Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность финансовой политики предприятия




За последние 50 лет, тема политики предприятия (часто связанная с вопросами управления предприятием или менеджмента) пережила интересную эволюцию. Вопросы, имеющие прямое отношение к политике предприятия и предпринимательства, начали обсуждаться уже в начале прошлого века с появлением работ Ф.Тейлора «Научный менеджмент» (1916 г.) и А.Файоля «Промышленная и общая администрация» (1916 г.). Многие принципы общей системы управления предприятием требовали конкретизации с учетом специфики управления финансовой деятельностью.

Анализ англо-американских работ показывает, что теория политики предприятия как таковая сформировалась к середине прошлого столетия. Часто она называлась стратегической теорией. Ее основу составляет вопрос о том, что обеспечивает предприятию стабильный успех и каким образом он может быть достигнут с помощью политики предприятия.

В 60-е годы доминирующе положение в публикациях заняла актуальная для тех времен тема теории экономики предприятия как академической дисциплины. С очевидностью просматривался приток «ноу-хау» из США. Чаще стали обсуждаться и вопросы электронной обработки данных, исследования операций, маркетинга. Мюллер, 1961, отвергает довольно распространенное в то время мнение, что политика является прикладной составляющей экономики предприятия. Он придает ей самостоятельное содержание и особые функции. По Мюллеру, политика предприятия представляет собой систему четко сформулированных, независимых от времени принципов, под влиянием которых решения и повседневная деятельность предприятия приобретают то или иное направление.

Он выделяет три группы таких принципов: во-первых, определяющие способ и направление использования потенциала предприятия (рабочая политика); во-вторых, отражающие способ сохранения и преумножения потенциала предприятия (потенциальная политика); в-третьих, определяющие, каким путем предприятие привлекает свой персонал к решению поставленных задач и достижению целей (стиль управления). Кроме этого, относительно стабильного аспекта политики Мюллер не упускает из виду и ее динамичный характер. Он устанавливает причинные связи изменения политики предприятия, которые опираются на факторы роста, технического прогресса и социальных изменений (ожиданий персонала).

Что касается содержания политики предприятия, то Мюллер проводит различие между функциональными разновидностями политики (финансовая, снабженческая, сбытовая) и общей, «базисной» политикой, охватывающей глобальные и принципиальные вопросы.

Ретроспективная оценка показывает, что эта работа Мюллера послужила мощным толчком к признанию политики предприятия в качестве самостоятельной области экономики предприятия, изучению, исследованию и практическому применению которой должно придаваться важное значение.

Вскоре после Мюллера по сути политики предприятия вновь высказался Х.Ульрих. По его мнению, политика в еще большей степени, чем раньше, стала содержательной частью управления предприятием. Она является непосредственным результатом управленческого процесса на высшем, общефирменном уровне. Процесс и содержание выступают здесь в качестве раздельных, но логически связанных категорий.

Ульрих подчеркивает и другие существенные особенности политики предприятия: например, зависимость от «философии», т.е. системы ценностей лиц, принимающих решения, и ее динамичный характер и связь не только с хозяйственной, но и социальной сферой.

В течение 80-х г.г. 20 в. наметился процесс дифференциации управленческих моделей и концепций. В их развитие вносились новые аспекты, углублялись и расширялись уже принятые. Дискуссии по проблемам политики предприятия в основном концентрировались вокруг разработок и внедрения фирменной стратегии, в основном на базе рыночной ориентации. Все чаще объектом критики становились концепции стратегического менеджмента.

В одной из публикаций Р.Шойсс отмечал преобладание механистических и управленческо-технических подходов к стратегическому менеджменту, которым он противопоставлял антропоцентрическую позицию японских компаний. В то время возрастало влияние японских управленческих концепций, в основном вследствие ошеломляющих достижений японских конкурентов на мировом рынке. С современных позиций такой гуманистический подход к стратегическому менеджменту следует признать односторонним.

В 1991 г. публикация В.Хиля охарактеризовала следующие методы формирования политики предприятия:

- подход на базе теории факторов производства и его практическое, эмпирическое выражение – научный менеджмент, а также используемый ими критерий экономической рациональности или эффективности;

- поведенческий подход, который в производственных условиях также опирается на критерий эффективности;

- системно-теоретический подход с его критерием системной рациональности;

- подход, основанный на представлении о предприятии как общественном институте, который должен удовлетворять требованиям различных групп интересов, а его структура и управление должно строиться с учетом более широкого понимания социально-экономической рациональности.

Хиль дает специальное разъяснение содержания стратегического менеджмента и политики предприятия, базирующихся на этих подходах.

Стратегический менеджмент конкретизирует основную цель предприятия путем принятия решения о том, какую продукцию и каким потребителям необходимо поставить, каким образом закупать и использовать ресурсы, чтобы предприятие могло успешно работать в быстро меняющейся обстановке.

Политика предприятия должна быть направлена на обеспечение легитимности и автономности его деятельности. При этом отношения с внешними и внутренними группами интересов должны строиться так, чтобы сохранить их заинтересованность в успехе предприятия и не лишить его критически важных ресурсов.

В заключение Хиль подчеркивает, что каждый из перечисленных выше подходов может внести особый вклад в понимание менеджмента. Дальнейшие перспективы зависят от того, как будут использоваться эти четыре базисных подхода для более широкого понимания производственной реальности. Они должны применяться как взаимодополняющие элементы, а не как альтернативные варианты.

В системе управления деятельностью любого предприятия в современных условиях наиболее сложным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления еще на рубеже XIX—XX веков оформились в специализированную область знаний, получившую название «финансовый менеджмент» (известный американский специалист в области финансового менеджмента – Ю. Бригхем – связывает его зарождение как самостоятельной научной дисциплины в США, где впервые возник этот термин, с 90-ми годами XIX столетия).

Выделение финансового менеджмента в самостоятельную научную дисциплину определилось рядом предпосылок. В конце XIX века экономическое развитие начало приобретать такие специфические черты, как крупномасштабную организацию хозяйственной (а соответственно и финансовой) деятельности развитие мощных корпораций, организуемых в форме акционерных обществ. В связи с активным расширением акционерных обществ и повышением роли финансового капитала мощный импульс к развитию получил финансовый рынок.

Разработанные к рассматриваемому периоду методологические подходы школы маржиналистов к количественному микроэкономическому анализу деятельности предприятия позволяли решать основные задачи управления его финансами не только в теоретическом, но и практическом аспекте. За более чем столетний период своего существования финансовый менеджмент прошел ряд этапов.

На первоначальном этапе своего становления финансовый менеджмент был направлен на решение следующих основных проблем:

- определение источников и форм привлечения капитала;

- изучение возможностей увеличения финансовых ресурсов за счет эмиссии акций и облигаций;

- рассмотрение финансовых аспектов и форм объединения отдельных компаний;

- формирование системы рейтинговой оценки облигаций и других долговых обязательств, а позднее и акций;

- разработку системы основных индикаторов состояния и динамики конъюнктуры финансового рынка и т.п.

Второй этап развития финансового менеджмента (1931-1950 г.г.) был связан, прежде всего, с Великой депрессией США 1930 г. и послевоенного экономического спада. Важнейшими целями управления финансовой деятельностью предприятий этого периода являлись вывод предприятий из кризисного состояния и предотвращение их банкротства, с одной стороны, и восстановление их активности как субъектов финансового рынка, с другой. Научные усилия в области финансового менеджмента были направлены на решение следующих основных проблем:

- формирование системы методов углубленной диагностики и критериев интегральной оценки финансового состояния предприятий;

- определение основных направлений вывода предприятий из финансового кризиса, форм и методов регулирования процедур санации и банкротства;

- формирование методов и показателей оценки реальной рыночной стоимости основных финансовых инструментов инвестирования с учетом фактора риска и т.п.

Третий этапразвития финансового менеджмента (1951–1980 г.г.) без преувеличения можно назвать периодом расцвета его концептуальных основ:

- теоретическое обоснование главной цели финансовой деятельности предприятия;

- выявление условий эффективного формирования портфеля финансовых инвестиций;

- углубление методологических подходов и методического аппарата оценки; различных видов финансовых инструментов инвестирования;

- формирование условий равного доступа к информации и обеспечение его прозрачности;

- разработка методологии оценки стоимости капитала;

- формирование теоретических основ дивидендной политики компании;

- повышение эффективности управления оборотными активами предприятия;

- формирование методологических основ финансового планирования и бюджетирования и т.д.

Основы современной парадигмы финансового менеджмента были сформированы именно на этом этапе его развития.

Четвертый этап развития финансового менеджмента (с 1981 г. по настоящее время) характеризуется усилением процессов глобализации экономики, возрастанием нестабильности конъюнктуры отдельных видов финансовых рынков, как национальных, так и мировых. В этих условиях развитие финансового менеджмента направлено на решение следующих основных проблем:

- интеграция теоретических выводов различных научных школ (американской, европейской, японской и);

- обоснование принципов и моделей финансового обеспечения устойчивого роста предприятия;

- совершенствование системы методов фундаментального анализа конъюнктуры финансового рынка;

- активная разработка новых финансовых инструментов и финансовых технологий; формирование нового направления финансовой науки — «финансовой инженерии»;

- дальнейшее развитие информационных технологий в сфере финансового рынка и финансов предприятий;

- углубление методов оценки инвестиционной привлекательности отдельных финансовых активов;

- конкретизация теоретических основ разработки финансовой стратегии предприятия.

Систему важнейших теоретических концепций и моделей, составляющих основу современной парадигмы формирования финансовой политики предприятия, можно условно разделить на следующие группы:

1. Концепции и модели, определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности предприятия.

2. Концепции и модели, обеспечивающие реальную рыночную оценку отдельных финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора.

3. Концепции, связанные с информационным обеспечением участников финансового рынка и формированием рыночных цен.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...