Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.




Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли су­ществуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму.

Исследование логических форм безотносительно к их конкретно­му содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

Мышление человека подчинено логическим законам, или зако­нам мышления.

Для уяснения этого вопроса необходимо различатьистинность мысли и логическую правильность рассуждения. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соот­ветствующая действительности, является ложной.

Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие до­стижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим не­обходимым условием является логическая правильность рассужде­ния. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей.

Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанав­ливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, ка­чественная определенность, взаимообусловленность предметов дей­ствительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны дейст­вительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение, опосредствованное многовековой практикой человеческого познания.


4. Язык как знаковая система. Принципы отношения именования.

Язык — это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в про­цессе познания действительности и общения между людьми.

Основным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки.Знак это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным спосо­бом) предмет, выступающий представителем другого предмета. Среди различных знаков выделим два вида: знаки-образы и знаки-символы.

Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Примеры таких знаков: копии документов; дактилоско­пические отпечатки пальцев; фотоснимки; некоторые дорожные знаки с изображением детей, пешеходов и других объектов.Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Напри­мер: нотные знаки; знаки азбуки Морзе; буквы в алфавитах нацио­нальных языков.

Множество исходных знаков языка составляет егоалфавит.


5. Семантические категории языковых выражений.

Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем —семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксис это раздел семиотики, изучающий структуру [^ языка: способы образования, преобразования и связи между знака­ми.Семантика занимается проблемой интерпретации, т.е. анали­зом отношений между знаками и обозначаемыми объектами.Праг­матика анализирует коммуникативную функцию языка — эмоцио­нальные, психологические, эстетические, экономические и другие отношения носителя языка к самому языку.

 

Принципы отношения именования

1) принцип однозначности, согласно которому

каждое выражение, употребляемое в качестве имени (в определённом контексте), является

именем только одного объекта (номината выражения); 2) принцип предметности

удовлетворяется в том случае, если предложение говорит о номинатах входящих в него

имён; 3) принцип взаимозаменимости может встречаться в двух версиях: а. если два

выражения именуют один и тот же объект, то истинное предложение остаётся истинным,

когда одно из этих выражений заменятся в нём другим, и b. если предложение тождества

истинно, то два аргументных выражения взаимозаменимы (повсюду). 


6. Понятие как форма мышления. Образование понятий.

 




Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутст­вующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются еди­ничными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаковлогикавыделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называютсущественными. Признаки, которые могут

принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называютсянесущественными1.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. По­нятия, отражающие множество предметов, включаютобщие сущест­венные признаки. Например, общие признаки человека (способ­ность создавать орудия труда и др.) являются существенными. По­нятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наря­ду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включаетединичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокуп­ности в абстрактной, обобщенной форме на основании их сущест­венных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми­руя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Логические приемы образования понятий

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов:

сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти при­емы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и разли­чия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называетсясравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением пред­мета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называетсяанализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстраги­роваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называетсяабстрагиро­ванием

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, —синтеза, пред­ставляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчле­ненного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сход­ные предметы. Эта операция осуществляется путемобобщенияприема, с помощью которого отдельные предметы на основе прису­щих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выяв­ленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несуще­ственных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобще­ние), мы образуем одну из основных форм мышления — понятие.


7. Объем и содержание понятий, операции ограничения и обобщения
понятий.

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Например, содержанием понятия «преступление» является сово­купность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуе­мость.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Обобщить понятие — перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием (за счет исключения его видовых (индивидуальных) признаков) (Современное государство — современное = Государство). Каждое последующее понятие является родом по отношению к предыдущему. Обобщение не беспредельно, наиболее общими понятиями являются понятия с предельно широким объемом — категории — материя, сознание, движение, свойство и т.д.; категории обобщить нельзя, не имеют родового понятия.

 

Ограничить понятие — перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием, к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием (Юрист + Иванов = юрист Иванов (предел ограничения — единичное понятие)).

 

Ограничение: преступное деяние → преступление против собственности → вымогательство (от понятия с большего объема к понятию меньшего объема).

 

Обобщение: оскорбление → преступление против чести и достоинства личности (от понятия меньшего объема к понятию большего объема).
8. Виды понятий.

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб­страктные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотноситель­ные и соотносительные.

1. Понятия делятся наединичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называетсяединичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называетсяобщим (напри­мер, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут бытьрегистрирующими и нерегистрирую­щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, «участник Великой Отечест­венной войны 1941—1945 гг.», «родственники потерпевшего Шило­ва», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называетсянерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не под­дается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошед­шего, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся насобирательные и несобирательные. Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называютсясобирательными. На­пример, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому от­дельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки кол­лектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интере­сами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Соби­рательные понятия могут быть общими («коллектив», «полк», «со-

 

звездие») и единичными («коллектив нашего института», «86-й стрелковый полк», «созвездие Большой Медведицы»).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называетсянесобирательным. Таковы, например, по­нятия «звезда», «командир полка», «государство».

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будетразделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое упот­ребление понятия называетсясобирательным. Например, выска­зывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употреб­ляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту 1-го курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели теоретическую кон­ференцию» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом. Здесь понятие «студенты 1-го курса» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению не­приложимо.

3. Понятия делятся наконкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его при­знак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее, называетсяконкрет­ным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называетсяабстрактным.Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; поня­тия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета;

эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладаю­щих этими признаками. Понятия «дружба», «посредничество», «психологическая несовместимость» отражают определенные отно­шения. Это абстрактные понятия.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а аб­страктные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, иабстрактными (например, понятие «посредник» — общее, конкрет­ное; понятие «посредничество» — общее, абстрактное).Как кон­кретным, так и абстрактным может быть единичное понятие (напри­мер, понятие «Организация Объединенных Наций» — единичное, конкретное; понятие «мужество капитана Гастелло» — единичное, абстрактное).

4. Понятия делятся наположительные и отрицательные в зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называютсяположительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называютсяотрицательными.Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «не­грамотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными.

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»: «неулови­мый», «невиновный», «бездействие»; в словах иностранного проис­хождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»:

«аморальный», «анонимный», «асимметрия» и т.д. Однако на отсут­ствие некоторых свойств предмета могут указывать слова без отри­цательной приставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непьяный), «молчаливый» (неразговорчивый). С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невин­ный» (чистосердечный, простодушный), «негодование» (возмуще­ние, крайнее недовольство) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприняты как слова с отрицательными при­ставками1.

5. Понятия делятся набезотносительные и соотносительные взависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.Соотносительные понятия содержат

Не следует смешивать логическую характеристику понятий как положитель­ных и отрицательных с политической, нравственной, юридической оценкой тех явле­ний, которые они отражают Так, понятия «агрессия», «преступность», «алкоголизм» являются положительными их содержание составляют признаки, принадлежащие предмету Однако явления, отраженные в этих понятиях, вызывают у нас отрицатель­ную оценку

признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отношению к понятию «родители»), «начальник» («подчиненный»), «получение взятки» («дача взятки»). Соотноси­тельными являются также понятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, — значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «Российская Федерация», нужно указать, что это понятие единичное, собирательное, конкретное, положи­тельное, безотносительное. При характеристике понятия «невменя­емость» должно быть указано, что оно является общим (нерегистри­рующим), несобирательным, абстрактным, отрицательным, безотно­сительным.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.


9. Отношения между понятиями.

Рассматривая отношения между понятиями, следует всего различать понятиясравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Например, «пресса» и «телевидение» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Сравнимые понятия делятся насовместимые и несовместимые.

2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «преподаватель» (В): некоторые юристы являются преподавателя­ми (как некоторые преподаватели — юристами). С помощью круго­вых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называютсясовместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1)равнообьемность, 2)пересечение (перекрещивание) и 3)подчинение (субординация).1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно).Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями долж­но быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия, —подчи­ненным (в).Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное — видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд». Понятие может быть одновременно видом (по отношению кРассматривая отношения между понятиями, следует всего различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Например, «пресса» и «телевидение» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Сравнимые понятия делятся насовместимые и несовместимые.

2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «преподаватель» (В): некоторые юристы являются преподавателя­ми (как некоторые преподаватели — юристами). С помощью круго­вых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называютсясовместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1)равнообьемность, 2)пересечение (перекрещивание) и 3)подчинение (субординация).1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно).Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями долж­но быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия, —подчи­ненным (в).Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное — видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд». Понятие может быть одновременно видом (по отношению кболее общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголов­ное наказание» (А)Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие яв­ляется видом, а единичное (подчиненное) индивидом. В таком от­ношении будут находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называютсянесовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости:^соподчине­ние (координация), 2)противоположность (контрарность), 3)про­тиворечие (контрадикторность).

1. В отношении соподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называются соподчиненными.2. В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены; 3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.


10. Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с
определением.
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, на­зывается определением. Суждение, раскрывающее содержание по­нятия, называютдефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержа­ние определяемого понятия, —определяющим (дефиниенс). Упот­ребляются сокращенные обозначения:Dfd (от латинскогоdefinien-dum — определяемое) иDfn (от латинскогоdefinience — опреде­ляющее).Определение понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знание о пред­мете, оно является существенным моментом в познании действи­тельности. Разумеется, содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Изучить какую-либо науку только по ее определениям невозможно. Вместе с тем, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выде­лить данный предмет, отличить его от других предметов, предосте-регает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической дея­тельности.

Виды определения

Определения делятся на 1)номинальные и реальные, 2)явные и

неявные.

Номинальным (от латинскогоnomen — «имя») называется опре­деление, посредством которого взамен описания какого-либо пред­мета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.пРеальным называется определение, раскрывающее существен­ные признаки предмета.1. Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета.

Неявные определения. Приемы, заменяющие определениеПри помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие единичные понятия, поскольку они не имеют видо­вого отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям, а также к приемам, заменяющим определение.

К неявным определениям относится определение через отноше­ние к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие. Первое из указанных определений широко ис­пользуется при определении философских категорий.Вконтекстуальном определении содержание поня­тия раскрывается в относительно самостоятельном по смыслу от­рывке письменной или устной речи (контексте). Остенсивным (от латинского словаostendo — «показываю») на­зывается определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Эти опре­деления применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. В ряде случаев используются приемы, заменяющие определение:

сравнение, описание, характеристика.При помощисравнения один предмет сравнивается с другим, сходным в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета.Задачаописания состоит в том, чтобы наиболее точно и полно указать признаки предмета (лица, события, места, где оно произо­шло и т.д.).Неявные определения. Приемы, заменяющие определениеПри помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие единичные понятия, поскольку они не имеют видо­вого отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям, а также к приемам, заменяющим определение.

К неявным определениям относится определение через отноше­ние к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие. Первое из указанных определений широко ис­пользуется при определении философских категорий.Вконтекстуальном определении содержание поня­тия раскрывается в относительно самостоятельном по смыслу от­рывке письменной или устной речи (контексте). Остенсивным (от латинского словаostendo — «показываю») на­зывается определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Эти опре­деления применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. В ряде случаев используются приемы, заменяющие определение:

сравнение, описание, характеристика.При помощисравнения один предмет сравнивается с другим, сходным в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета.Задачаописания состоит в том, чтобы наиболее точно и полно указать признаки предмета (лица, события, места, где оно произо­шло и т.д.).Характеристика состоит в указании отличительных характер­ных признаков единичного предмета (лица, события и т.д.).
11. Правила определения. Ошибки в определениях.

Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем при­знаков действительным свойством определяемого предмета, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логи­ческими правилами. Этих правил четыре.

1. Определение должно быть соразмерным.

Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого по­нятия был равен объему определяющегоТакое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком широкого определения (А <Вс).Такая ошибка называется ошибкой слишком узкого определения (А >Вс).2. Определение не должно заключать в себе круга.

Если при определении мы прибегаем к другому понятию, кото­рое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг.Разновидностью круга в определении является тавтология2ошибочное определение, в котором определяющее понятие повто­ряет определяемое. Тавтология, как это видно из приведенных примеров, отличается от круга в определении меньшей сложностью построения. Опреде­ляющее понятие является повторением определяемого.3. Определение должно быть ясным.

Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке,Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем при­знаков действительным свойством определяемого предмета, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логи­ческими правилами. Этих правил четыре.

1. Определение должно быть соразмерным.

Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого по­нятия был равен объему определяющегоТакое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком широкого определения (А <Вс).Такая ошибка называется ошибкой слишком узкого определения (А >Вс).2. Определение не должно заключать в себе круга.

Если при определении мы прибегаем к другому понятию, кото­рое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг.Разновидностью круга в определении является тавтология2ошибочное определение, в котором определяющее понятие повто­ряет определяемое. Тавтология, как это видно из приведенных примеров, отличается от круга в определении меньшей сложностью построения. Опреде­ляющее понятие является повторением определяемого.3. Определение должно быть ясным.









Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке

4. Определение не должно быть отрицательным.

Отрицательное определение не раскрывает определяемого поня­тия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.
12. Деление понятий и его виды.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называ­ется делением.

В операции деления следует различать делимое понятие — объем которого следует раскрыть, члены деления — соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой резуль­тат деления), и основание деления — признак, по которому произво­дится деление.Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Делимое по­нятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяет­ся на соподчиненные виды. Так, в приведенном примере делимое понятие «сделка» является родом, а члены деления «многосторон­няя сделка», «двусторонняя сделка», «односторонняя сделка» — его видами. Основанием деления является число сторон сделки.

Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс в целом. Знание видов и правил деления имеет большое значение в работе юриста, особенно в следственной практике. Планирование расследования преступлений, составление схем в процессе планиро­вания, классификация следственных версий и ряд других следствен­ных действий имеют своей основой логическую операцию' деления понятий.

Виды деления

Различают деление 1) по видоизменению признака и 2) дихото­мическое деление.

1. Делениепо видоизменению признака. Основанием деления яв­ляется признак, при изменении которого образуются видовые поня­тия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные; право по форме своего выра­жения — на правовой обычай, юридический прецедент и норматив­ный акт.

Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться некоторые требования, важнейшее из которых — объективность ос­нования. Не следует, например, делить книги или кинофильмы на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же книга (кинофильм) может быть интересна для одного человека и неинтересна для другого.

Дихотомическое деление

Дихотомическое деление, или дихотомия (от греческих словdichaиtome — «селение на две части»), представляет собой деление объе­ма делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А— делимое понятие, то членами деления будут два понятия:В ине-В.


13. Правила деления и ошибки, возможные при делении.

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре пра­вила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Деление должно быть соразмерным.Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода Такая ошибка будет иметь место, если, напри­мер, при делении понятия «уголовное наказание» кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в пере­чень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания.

Такое деление называется делениемс лишними членами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...