Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и направление земельной реформы в Китае




Реформа началась с деревни в форме аренды земли и семейного производства. Затем в 1984 г. в большинстве провинций была передана крестьянским семьям в аренду по числу едоков, а в некоторых регионах - по числу трудоспособных.

По поводу направлений реформ были разные точки зрения. Вопрос о том, какому из них отдать предпочтение, решался не только в научных и государственных учреждениях, но и на местах в виде экспериментов.

Особенность реформы - она во многом добровольна и рассчитана на длительный период времени.

От начала экспериментальной проверки отдельных элементов реформы до принятия соответствующих актов проходило от 3 до 7 лет. Первоначально было выделено 6 экспериментальных регионов, затем добавлено еще 2. Но и после того, как проверка давала хорошие результаты, рекомендовали осваивать опыт там, где хотят, а кто сомневается - пусть повременит.

В результате 250 млн крестьянских семей в Китае стали обладателями 100 млн га земель, т.е. в среднем 0.4 га на семью. Причем, учитывая разное качество, каждой семье выделялись участки хорошей, средней и плохой земли. Это тем более привело к большой раздробленности и мелкоте участков.

Понимая, что на мелких участках невозможно эффективно хозяйствовать, крестьяне и руководители разных уровней ставят своей задачей организацию общественной не только обработки земли и работы по ее мелиорации, но и решение вопросов социального развития сел, материально-технического обеспечения, обслуживания.

Создается система общественных предприятий, обслуживающих сельских товаропроизводителей, а именно: специализированные государственные службы типа машинно-технических станций по обработке земли в системе министерства сельского хозяйства; хозяйственные организации - снабженческо-сбытовые крестьянские кооперативы, специализированные ассоциации по садоводству, цветоводству и т.д.; организации комплексного обслуживания крестьян, начиная от обработки земли, кончая уборкой урожая и реализацией продукции.

Один из важнейших вопросов реформы - право собственности на землю и формы землепользования. Китай не ставит задачу приватизации земли - по закону, принятому в 1986 году, социалистическая собственность на землю, включающая общенародную (государственную) собственность и коллективную собственность трудящихся, сохраняется.

Земля в городах относится к общенародной собственности, в селах и пригородах (за исключением участков, находящихся, согласно закону, в государственной собственности) - к коллективной собственности крестьян, используется в хозяйственных целях деревенскими сельскохозяйственными и другими кооперативами, хозяйственными организациями или комитетами сельского населения и находится под их управлением. Земля, являющаяся собственностью крестьянских коллективных хозяйственных организаций провинций, может быть отнесена к коллективной собственности провинций. Земли под жилыми строениями, приусадебные земли, находящиеся в личном пользовании, относятся к коллективной собственности.

Собственность земли в Китае отделена от землепользования. Это другая особенность реформы. Там продают право пользования землей, т.е. широко действует аренда, через которую земля и включена в рыночный механизм. Платное землепользование на основе аренды обеспечивает не только полную свободу и самостоятельность хозяйствования, но и позволяет максимально учитывать интересы личности, коллектива и общества. Соединяя в арендаторе функции владельца и собственника результатов своего труда, аренда выступает эффективным инструментом преобразования земельных отношений. Не взрывая глубинных основ экономического строя, аренда по мере развития реформы меняет соотношение функций арендатора как владельца земли и собственника результатов. Благодаря аренде осуществляется эволюционное преобразование экономических отношений в деревне и городе, формируется самостоятельный хозяин, создаются условия для развития предпринимательской деятельности.

Китайские экономисты считают, что переход к частной собственности на землю привел бы к возникновению массы мелких сельскохозяйственных структур, что неизменно ограничивает применение сельхозмашин, сдерживает развитие производительных сил деревни. Коллективная собственность на землю рассматривается поэтому как непоколебимый принцип экономической системы.

В соответствии с законодательством Китая коллективная собственность на сельскохозяйственную землю имеет 3 вида субъектов собственности: крестьян, проживающих в деревне; крестьян, проживающих в провинциях; крестьян, объединенных в хозяйственные организации. Представительными органами перечисленных субъектов собственности, выражающими их интересы, выступают соответствующие хозяйственные организации. Они заключают с каждой крестьянской семьей контракт на использование земли на 15 - 30 лет, в некоторых случаях - на 3 - 5 лет.

Земельный налог — главная часть всей суммы сельских налогов. Его уровень определяется правительством по отдельным зонам. Каждая семья должна отдавать часть своего дохода деревенскому комитету для создания фонда социального развития, средства которого идут на улучшение условий проживания в деревне соответствующей группы семейных арендаторов.

Чтобы сохранить и развивать преимущества коллективных хозяйств, потребовалось разработать систему регламентов владения, пользования и распоряжения участками земли, находящимися в коллективной собственности.

Практика реформирования земельных отношений показывает, что наиболее важными здесь являются 2 вопроса: первый — запрет неправовых действий, какими является захват земли, превышение полномочий субъектов собственности либо их принуждение к нарушению порядка разверстки общего подрядного клина по крестьянским дворам.

Второй вопрос касается права распоряжения земельными участками. Предлагается ввести нормы, регулирующие продажу и покупку земли, ее аренду, залог земли.

В сельском хозяйстве создается многоукладная экономика: сохранились коллективные формы хозяйствования, есть индивидуальные семейные хозяйства, развивается общественная кооперативная система обслуживания крестьян.

Государственная политика отдает приоритет развитию более крупных сельскохозяйственных предприятий.

Меняется отношение к плану и рынку. В начале реформы план выступал в качестве основы социалистического хозяйствования, а рынок — дополняющей структурой. Поставлена задача правильного сочетания плана и рынка. Они считают их методами управления экономикой, которые в настоящее время не могут существовать один без другого в чистом виде, а их соотношение в различные периоды неизбежно меняется.

Реформа Китая — не поворот к капитализму, а форма развития системы управления народным хозяйством, которая не обязательно должна быть связана с социальным строем, и определяется уровнем развития производительных сил, особенностей и задач конкретной страны.

Не так давно в китайской деревне кроме сельскохозяйственного производства по существу ничем не занимались. Теперь на селе 14 млн промышленных предприятий и цехов, в которых работают около 100 млн крестьян. Развитие сельской промышленности резко изменило облик деревни, улучшило ее социальную сферу.

В Китае существенно изменена система управления земельными ресурсами. До реформы она была представлена небольшим подразделением по использованию сельскохозяйственной земли в составе министерства сельского хозяйства. Вопросами изыскания и планирования земель никто не занимался. В 1957 г. было создано министерство по проектированию земли.

С началом реформы появилась необходимость новой системы управления землями. Разработка соответствующего закона длилась до 1986 г. За это время из сельскохозяйственного оборота вышла площадь в 1.6 млн га.

Сейчас использование пахотных угодий для несельскохозяйственных нужд строго ограничено. Создано самостоятельное государственное управление земельных ресурсов со своей системой низовых государственных органов управления землей.

Средства от платы за землю в сельской местности остаются полностью в распоряжении местных органов и используются на местные нужды. В городах они направляются в государственный бюджет.

В функции земельных управлений входят вопросы не только охранного использования земель, но и планировки, и застройки городов и поселков, оценки и зонирования городских земель. Содержание земельных управлений финансируется из государственного бюджета.

Ежегодно земельные управления разрабатывают планы использования земель, предусматривающие отвод их для объектов промышленности, ведут работы по составлению схем землеустройства административных районов. Закон об управлении землей предусматривает усиление роли управления земельными ресурсами, рациональному ее использованию, охране земель.

За последние 15 лет валовая продукция сельского хозяйства увеличилась в 2.2 раза, в том числе зерна — на 43% ; хлопка — в 2.6 раза; масленичных культур — в 2.2 раза, промышленной продукции на селе — 23 раза. Среднедушевой доход сельских жителей вырос более чем вдвое.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...