Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория инновационного развития Й. Шумпетера




 

Родоначальником инноваций считают австрийского экономиста Йозефа Шумпетера, который предпринял первую попытку систематического анализа инноваций. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Теория экономического развития» (1912 г.) он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании.

Центральным фактором, влияющим на успех инноваций, по мнению Шумпетера, является новый тип руководителя-предпринимателя, названного им «новатор», который является связующим звеном между изобретением и нововведением. Социальная среда оказывает сопротивление всему новому, т.к. всегда имеются группы людей, для интересов которых новое таит в себе угрозу. В подобных условиях успеха добивается тот руководитель, который владеет такими качествами, как:

· умение рисковать;

· умение работать в одиночку, преодолевая сопротивление незаинтересованных в обновлении групп работников;

· владение научными методами решения производственных и экономических задач;

· умение убеждать других;

· способность «широкого предвидения»;

· сочетание рациональности и иррациональности.

Как видим, в теории экономического развития Шумпетер делает значительный акцент на ведущей роли предпринимателя-новатора в общественном прогрессе.

Миф о таком предпринимателе-одиночке и герое-новаторе чрезвычайно стоек. В книгах об инновациях снова и снова пересказывают истории новаторов, ставших известными вопреки всему, часто даже вопреки их образованию и склонностям. Например, Джон Данлоп, изобретатель пневматической шины, был ветеринаром. Ласло Биро, изобретатель шариковой ручки, был скульптором. Первую автоматическую телефонную станцию разработал Алмон Строуджер, владелец похоронного бюро.

Герои-новаторы часто хватаются за подвернувшиеся возможности и последствия ошибки, промаха или неудачного эксперимента. Например, известно, что изобретение Спенсером Сильвером широко используемой самоклеющейся бумаги явилось результатом изготовления бракованной партии недостаточно клейкого клея. Открытие Флемингом антибиотика пенициллина было результатом вопиющей неаккуратности ученого, который неделями не мыл лабораторную посуду, в результате чего произошло заражение культуры бактерий стафилококка плесенью.

Истории об этом постоянно пересказываются, но о том, что без организационной работы эти изобретения никогда не стали бы инновациями, упоминается редко.

С новаторской деятельностью предпринимателя Шумпетер связывает также циклическую форму развития капиталистической экономики. В работе «Экономические циклы», вышедшей в 1939 году, он показал, что внедрение новшеств не происходит равномерно, оно осуществляется рывками, как бы «гроздьями». Крупные новации, обеспечивающие предпринимателю-новатору высокую прибыль, влекут за собой «гроздь» сопряженных нововведений. Начинается бум. Однако такой период процветания постепенно себя исчерпывает, ошибки и просчеты рождают серию банкротств, прибыли падают. Наступает депрессия до новых открытий, пока новые смельчаки не предпримут усилия по их внедрению в жизнь. Этот процесс «созидательного разрушения» Шумпетер считал жизнеопределяющей чертой капиталистического развития.

Исследуя природу инноваций, Шумпетер выделил пять разновидностей инноваций:

· новое, неизвестное в сфере потребления, благо, либо новое качество блага;

· новый, более эффективный метод производства уже известной потребителю продукции;

· новые способы сбыта известной продукции;

· открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов;

· реорганизация производства, ведущая к подрыву сложившейся монополии.

Нововведения, как показано Шумпетером, стимулируют развитие механизмов таких финансовых институтов как кредит, процентные ставки, фондовая биржа, банки и т.п. Процесс осуществления инноваций, которые обеспечивают в конечном итоге рост производительности труда и общего благосостояния, квалифицируется Шумпетером как не только закономерный, но и положительный, способствующий переводу цивилизации на новый виток эволюции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...