Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности возникновения права
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями: 1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства; 2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов и т.п.); 3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел) (схема 2.7).
Схема 2.5
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Основные теории происхождения государства: идеи и представители │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┬┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Теологическая - Бог создал государство │◄───┤ │(Аквинский, Маритен, Мерсье и др.). │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Патриархальная - государство - продукт развития семьи │◄───┤ │(Аристотель, Филмер, Михайловский и др.) │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Договорная - государство - продукт соглашения между людьми │◄───┤ │(Гоббс, Руссо, Радищев и др.) │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Теория насилия - государство возникло в силу военно-политических│ │ │факторов │◄───┤ │(Гумплович, Дюринг, Каутский и др.) │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Органическая теория - государство - специфическая разновидность │ │ │биологического организма │◄──┤ │(Спенсер, Вормс, Прейс и др.) │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Материалистическая теория - государство - продукт социально- │ │ │экономического развития │◄──┤ │(Маркс, Энгельс, Ленин и др.) │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Психологическая теория - государство возникло в силу особенностей│ │ │человеческой психики │◄──┘ │(Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Схема 2.6
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Признаки государства, отличающие его о │ │ общественной власти родового строя │ └┬─────────────────┬─────────────┬─────────┬───────────┬──────────────┬┘ │ │ │ │ │ │ ┌┴───────────────┐ │ │ │ │ │ │Публичная власть│ │ │ │ │ │ └────────────────┘ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────────────┴──────────┐ │ │ │ │ │Система налогов и займов│ │ │ │ │ └────────────────────────┘ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─┴───┐ │ │ │ │Право│ │ │ │ └─────┘ │ │ │ │ │ │ ┌───────────────────────┴─────────┐ │ │ │Территориальное деление населения│ │ │ └─────────────────────────────────┘ │ │ │ │ ┌────┴──────┐ │ │Суверенитет│ │ └───────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────────┴┐ │Монополия на легальное применение силы│ └──────────────────────────────────────┘
Схема 2.7
┌──────────────────────────────────────────┐ │ Три основных пути формирования права │ └───┬─────────────────┬────────────────┬───┘ │ │ │ ┌────────────────┴───┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌───┴────────────────┐ │Перерастание обычаев│ │ Прецедентное право │ │ Правотворчество │ │ в правовые обычаи │ │ │ │ государства │ └────────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────────┘
Сущность и типы государства
Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Государственная власть есть особая разновидность социальной власти - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Схема 3.1
┌───────────────────────────────────────────┐ ┌───────────┤ Основные черты государственной власти │ │ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────┐ ├─────┤Распространяется на все общество │ │ └────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────┐ ├───────┤Носит публично-политический характер │ │ └────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────┐ ├─────────┤Опирается на государственное принуждение │ │ └────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────┐ ├───────────┤Осуществляется специальными лицами (чиновниками)│ │ └────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────┐ ├─────────────┤Система налогов и займов │ │ └────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────┐ ├───────────────┤Деление населения по территориальному признаку │ │ └────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────┐ ├─────────────────┤Легитимность │ │ └────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────┐ └───────────────────┤Легальность │ └────────────────────────────────────────────────┘ и др.
Понятие и сущность государства
Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности государства: - классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса; - общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал (схема 3.2).
Типы государства: различные подходы
Типология государства - это его специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: "азиатский способ производства" и прафеодализм). В рамках цивилизационного подхода основными критериями как раз выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и прочие. Выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. (схема 3.3).
Схема 3.2
Схема 3.3
┌───────────────────────────────────┐ │ Типы государства: │ │ различные подходы │ └──────────────────┬────────────────┘ ┌──────┴─────┐ │ │ ┌────────────────────────────┴────┐ ┌────┴────────────────────────────┐ │ Формационный подход │ │ Цивилизационный подход │ │(социально-экономические факторы)│ │ (духовные факторы) │ └─────────────────────────────────┤ ├─────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │Рабовладельческий тип ├─┤ ├─┤ Египетская цивилизация │ └───────────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │"Азиатский способ производства"├─┤ ├─┤ Китайская │ └───────────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │Прафеодальный тип ├─┤ ├─┤ Западная │ └───────────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │Феодальный тип ├─┤ ├─┤ Православная │ └───────────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │Буржуазный тип ├─┤ ├─┤ Иранская │ └───────────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │Социалистический тип ├─┘ └─┤ Мексиканская │ └───────────────────────────────┘ └───────────────────────────────┘ и др
Функции государства
Понятие и классификация функций Российского государства
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.
Схема 4.1
┌──────────────────────────────┐ │ Виды функций государства │ └──────────────┬───────────────┘ │ ┌───────────────────────┼────────────────────────┐ │ │ │ ┌──────────┴──────────┐ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴─────────┐ │ в зависимости от │ │ в зависимости от │ │ в зависимости от │ │ продолжительности │ │ значимости │ │ сферы осуществления │ │ действия │ │ │ │ │ └──────────┬──────────┘ └──────────┬──────────┘ └───────────┬─────────┘ │ │ │ ┌────┴───┐ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴────┐ │ │ │ │ │ │ ┌─────┴────┐ ┌─┴───────┐ ┌───┴────┐ ┌────┴─────┐ ┌────┴─────┐ ┌──┴────┐ │Постоянные│ │Временные│ │Основные│ │Неосновные│ │Внутренние│ │Внешние│ └──────────┘ └─────────┘ └────────┘ └──────────┘ └──────────┘ └───────┘
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |