Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. Развитие психологии от античности до сер. 20 вв.




1.История психологии. Предмет, задачи и методы. Предмет, задачи и методы психологии.

Периодизация истории психологии.

Античная психология.

Основные положения о душе в античной философии:

а) Милетская школа;

б) Учение Демокрита;

в) Учение Платона.

Учение Аристотеля о душе.

 

2. Психология в средние века и в эпоху Возрождения.

Развитие психологии в средние века.

Развитие психологических идей в арабской науке.

Учение Ф. Аквинского.

Развитие психологии в эпоху Возрождения.

 

3. Психологические учения 17 века.

Основные тенденции в развитии философии и психологии Нового времени.

Ф.Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии.

Философско-психологическая система Р.Декарта:

а) метод сомнения Р.Декарта;

б) рефлекс и его трактовка Р.Декартом.

 

4. Оформление эмпирической психологии в философских учениях 17 – 18 веков.

Развитие психологической мысли в рамках эмпиризма и рационализма. Учение Т.Гоббса как попытка постижения истины на основе опыта и разума. Материя как основа всего живого, подчиненная законам механики. Психика как телесное свойство. Учение о способностях. Утверждение экспериментального и естественнонаучного подхода в учении Т.Гоббса.

Преодоление дуализма Декарта в учении Б.Спинозы о единой субстанции. «Этика» Б.Спинозы. Проблема познания в работах Б.Спинозы. Три уровня познания. «Теория аффектов».

Философско-психологическая концепция Д.Локка. Учение о простых и сложных идеях. Учение о рефлексии. Критика теории врожденных идей. 

 

5. Развитие философско-психологических взглядов в 18-19 веках.

Основные представители ассоциативной психологии в Англии. Д.Гартли как основоположник материалистического ассоациативизма в психологии. Связь декартовского рефлекса с принципом ассоциации в учении Д.Гартли.

Дж.Беркли и Д.Юм как представители идеалистического ассоцианизма в английской психологии. Учение Д.Юма о процессе познания.

Значение работ французких материалистов 18 в. в ориентации психологии на объективное и опытное изучение человека.

Работы Э.Кондильяка «Трактат об ощущениях», Ж.Ламетри «Человек – машина».К.Гельвеция «Об уме», Д.Дидро.

Развитие русской психологии в 18 – начале 19 вв. Исследования М.В.Ломоносова по проблеме цветового зрения – «Слово о происхождении света»; по проблемам воображения, страсти, психологии речи – «Краткое руководство к риторике».

Проблема человека в научной системе А.Н.Радищева. Проблема онтогенетического развития психики человека. Роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.

Развитие немецкой психологии в 18-19 вв. работы Х.Вольфа «Эмпирическая психология», «Рациональная психология».

Значение для психологии философской концепции И.Канта.

Учение И.Герберта о порогах сознания и его значения для последующего развития психофизики.

 

6. Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

Физиология как естественнонаучная основа психологии. основные открытия в области физиологии в середине 19 века. «Закон Белла-Мажанди», идея нервного круга, открытая И.Беллом. Доктрина специфической энергии органов чувств И.Мюллера. Ошибочность данной теории. Работа Э.Вебера «Об осязании», исследование порогов чувствительности. Закон Вебера.

Учение Г.Гальмгольца о бессознательных умозаключениях. Значение данного учения для следующего развития психологии.

Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Идея развития и принцип непрерывности. Исследования Линнея, Ламарка и др. 

 

7. Выделение психологии в самостоятельную науку.

Период становления психологии как самостоятельной науки. Три варианта развития психологии.

Программа В.Вундта «Психология как наука непосредственном опыте». В.Вундт как основоположник структурализма в психологии.

Программа И.М.Сеченова «Психология как учение о совершении психических деятельностей». Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга». Трактовка рефлекса по И.М.Сеченову. «Мозговая машина» И.М.Сеченова. И.М.Сеченов как осноположник отечественной психологии.

Программа Ф.Брентано «Психология какучение об интенциональных актах сознания». Ф.Брентано как основоположник функционализма в психологии.

8. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей.

Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождается интенсивным развитием экспериментальных исследований. В 80 гг. 19 века эксперимент начинает использоваться как изучение высших психических функций. Исследования Г.Эббингауза по проблемам памяти. закономерности работы памяти. «Кривая забывания».

Экспериментальный анализ мыслительных процессов представителями Вюрцбургской школы. «Безобразная» природа мышления, несводимость мышления к представлениям, избирательный и целенаправленный характер мышления.

Работы С.Холла в области детской психологии. «Педология».

Разработка индустриальной психологии (психотехники). Книга Г.Мюнстерберга

«Психология промышленной производительности». Моделирование естественных условий деятельности с целью профотбора и профориентации.

Выделение дифференциальной психологии. Работа Ф.Гальтона «Наследственность таланта». Идея тестирования психических функций. 

 

9. Кризис в психологии. Бихевиоризм.

Кризис в психологии. причины кризиса: обострение социально-политических противоречий в обществе, утверждение философии иррационализма, фундаментальные открытия в физике, химии и др. науках. Основная причина кризиса – проблема предмета психологии (сознание) и метода его исследования (интроспекция).

Возникновение новых психологических направлений: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

Бихевиоризм. Работа Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Формула Уотсона «S --> R».

Развитие идей Дж.Уотсона в работах Э.Толмена. «Молярный» бихевиоризм. Понятие промежуточных переменных.

Оперантный бихевиоризм Б.Скинера. Реактивное обусловливание. 

Оперантное обусловливание. Теория научения. Подкрепление как основное средство формирования нового поведения.

 

10. Гештальтпсихология.

Причины появления гештальтпсихологии. Явление феномена. Проблема целостности и целостного подхода. Исследования В.Келлера. Принцип изоморфизма. Некоторые законы гештальтпсихологии: фигуры и фона; прегнантности; дополнения до целого.

Экспериментальные исследования мышления. Понятие «интсайта».

«Теория поля» К.Левина. Проблема человеческих побуждений, «квазипотребности». «Психологическое поле». Основные характеристики «психологического поля»: валентность, сила, направленность, силы приложения. Полезависимость и поленезависимость.

 

11.Глубинная психология.

Основные психологические течения глубинной психологии. З.Фрейд как создатель психоанализа. Этапы развития психоанализа. Основные положения учения З.Фрейда: структура психики, структура личности, инстинкты и принцип равновесия. Стадии психосексуального развития ребенка по З.Фрейду. механизмы защиты. Психоаналитические методы: метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, метод анализа ошибочных действий.

Сравнение трех основных направлений периода открытого кризиса.

 

12. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Г.Юнга.

Чувство неполноценности, его причины. Компенсация. Сверхкомпенсация. Понятие «стиля жизни». Жизненные цели – работа, дружба, любовь. Деформация «жизненного стиля». Факторы деформации «жизненного стиля»: органическая неполноценность, избалованность, отверженность. А.Адлер как родоначальник социального направления в развитии психоанализа.

Аналитическая психология. Учение о двух системах бессознательного – личном и коллективном. Архетипы как основа коллективного бессознательного. Структура личности по К.Г.Юнгу. Процесс индивидуализации. Этапы индивидуализации.

 

13.Неофрейдизм.

Изменение социально-экономической и политической ситуации в мире как основная причина проявления неофрейдизма

Социологизированый вариант фрейдизма К.Хорни. Проблема социальной обусловленности формирования характера человека и неврозов. Книга К.Хорни «Невротическая личность нашего времени».

Г.Салливен о проблемах межличностных отношений в формировании личности. Воспитание как социальная адаптация человека.

Концепция «гуманистического психоанализа Э.Фромма. Проблема связи индивида с внешним миром . Механизм бегства. Четыре основных тенденции поведения. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...