Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Аксиологический подход к изучению общества.
Аксиологический подход относится к разновидности идиографических процедур научного познания. Человек - существо аксиологическое: его отношение к природе, обществу, другим людям никогда не бывает аксиологически нейтральным, но всегда соизмеряется с его потребностями, мотивами, целями деятельности. В области социального познания философия осуществляет ценностный подход, исходя из определений смысла бытия человека в мире и смысла истории. Одна из основных задач философии истории - поиск смысложизненных ориентиров в сложном и изменяющемся социальном мире, определение приоритетных задач, стоящих перед человечеством в каждый конкретный период его существования. Пожалуй, наиболее глубокие интерпретации понятия смысла истории предложили виднейшие представители философии XX века — Для Ясперса смысл мировой истории - в смысловой связи времен, которая базируется на общечеловеческой коммуникации. Наличие этой связи гарантируется осевым временем, которое выявляет смысл истории. Оно послужило общим истоком культур Востока и Запада. Смысл истории — в сохранении и приумножении общечеловеческой культуры и тех традиций, которые сформировались в начале осевого времени. Размышляя о смысле истории, Н. А. Бердяев утверждал, что смысл истории как смысл жизни человека может быть определен лишь тогда, когда история закончится. Сегодня вопрос о смысле истории вновь актуализируется в связи с глобализацией общества. И вновь становятся актуальными идеи, обращенные к той системе ценностей, которая утверждает связь времен и народов, взаимопонимание между народами, обеспечивает сохранение и приумножение духовного богатства предшествующих поколений, реализацию свободы и творческого потенциала современных поколений. Концецпия культурно-исторических типов. В XIX в. оформилась теория культурно-исторических типов. Понятие культурно-исторических типов было введено в социологию Н. Я. Данилевским, который представлял историю как взаимоотношения «самобытных цивилизаций». Их развитие определяется такими законами, как языковая общность этнических групп и политическая независимость народов, составляющих цивилизацию; они не передают основы одного типа другим, хотя и испытывают влияние других цивилизаций (предшествующих и современных); этническое разнообразие и общность хода развития всех цивилизаций, которые претерпевают стадии роста, краткого периода «цветения и плодоношения», «истощающего раз и навсегда их жизненную силу». Идеи Данилевского получили дальнейшее развитие в концепциях Шпенглера и Тойнби, но научное обоснование им дал П. А. Сорокин (1889-1968) - наш выдающийся соотечественник и политический изгнанник. Он определял общество с позиций признания многообразия социокультурных систем, находящихся в сложном движении по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания). В социологии П. А. Сорокина интегрированы и представлены в органическом единстве важнейшие идеи социологической науки прошлого и настоящего. Философская герменевтика.Логическим следствием рассмотрения культуры как важнейшего системообразующего фактора общественной организации стало появление философской герменевтики как науки об истолковании и понимании текстов. Начало поисков специфики наук о «духе» положил В. Дильтей. Герменевтика расширяет область интерпретации и понимания как выявления смысла не только идей, объективированных в предметах культуры, но и в отношении человека к миру. Человеческое бытие есть бытие понимающего мир субъекта, а задача герменевтики - быть посредником между автором текста и его адресатом. Текст есть та реальность, смысл которой несводим ни к замыслу автора, ни к его экспликации (1. только ед. разъяснение, объяснение. 2. Текст, содержащий разъяснение различного рода символов и условных обозначений на планах, картах и т. п.) субъектом восприятия. Поиск той меры, которая разделяет безбрежный субъективизм и ограниченный объективизм, составляет одну их важнейших проблем философской герменевтики. Если подвести итог многообразию подходов к исследованию общества, то можно выделить две полярные методологии: 1- общество трактуется либо как некая надличностная система, либо как совокупность взаимоотношений людей. 2- В соответствии со второй установкой общество — продукт совместной деятельности людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни и определяющей содержание и характер их взаимоотношений. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 271. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |