Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Централизованного государства (XIII – XVII вв.)




ИСТОРИЯ (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ) (IX – XXI вв.)

Программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения

 

Хабаровск 2011

ББК Т3 (2)

    Х 12

 

История (Отечественная история) (IX – XXI вв.) : программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения / сост. Е. Б. Бакшеева, Е. С. Скрабневская. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2011. – 40 с.

 

Рецензент                          канд. ист. наук, доцент В. Л. Кузьмин

 

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для бакалаврантов

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа учебной дисциплины «История» («Отечественная история») рассчитана на студентов (бакалаврантов) неисторических специальностей Хабаровской государственной академии экономики и права очной формы обучения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выбраны наиболее важные события прошлого, выдающиеся исторические деятели и их вклад в развитие страны.

 

Цели и задачи учебной дисциплины

Целью изучения данной дисциплины является углубление и систематизация знаний по истории России, полученных в средней школе, а также формирование у студентов патриотизма, культуры исторического мышления, понимания законов общественного развития. Изучение курса даёт возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в стране, осмыслить такие актуальные в истории теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика, проанализировать альтернативные пути развития нашего общества. Овладение обширным конкретным материалом, его систематизация и новый, более высокий уровень освоения отечественной истории позволят студентам на основе научного знания выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее.

Учебный курс построен в соответствии с проблемно-хронологическим принципом: развитие истории рассматривается с периода образования Древнерусского государства и до наших дней.

Важнейшими источниками изучения курса являются документы и материалы государственных органов и частных лиц, летописи, произведения выдающихся мыслителей прошлого, видных деятелей российского государства и историков, теоретиков освободительного и социал-демократического движения, монографические исследования, а также проблемные статьи, опубликованные в периодических изданиях.

Исходя из поставленной цели, изучение дисциплины нацелено на решение следующих задач:

– выявление методологии исторического анализа, специфики предмета «История» («Отечественная история»);

– понимание функций истории: мировоззренческой (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практической (аккумуляция исторического опыта), критической (научное обоснование новых исторических подходов);

– определение особенностей исторического пути России и преемственности в её историческом развитии;

– выявление взаимосвязи и взаимообусловленности политических, экономических, социальных и культурных процессов в истории государства;

– понимание причин и факторов, влияющих на ход и результаты исторического развития России и ведущих стран мира

– освоение комплекса необходимых знаний и умение самостоятельно оценивать особенности отдельных этапов российской истории;

– определение места и роли России в мировом историческом процессе.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

1.2. Знать:

– закономерности общественного развития;

– основные исторические факты, явления и процессы;

– периодизацию и основные даты истории России;

– выдающих исторических деятелей и их вклад в развитие страны.

2.2. Уметь:

– работать с научной литературой по истории;

– пользоваться научной и учебной литературой по предмету;

– раскрывать смысл и значение важнейших исторических понятий;

– давать оценку историческим явлениям и обосновывать свою точку зрения;

– анализировать и объяснять исторические события и процессы в прошлом и современном российском обществе;

– выражать и обосновывать свои позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

– использовать компьютерную технику для поиска и анализа материалов по истории России.

2.3. Владеть:

– общей терминологией и лексикой исторической науки;

– представлениями о дискуссионных проблемах отечественной истории;

– навыками проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов;

– основами научно-исследовательской деятельности.

 

Формы контроля

Текущий контроль осуществляется в формах выступлений на семинарских (практических) занятиях, докладов, выполнения тестовых работ.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена.

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Введение

 

Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения. Сущность, формы и функции исторического сознания.

Отечественная история – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

Основные этапы историографии отечественной истории. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

Методология истории: палитра историко-теоретических концепций в современную эпоху. Теория общественно-экономических формаций и её познавательные возможности. Цивилизационный подход к истории, ориентация на социокультурные универсалии. Проблема соотношения формаций и цивилизаций в современных дискуссиях. Мировая и отечественная наука о цивилизации. Современные теории цивилизаций.

Россия в системе мировых цивилизаций: дискуссии в отечественной и зарубежной научной литературе. Важные природно-географические особенности российской цивилизации.

 

Тема 1. Восточные славяне в древности.

Древнерусское государство в IX – начале XII века

Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне накануне возникновения Древнерусского государства. Объединение славянских земель под властью киевских и новгородских князей. Возникновение Древнерусского государства. Династия Рюриковичей. Первые великие князья Древней Руси и их роль в укреплении внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Византийско-древнерусские связи. Принятие христианства. Расцвет Древней Руси при Владимире I и Ярославе Мудром.

Социально-экономические отношения в Древнерусском государстве. Развитие городов и ремесла. Формы зависимости крестьян. Торговля и денежное обращение.

 

Тема 2. Русские земли накануне и в период образования

централизованного государства (XIII – XVII вв.)

Удельная раздробленность Руси: причины и последствия. Общее и особенное в политическом и экономическом развитии русских земель в XII – XIII вв. Новгородская и Псковская республики: социально-политический строй, особенности экономического развития.

Монголо-татарское завоевание русских земель. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в XIII в.

Русь и Золотая Орда: проблемы взаимоотношения. Великое княжество Литовское. Объединительные тенденции в Северо-Восточной Руси в XIV в. Возвышение Москвы. Начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва – поворотный момент в истории русского государства. Великие патриоты земли русской: Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и др. 

Объединение русских земель во второй половине XV – начале XVI в. Русское централизованное (Московское) государство. Становление самодержавия как специфической формы государственного устройства России (вотчинное государство), его отличие от европейского абсолютизма. Складывание сословной системы организации русского общества. Экономическая политика Ивана III. Развитие крепостнических отношений в России. Судебник 1497 г. – первый общерусский сборник законов. Налаживание международных торговых и дипломатических связей Российского государства.

Российское государство во второй половине XVI в. Деятельность Ивана IV Грозного – первого русского царя. Реформы Избранной рады. Судебник 1550 г. Стоглавый собор 1551 г. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика Ивана Грозного.

Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время: причины, сущность, социальные силы. Польская и шведская интервенция. Борьба русского народа против иноземных захватчиков. Освобождение Москвы от интервентов.

Восстановление государственности. Земский собор 1613 г., избрание на царство М. Ф. Романова. Соборное уложение А. М. Романова 1649 г. – свод социально-экономических и административных норм. Социальная структура общества. Государственный строй: состав и функции Земских соборов, Боярской думы, приказная система. Зарождение абсолютизма.

Внешняя политика России во второй половине XVII в. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири.

Тема 3.Российская империя в XVIII веке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...