Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аксиологический подход к изучению общества.




Аксиологический подход относится к разновидности идиографических процедур научного познания. Человек - существо аксиологи­ческое: его отношение к природе, обществу, другим людям никогда не бывает аксиологически нейтральным, но всегда соизмеряется с его по­требностями, мотивами, целями деятельности. В области социально­го познания философия осуществляет ценностный подход, исходя из определений смысла бытия человека в мире и смысла истории. Одна из основных задач философии истории - поиск смысложизненных ориентиров в сложном и изменяющемся социальном мире, опреде­ление приоритетных задач, стоящих перед человечеством в каждый конкретный период его существования.

Пожалуй, наиболее глубокие интерпретации понятия смысла истории предло­жили виднейшие представители философии XX века —  Для Ясперса смысл мировой истории - в смысловой свя­зи времен, которая базируется на общечеловеческой коммуникации. Наличие этой связи гарантируется осевым временем, которое выявляет смысл истории. Оно послужило общим истоком культур Востока и За­пада. Смысл истории — в сохранении и приумно­жении общечеловеческой культуры и тех традиций, которые сформи­ровались в начале осевого времени.

Размышляя о смысле истории, Н. А. Бердяев утверждал, что смысл истории как смысл жизни человека может быть определен лишь тогда, когда история закончится.

Сегодня вопрос о смысле истории вновь актуализируется в связи  с  глобализацией общества. И вновь становятся актуальными идеи, об­ращенные к той системе ценностей, которая утверждает связь времен и народов, взаимопонимание между народами, обеспечивает сохра­нение и приумножение духовного богатства предшествующих поко­лений, реализацию свободы и творческого потенциала современных поколений.

Концецпия культурно-исторических типов.

В XIX в. оформилась тео­рия культурно-исторических типов. Понятие культурно-исторических типов было введено в социологию Н. Я. Данилевским, который пред­ставлял историю как взаимоотношения «самобытных цивилизаций». Их развитие определяется такими законами, как языковая общность этнических групп и политическая независимость народов, состав­ляющих цивилизацию; они не передают основы одного типа другим, хотя и испытывают влияние других цивилизаций (предшествующих и современных); этническое разнообразие и общность хода развития всех цивилизаций, которые претерпевают стадии роста, краткого пе­риода «цветения и плодоношения», «истощающего раз и навсегда их жизненную силу».

Идеи Данилевского получили дальнейшее развитие в концепциях Шпенглера и Тойнби, но научное обоснование им дал П. А. Сорокин (1889-1968) - наш выдающийся соотечественник и по­литический изгнанник. Он определял общество с позиций признания многообразия социокуль­турных систем, находящихся в сложном движении по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания). В социологии П. А. Со­рокина интегрированы и представлены в органическом единстве важ­нейшие идеи социологической науки прошлого и настоящего.

Философская герменевтика.Логическим следствием рассмотрения культуры как важнейшего системообразующего фактора обществен­ной организации стало появление философской герменевтики как на­уки об истолковании и понимании текстов.

Начало поисков специфи­ки наук о «духе» положил В. Дильтей. Герменевтика расширяет область интерпретации и понимания как выявления смысла не только идей, объективированных в предметах культуры, но и в отношении человека к миру. Человеческое бытие есть бытие понимающего мир субъекта, а задача герменевтики - быть посредником между автором текста и его адресатом. Текст есть та реальность, смысл которой несводим ни к за­мыслу автора, ни к его экспликации (1. только ед. разъяснение, объяснение. 2. Текст, содержащий разъяснение различного рода символов и условных обозначений на планах, картах и т. п.) субъектом восприятия. Поиск той меры, которая разделяет безбрежный субъективизм и ограниченный объективизм, составляет одну их важнейших проблем философской герменевтики.

Если подвести итог многообразию подходов к исследованию обще­ства, то можно выделить две полярные методологии:

1- общество трак­туется либо как некая надличностная система, либо как совокупность взаимоотношений людей.

2- В соответствии со второй установкой общество — продукт совместной деятельности людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни и определяющей содер­жание и характер их взаимоотношений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...