Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание учебного материала.




ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей:

Психология»

 

                                 

 

 

                                                     

2015 г.

 

Учебная программа «История психологии» составлена на основе образовательного стандарта ОСВО 1 – 23 01 04-2013  и учебного плана для специальности  ПД-27 от 30.08.2013

 

СОСТАВИТЕЛИ:

И.Р.Иванова, старший преподаватель кафедры психологии МГУ имени А.А.Кулешова

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

1. С.О.Каминская, зам.директора ИПиПК УО «Белорусско-Российский университет», кандидат педагогических наук, доцент

2. Ж.А.Барсукова, директор ИПК и ПК УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», кандидат психологических наук, доцент

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой психологоии

 (протокол № _1__ от _31 _августа_2015 г.);

 

Научно-методическим советом УО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова

(протокол № ___ от ____________ 2015 г.).

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по учебной дисциплине «История психологии» предназначена для реализации на первой ступени высшего образования.

Цель и задачи изучения дисциплины:

Целями учебной дисциплины «История психологии» являются формирование психологических и социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих их личностный и профессиональный рост и воспитание на этой основе профессионально значимых качеств педагога. Учебная дисциплина «История психологии», изучаемая студентами на 1-ом и 2-м курсах факультета педагогики и психологии детства по специальности «Психология», играет важную роль в учебно-профессиональной подготовке профессионального психолога и выступает как составная часть системных знаний специалиста, способного успешно решать практические задачи по воспитанию и обучению подрастающего поколения в условиях профессионально-педагогической деятельности.

Назначение данного курса состоит в том, чтобы вооружить специалиста высшей квалификации знаниями о психике человека, закономерностях ее функционирования и развития, этапах и законах развития психологии как науки от античности до современности, ознакомить с разнообразием психологических школ и течений, сформировать историческое мышление студентов. Содержание курса позволит не только усвоить теоретические знания по истории психологии, но и выработать фактические умения и навыки саморазвития своей психики, критического анализа, применения теоретических знаний в практической деятельности.

Курс "История психологии" основан на личностно-ориентированном и развивающем принципах обучения, способствующих формированию индивидуальности, освоению психолого-педагогических знаний, профессионального мастерства специалиста и творческого отношения его к профессии.

Изучение данной дисциплины позволяет:

1) приобрести основы знаний психологической науки;

2) овладеть системой научных знаний и понятий из области истории психологии.

3) системой знаний о закономерностях развития психологии как науки

4)  стратегией развития педагогического профессионализма и мобильности, личностного роста, саморазвития и  самовоспитания;

5)   развитие у студентов научных представлений о специфике психической деятельности и поведения человека;

6) развитие психологической культуры личности студентов;

7) развитие у студентов толерантности в социальном взаимодействии;

8)  формирование навыков педагогического общения во взаимодействии с участниками образовательного процесса.

В результате изучения курса " История психологии" студент должен  знать:

- основные теоретические и методологические основы современной психологии ;

- основные этапы и периоды развития психологии как самостоятельной науки;

- особенности развития психологических идей в рамках философских учений о душе и сознании;

- специфические особенности развития отечественной психологии;

- современные тенденции развития как зарубежной, так и отечественной психологии;

- первоисточники по психологии;

-роль и место психологии в современных социокультурных процессах;

уметь:

- работать с книгой, учебником, пособиями и другими источниками психолого-педагогической информации;

- выделять критерии развития психологии в системе наук о человеке; определять закономерности развития психологии в историческом процессе;

- осуществлять сравнительный анализ различных школ и направлений в психологической науке;

- осуществлять сравнительный анализ различных теоретических подходов с отечественной и зарубежной психологи;

- психологически грамотно строить процесс общения и межличностного взаимодействия;

- анализировать и прогнозировать тенденции развития современной психологии.

На изучение дисциплины «Психология» в соответствие с типовым учебным планом отводится 278 часов, в том числе 70 лекционных часов , 70 часа практических (семинарских). Итоговыми формами контроля знаний являются зачет во 2 семестре экзамен в 3 семестре. 

   

Форма получения высшего образования дневная и заочная

                                                                                           

 

 

ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО СЕМЕСТРАМ

Форма получения высшего образования дневная

 

 

Семестр

 

Название раздела, темы

(коротко)

Количество

аудиторных часов

Форма контроля

(зач/экз)

Лекц. Практ. (cемин.) Лабор.
2сем. 1 курс РАЗДЕЛ 1: Развитие психологии от античности до сер. 20 вв.        
  1.1. История психологии. Предмет, задачи и методы. Предмет, задачи и методы психологии. 4 4    
  1.2. Психология в средние века и в эпоху Возрождения. 2 2    
  1.3. Психологические учения 17 века 2 2    
  1.4. Оформление эмпирической психологии в философских учениях 17 – 18 веков. 2 2    
  1.5. Развитие философско-психологических взглядов в 18-19 веках. 2 2    
  1.6. Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. 2 2    
  1.7. Выделение психологии в самостоятельную 2 2    
  1.8. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей. 2 2    
  1.9. Кризис в психологии. Бихевиоризм. 4 4    
  Гештальтпсихология. 2 2    
  Глубинная психология. 4 4    
  Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая 4 4    
  Неофрейдизм. 2 2    
  Всего за 2 семестр 34 34   Зачет
3 сем./ 2 курс Раздел. 2 Развитие психологии на современном этапе.        
  14.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии. 2 2    
  15.Гуманистическая психология как описание строения и развития внутреннего опыта человека. 4 4    
  16. Когнитивная психология 4 4    
  17.Генетическая психология Ж.Пиаже. 2 2    
  18. Становление и развитие отечественной психологии, развитие психологической науки в РБ. 2 2    
  19. Л.С.Выготский – один из основоположников отечественной психологии. 4 4    
  20. Отечественная психология в годы Великой Отечественной войны. 2 2    
  21. Основные направления исследований современных психологов в 50-60 гг. 4 4    
  22. Современная психология в 70-ые годы 20 века. 4 4    
  23.Современное состояние отечественной психологии и тенденции ее развития.  4 4    
  24.Развитие психологии в РБ. 4 4    
  Всего за 3 семестр 36 36   Экзамен
  ИТОГО 70 70    

 

ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО СЕМЕСТРАМ

Форма получения высшего образования заочная

 

Семестр

  Название раздела, темы (коротко)

Количество

аудиторных часов

Форма контроля

(зач/экз)

  Лекц. Практ. (cемин.) Лабор.
2 сем./ 1 курс Раздел 1: Развитие психологии от античности до сер. 20 вв.      
  1. История психологии. Предмет, задачи и методы психологии. Античная психология. 1 1    
  2. Психология в средние века и в эпоху Возрождения. 1      
  3. Психологические учения 17 века   1    
  4. Оформление эмпирической психологии в философских учениях 17 – 18 веков. 1      
  5. Развитие философско-психологических взглядов в 18-19 веках.   1    
  6. Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. 1      
  7. Выделение психологии в самостоятельную науку. 1 1    
  8. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей.        
  9. Кризис в психологии. Бихевиоризм. 1 1    
  Гештальтпсихология. 1 1    
  Глубинная психология. 1 1    
  Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Г.Юнга. 1 1    
  Неофрейдизм. 1      
  Всего за 2 семестр 10 8    
3 сем./ 2 курс Раздел. 2 Развитие психологии на современном этапе.        
  Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии. 1      
  Гуманистическая психология как описание строения и развития внутреннего опыта человека. 1 1    
  Когнитивная психология 1 1    
  Генетическая психология Ж.Пиаже.   1    
  Становление и развитие отечественной психологии, развитие психологической науки в РБ.   1    
  Л.С.Выготский – один из основоположников отечественной психологии. 1 1    
  Отечественная психология в годы Великой Отечественной войны.   1    
  Основные направления исследований современных психологов в 50-60 гг. 1 1    
  Современная психология в 70-ые годы 20 века. 1 1    
  Современное состояние отечественной психологии и тенденции ее развития.  1 1    
  Развитие психологии в РБ. 1 1    
  Всего за 3 сем. 8 10   зачет
4 сем./ 2 курс         экзамен
  ИТОГО 18 18    

 

Содержание учебного материала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...