положение государства в политической системе общества├────┐ │ определяется следующими признаками │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Государство выполняет основной объем деятельности по управлению├──────┤ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Выступает в качестве единственного официального представителя ├──────┤ │общества │ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Является единственным носителем суверенитета ├──────┤ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Обладает специальным аппаратом ├──────┤ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Обладает "силовыми" структурами ├──────┤ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Обладает монополией на правотворчество ├──────┤ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Обладает специфическим набором материальных ценностей (бюджет, ├──────┘ │валюта и т.д.) │ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ и др.
Сущность, принципы и функции права
Понятие, признаки и сущность права
Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права: 1) волевой характер; 2) общеобязательность; 3) нормативность; 4) связь с государством; 5) формальная определенность; 6) системность.
Схема 8.1
┌─────────────────────────┐ │ Признаки права ├───┐ └─────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────┐ │ │Волевой характер ├───┤ └─────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────┐ │ │Общеобязательность ├───┤ └─────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────┐ │ │Нормативность ├───┤ └─────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────┐ │ │Связь с государством ├───┤ └─────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────┐ │ │Формальная определенность├───┤ └─────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────┐ │ │Системность ├───┘ └─────────────────────────┘
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности права: - классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); - общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.). Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
Схема 8.2
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |