Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 9. Советский Союз и Россия в конце XX – начале XXI века
Основные тенденции мирового развития. Глобальные проблемы человечества и возможности их решения в «двухполюсном» мире. Изменения в советской внешней политике. Распад социалистической системы. Идея «общеевропейского дома», проблемы её реализации. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в середине 80-х гг. Объективная необходимость перемен. Провозглашение политики перестройки (1985 г.). М. С. Горбачёв как политический лидер. Попытки решения социально-экономических проблем. Противоречия и трудности в осуществлении социально-экономической политики, причины провала. Реформа политической системы. Общественно-политические движения, ликвидация однопартийной системы. Итоги перестройки в СССР. Обострение межнациональных отношений. Нарастание центробежных тенденций в многонациональном государстве. Декларация I съезда народных депутатов РСФСР о суверенитете России (12 июня 1990 г.). Б. Н. Ельцин – президент России (12 июня 1991 г.). События 19 – 21 августа 1991 г. в Москве. Роспуск КПСС. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Радикальные демократы во главе России. Политическая поляризация в обществе и кризис власти (1992 – 1993 гг.). Концепция экономического обновления и начало радикальной экономической политики. «Шоковые» реформы и их результаты. Изменения в расстановке политических сил в новых социально-экономических условиях. Расширение оппозиционного политического спектра. Раскол правящей элиты. Массовое протестное движение, этапы противостояния представительной и исполнительной ветвей российской власти. Референдум 25 апреля 1993 г. о доверии к власти. Октябрьские события 1993 г. Ликвидация системы Советов в России. Подготовка новой Конституции. Корни политического конфликта внутри власти. Объективные и субъективные причины политического кризиса 1992 – 1993 гг. Конституция 1993 г. – правовая основа складывания нового режима власти. Разработка, принятие и особенности содержания новой Конституции России. Основные источники и пути формирования нового правящего слоя в России. Война в Чечне (1994 – 1996 гг.). Противоборство Президента и Госдумы в 1994 – 1999 гг. Парламентские и президентские выборы в условиях нового политического режима. Влияние на власть олигархических группировок и бизнес-кланов. Кризис 1998 г. и его итоги. Отставка Б. Н. Ельцина (31 декабря 1999 г.). Президентские выборы 2000 г. Основные направления курса В. В. Путина. Внутренняя политика: новые акценты. Укрепление вертикали власти. Новая фаза становления социального государства. Приоритеты внешней политики России в начале нового столетия. Заключение Человечество в начале третьего тысячелетия: тревоги и надежды. Исторический путь России – путь исканий, реформ и революционных потрясений. Значение уроков истории для правильного выбора пути возрождения.
Учебная литература 1. Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времён до падения самодержавия : учеб. пособие / А. Ю. Дворниченко. – М. : Весь мир, 2010. 2. Дворниченко А. Ю. Отечественная история (до 1917 г.) : учеб. пособие / А. Ю. Дворниченко , С. Г. Кащенко , М. Ф. Флоринский. – М. : Гардарика, 2011. 3. Дворниченко А. Ю. История России : учебник / А. Ю. Дворниченко , Ю. В. Тот , М. В. Ходаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана, 2009. 4. Деревянко А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – М. : КноРус, 2010. 5. Жукова Л. В. История России с древнейших времен до настоящего времени : учеб. пособие / Л. В. Жукова. – М. : Экзамен, 2009. 6. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века : учеб. пособие / М. Н. Зуев. – М. : Высшая школа, 2008. 7. История России с древнейших времен до наших дней : учебник для вузов / под ред. А. Н. Сахарова. – М. : Проспект, 2011. 8. История России с древнейших времен до 1861 г. : учебник для вузов / под ред. Н. И. Павленко. – М. : Юрайт, 2010. 9. История Отечества : энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Шанов и [др.] – М. : Проспект, 2008. 10. История России в Новейшее время. 1985 – 2009 гг. : учебник / под ред. А. Б. Безбородова. – М. : Проспект, 2010. 11. История России : учебник / под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2009. 12. Кузнецов И. Н. Отечественная история : учебник / И. Н. Кузнецов. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : Дашков и К˚,2009. 13. Кривошеев М. В. Отечественная история : конспект лекций : учеб. пособие / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков. –2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-Издат, 2009. 14. Леванов Б. В. История России XIX – XX вв. : учеб. пособие / Б. В. Леванов, В. А. Корнилов, В. В. Рябов. – М. : ВЛАДОС, 2008. 15. Некрасова М. Б. Отечественная история : учеб. пособие / М. Б. Некрасова. – М. : Юрайт, 2011. 16. Орлов А. С. История России : учебник для вузов / А. С. Орлов и [др.] – М. : Проспект, 2011. Орлов А. С. Основы курса истории России : учебник / Орлов А. С., Полунов А. Ю., Терещенко Ю. Я. – 2-е изд. – М. : Проспект, 2010. 18. Орлов А. С. Хрестоматия по истории России : учеб. пособ. / А. С. Орлов и [др.] – М. : Проспект, 2009. 19. Отечественная история : учебник / под общ. ред. Р. Г. Пихои. – М. : РАГС, 2007. Федулин А. А. Отечественная история IX – XIX вв. / А. А. Федулин. – М. : КноРус, 2011. 21. Фёдоров В. А. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / В. А. Фёдоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов. – М. : КноРус, 2008.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Семинарское занятие – важная и обязательная форма учебного процесса, являющаяся дополнением лекционной формы обучения с целью углублённого рассмотрения вопросов темы. На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекций. Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают две основные формы работы: 1) теоретическую в виде устного обсуждения поставленных вопросов; 2) практическую (письменную), которая заключается в выполнении тестовых заданий. Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке: 1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме. 2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопросов. 3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме. 4. Уделить особое внимание основным понятиям, терминам и определениям, овладение которыми способствует эффективному усвоению курса. 5. Осмыслить даты, относящиеся к данной теме. 6. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. 7. Записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также для работы «с места», во время выполнения практической работы, а также при подготовке к зачёту. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |