Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Генезис научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.




Тема 1. Общетеоретические вопросы социальной действительности.

ПЛАН:

Предмет социально-гуманитарных наук. Генезис научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития социально-гуманитарных наук.

Российский контекст применения социально-гуманитарного знания и смена его парадигм.

      

  Общество является предельно сложной из всех известных в науке систем, и его исследование сопровождается значительными трудно­стями. Общественная жизнь довольно динамична, и у каждого народа своя особенная и неповторимая история. Все процессы общественной жизни взаимосвязаны, так что в различных ситуациях определяю­щее и определяемое меняются местами. Чрезвычайно велика роль случайностей и субъективного фактора в реальном историческом про­цессе. Тем не менее общественная жизнь на протяжении веков остает­ся объектом неослабевающего интереса ученых и философов. Обще­ство является предметом исследования различных наук — социологии, истории, политологии, правоведения, этнографии, экономической теории и т. д. Задача науки — исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся, всеобщие свойства, сторо­ны, тенденции, закономерности. Хотя научное знание несравненно беднее самого исторического процесса, оно необходимо обществу, по­скольку позволяет исследовать его реальную историю, видеть альтер­нативные возможности его развития в прошлом и настоящем, опреде­лять приоритеты сегодняшнего дня и способы влияния на настоящее и будущее.

Все науки имеют и социальный, и гуманитарный аспекты, по­скольку любая наука производится человеком или группой ученых, научными сообществами и т.д., а потому так или иначе связана с обществом и обусловлена социально-культурными детерминанта­ми.

Социально-гуманитарные науки имеют свою специфику, которая проявляется в том, что круг интересов социально-гуманитарных наук — человек, общество, культура. В отличие от естественных природных процессов, подчиняющихся естест­венным закономерностям, предметы и процессы, подлежащие социально-гуманитар­ному изучению, являются соизмеримыми с человеком:они либо каса­ются непосредственно человеческой жизни, либо являются плодами человеческих действий. Все гуманитарные науки берут в расчет феномен человеческого со­знания. Язык, ценности, коммуникация, символы, общественные образо­вания, культурные смыслы — весь спектр жизнедеятельности человека связан с его сознательным одухотворенным бытием.

Социально-гуманитарные науки непосредственно связаны с личностным отношением исследователя к предмету исследования. В социально-гуманитар­ном познании, гораздо более, чем в естественнонаучном, просле­живаются ценностные установки ученого, его социальный статус, конфессиональные и моральные предпочтения, эмоциональный склад личности, влияние политики государства, интересов разных слоев общества, амбиции авторитетов отдельных ученых и науч­ных сообществ и т. д. Содержание социально-гуманитарного зна­ния, его идеи и теории непонятны вне контекста общественных интересов тех слоев общества, которые являются главными соци­альными объектами этих теорий и гипотез. Социально-гуманитарное познание носит ценностно-оценоч­ный характер: объект не только познается, но и оценивается субъек­том. Критерий оценки социальных теорий всегда различен, но всегда связан с не­ким образцом, нормой или идеальным состоянием общества. Так, в качестве критерия оценки значимости социальной теории могут вы­ступать степень свободы общества и личности, устремленность к де­мократии, коммунизму, «граду Божьему», развитие интеллектуаль­но-моральных качеств личности, развитие производительных сил общества и пр. Обычно такое идеальное состояние общества опре­деляет понимание «прогресса» и «регресса» и служит мерой оценки движения общества к желаемой цели.

Эти и другие особенности социально-гуманитарного знания влияют на понимание предмета социально-гуманитарных наук. Раз­ные мыслители по-разному определяют этот предмет. Так, отече­ственный философ и культуролог М.М. Бахтин считал, что пред­метом социально-гуманитарных наук являются «общество, история, культура, личность», Гегель относил к этому предмету «це­лесообразную деятельность людей», а Г. Риккерт — «процессы куль­туры», «культурное человечество». Так или иначе вопросами социально-гуманитарных наук занимались такие выдающиеся философы,как Ф. Энгельс, М. Вебер, Т. Адорно, Р. Рорти, И. Пригожий, В. Соловьев и мн. др. Сюда входят индивидуальные особенности психики человека, особенности индивидуального мышления, восприятия, обучения (психология, педагогика, этика и др.),  также экономи­ческие, политические, правовые, религиозные, экологические и другие социальные явления Экономика, право,социоилогия, политология и др.). Иначе говоря, социально-гума­нитарное знание концентрируется в области рассмотрения отношений внутри системы «человек—общество», где человек изучается как со­циокультурный феномен в контексте культуры, Предметом социально-гуманитарно­го знания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество».

 Сложнейшие вопросы человеческого бытия составляют фундамент любого социально-гуманитарного исследования, даже если они остаются его неявным фоном. Все это создает неповторимую особенность социально-гумани­тарного познания.

К наукам социального цикла принято относить: экономи­ку, политологию и право, психологию и социальную психологию, социологию, антропологию, этнографию;

К наукам гуманитарного цикла - фило­софию, историю, литературоведение и лингвистику, искусство­знание, культурологию, религиоведение.

Генезис научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

 

 Донаучные, научные и вненаучные знания об обществе

Первые представления об обществе возникли на самых ранних ступенях его существования и носили религиозно-мифологический характер.   Нормы поведения и дея­тельности, возникшие в результате осмысления опыта повседневного взаимодействия с природой и друг другом, представали как предпи­сания богов, которым неукоснительно надлежало следовать. Жесткие санкции за нарушения норм, авторитет старейшин и традиция - та­ковы механизмы, которые объединяли людей в единое сообщество, обеспечивали их выживание. Таким образом, мифология и религия были первыми формами познания природы и общества, поддержания и укрепления сложившихся устоев.

 По мере усложнения общественной жизни раз­двигаются границы общества, взаимоотношения людей становятся все более опосредованными и многоступенчатыми, иерархичными, и обыденное сознание все больше ассоциирует понятие общества с государством. В период древних цивилизаций возникает первый образец правовой мысли: законы вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), включавшие 282 пункта, охватывающие многие стороны жизни древних людей. Там имелись зачатки гражданского, уго­ловного, административного права.

Дисциплинарная структура научного знанияскладывалась исторически и соответствовала состоянию общества и культуры в тот или иной период. Исторически первой (первой гуманитарной наукой стала) возникла история. Попытки теоретического осмысления истории предпри­нимались древнегреческими философами. История в их понимании представлялась как совокупность последовательно происходивших событий в форме циклически повторявшихся процес­сов, «вечным возвращением» (Ф. Ницше). Описание истории бывало достаточно полным, иногда кра­сочным, но  целостного осмысления истории в их рассказах не было. Это так называемая нарративная (описательная) история. Начиная с VII-VI вв. до н.э. Все вышеперечисленные зачатки социально-гуманитарного знания получают дальнейшее развитие в рамках возникшего философского знания в Древней Греции, Индии и Китае.

В учениях Платона, Аристотеля государство предстает как синоним общества, как форма и способ его устроения. Например, Платон в соответствии со своими установками рисует идеал государства, управляемого философами, где граждане выполняют те функции, которые предначертаны им их при­родой. Аристотель, в соответствии с его телеологическими представ­лениями о развитии в природе и обществе, представляет государство (полис) как изначальную цель развития общества, проходящего ступе­ни внутрисемейной жизни к более развитой форме — селению, управ­ляемому сверхродовым принципом соседства, к городу-государству как высшему проявлению политической природы общества.

Хотя интерес к государству, политике и праву преобладал в первых философских концепциях общества, в античности формировались определенные этнографические знания, поскольку развитие морепла­вания и торговли порождало потребность в знании языков, обычаев, религий других народов.

 

Античная (Платон, Аристотель), а в дальнейшем, и вся европейская философия до XIX в. являлись интегральной формой научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке (а античная философия включала в се­бя еще и естественнонаучные знания, т.е. сначала философия была наукой наук).

 

Аристотелем, например, была предложенасхема научных дисцип­лин (первая классификация наук), оказавшая значительное влияние на дальнейшее строение и структуру наук социально-гуманитарного профиля. Аристотель предложил различать науки по той цели, которую они преследуют.

 Получилось три типа наук:

1. теоретические (математика; на­уки о живой и неживой природе);

2. практические (для управления поведением людей: этика, политика, экономика);

3. технические (для руководства по созданию предметов, в том числе предметов искусства, а также их использованию или художественному созер­цанию: эстетика, риторика).

Отдельно стоят такие теоретические дисциплины, как

а) ло­гика,которая рассматривалась как «органон» (орудие) науки, по­зволяющий изучать законы и формы мышления людей, и

б) «пер­вая философия», она же «метафизика», которая в отличие от «второй философии», или физики, изучающей природу во всех ее проявлениях, нацелена на изучение вечных нематериальных пер­воначал и первопричин всего существующего.

 

Дальнейшее развитие начал социально-гуманитарных наук свя­зано с эпохой Средневековья. В указанный период развитие пред­ставлений о человеке и обществе происходило в рамках вненаучного знания - религии, которая была основой духовной жизни общества.

В лоне основной проблематики теософов средневековья - со­отношения Бога и человека социально-гуманитарные знания полу­чают дальнейшее продвижение: Августин Аврелий (IV-V вв. н.э.) вводит идею прогресса в историческом развитии с помощью уче­ния о шести эпохах, которые пережило человечество. Августин развивает выраженное Цицероном понимание государства как достояния народа и его естественного права на свою долю в этом достоянии.. Опираясь на эту идею, Августин объясняет падение Рима отчуждением государства от его естественного собственника, т. е. народа.

В эпоху Возрождения эволюция социально-гуманитарных знаний шло под знаменем дальнейшего развития античной формулы «Человек мера всех вещей». Предпринимаются попытки отыскания главнейших качеств человека: у М. Монтеня (1533-1592) - это интерес к собствен­ному «Я», у Н. Макиавелли (1469-1527) – желание сохранить свое имущество, собственность; у Л. Баллы (1405-1457) основой человека явля­лось стремление к дичному.благу; у Дж. Бруно - успехи в труде и т.д.

В это же время появляются социальные утопии Т. Мора, Т.Кампанеллы, а также попытки более сложного понимания протека­ния социальных процессов: линейного, динамического видения ис­тории, поиска ее движущих сил, структурирования общества.

 

В Новое время, когда наука и техника становятся важнейши­ми ценностями общества, когда формируется и господствует ме­ханистическое мышление, возникает понятие "социальная физи­ка",смысл которого в попытке создать теорию человеческого по­ведения, "науку о человеческой природе", в целом теорию нравственно-политических отношений на прочной основе научного по­знания по образцу экспериментальной физики.

Спиноза – закон ассоциации, Т. Гоббс - гражданское общество (Гоббс выдвинул понятие общественного договора как теоретической модели возникновения государства. Гоббс противопоставляет понятия естественного права и естественного со­стояния народа. Естественное состояние для Гоббса означает пребыва­ние во власти законов природы, т. е. животное состояние, при котором «человек человеку волк». Естественное право как право собственности народа на государство позволяет создать государство как соединение многих людей, т. е. общество. Государство рассматривается Гоббсом как продукт общественного договора, преодолевающий животную разобщенность людей, обуздывающий их животные инстинкты и раз­рушительные проявления. Поэтому Гоббс утверждает необходимость неукоснительного подчинения абсолютной власти суверена, которому народ передоверил свою власть. В первом состоянии человек — «чело­век человеку волк», во втором — гражданин), Л. Гроций - теория естественного права и общестивенного договора, Дж. Локк - разделение властей, Ж.Ж. Руссо -теория отчуждения, механистические взгляды на человека П. Ламетри, классификация идей, эмо­ций, интересов и поступков К. Гельвеция, принцип активной деятель­ности человека Вольтера, , рассмотрение влияния природно-климатического фактора на развитие общества Ш. Монтескье -вот далеко не полный перечень завоеваний французских мыслителей в области социально-гуманитарных знаний.

В условиях зарождающегося  капитализма возникают представления, разделяющие понятия     Не случайно, что эта идея получи­ла свое выражение прежде всего в политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо). Смит рассматривает общество как область труда и трудо­вого взаимодействия, где люди трудятся добровольно, на свой страх и риск и не нуждаются в государственном регулировании. Дальнейшее развитие названных представлений выражено в концепциях либера­лизма Дж. Локка и Д. Юма. Д. Юм в «Трактате о человеческой при­роде» полагает естественное состояние человека вполне нормальным и в связи с этим утверждает, что «государь совершенно освобожда­ется от обязанности... руководить трудом частных лиц и направлять его к занятиям, более соответствующим интересам общества» {Юм Д. Соч. в 3 т. М., 1965. Т. 1, С. 231). В Новое время наука приобретает статус особой области профессиональной деятельности и особого социального института. Усложнение социальной структуры общества, формализация деятельности властных структур и универ­сализация товарно-денежных отношений, проникавших даже в са­мые интимные отношения между людьми, - обусловили усложнение структуры научного знания и становление дисциплинарной структуры обществознания.

Огромный вклад в развитие социально-гуманитарных знаний внесли немецкие классические философы И.Кант и Г.Гегель.

Процесс развития общества понимается Кантомкак ослабление животной природы человека (человек по природе зол, но есть перво­начальные задатки добра) и нарастание морально-гуманистических его свойств посредством воспитания, все большей подчиненности ка­тегорическому императиву.

Существенным продвижением социально-гуманитарной мысли, философии, религии. В своих воззрениях на право Гегельвысказывает ряд базисных положений, касающихся сущности личности и ее взаимоотношений с обществом: «Будь лицом и уважай других в ка­честве лиц», «Люди равны в отношении источника их владения».

Он впервые вводит понятие «гражданское общество»,дает различные отличительные черты и признаки государства, основанного на разделении властей - законодатель­ной, правительственной, власти государя.

Продуктивны взгляды на религию, философию, мораль, сущ­ность человека и общества Л. Фейербаха. Он выступает за усиление антропологической составляющей в социальных взглядах.

Существенный вклад в научное понимание развития истории внесли К. Маркс и Ф. Энгельс,акцентировавшие внимание на главен­ствующей роли экономического фактора.

Окончательное формирование получила такая отрасль науки, как экономика, в связи с выходом в свет работы С. Стюарта «Принципы исследования политической экономии», созданием К Марксом тео­рии прибавочной стоимости, и появлением Венской (Австрийской), Лозанской и Кембриджской экономических школ.

В XIX веке наука берет на себя функцию знания не только о природе, но и культуре.В XIX в. в работах неокантианцев (Виндельбанда, Риккерта, Кассирера), Ницше, Шопенгауэра, Макса Вебера и др. сформирова­лось представление о культуре как факторе, оказывающем непосред­ственное влияние на все стороны жизни общества, и развивающемся по своим, специфическим законам.

В Х1Х веке в рамках первой волны позитивизма возникает социоло­гия как самостоятельная наука об обществе. Основателем социологии как науки является О. Конт (1798-1857). Его социология строилась по образу естественных наук. Он выдвигал требование объективности социальных исследований, выявление закономерностей общественно­го развития. Конт разделил социологию на две части: первая изучает социальную статику, т. е. условия существования и законы функцио­нирования социальных систем; вторая - социальную динамику, т. е. законы развития и изменения общества. Социальная статика — это анатомия общества, сравнимая со строением человеческого орга­низма. Конт выделяет в обществе такие важнейшие институты, как семья, религия, государство. Он сформулировал закон трех стадий общественного развития, соответствующих трем ступеням духовно­го развития человечества: теологическая (она охватывает древность и раннее средневековье, заканчиваясь в XIII веке), метафизическая (XIV—XVIII века) и позитивная, которая начинается в XIX веке.

Герберт Спенсер (1820-1903) - основатель органической школы в со­циологиирассматривал общество как объединение индивидов, раз­личия в развитии которых создают первичные условия его эволюции. Он изучал влияние климата, природных условий на социальные про­цессы, что получило дальнейшее развитие в географических школах в социологии. Показательно, что в XX веке поиск единых принципов организации генетической информации, кодов языка и социокода приводит к выводу о единстве всех уровней организации мироздания, т. е. неживой и живой природы и человека.

В трудах Э. Дюркгейма, В. Виндельбанда (1848-1915), Риккерта (1863—1936) намечается отход от отождествления общества и природы, поиск его специфики, которую они связывали с теорией ценностей. Так, Э. Дюркгейм считал, что общество есть автономная сфера бытия и развивается по своим собственным законам, так что факторы несоциального характера не способны оказать на общественную жизнь серьезного влияния. Дюркгейм отмечает наличие социальной эволюции, которую он связывает с разделением труда. Развитое разделение труда, специализация и кооперация - при­знаки высокоорганизованного общества, отличающегося от архаи­ческих обществ, где разделение труда отсутствует. Разделение труда обусловливает различия между индивидами и является предпосылкой формирования личности. Оно придает социальным связям органиче­ский характер, объединяя людей системой взаимозависимостей, на основе которых формируется коллективное сознание. Дюркгейм отме­чал тесную связь личности и общества, деградация которого неминуе­мо влечет за собой деградацию личности. Неравенство, происходящее вследствие нарушения эквивалентности обмена благами и услугами, а также неприспособленности личности к ее профессиональной роли, является причиной классовой борьбы в обществе. Необходимо най­ти адекватные средства координации разделения труда, установить устойчивый свод правил, обеспечивающих равенство возможностей. Особое значение в этом процессе Дюркгейм придавал социологии как науке.

Выделение социологии как особой отрасли знания стимулирова­ло возникновение целого ряда научных дисциплин, непосредственно к ней примыкавших. Помимо экономической теории возникают та­кие дисциплины, как археология, этнография, связанные с интересом к многообразным традициям и культурам народов различных конти­нентов.

 

  В начале XX столетия возникает еще одна важная отрасль со­циально-гуманитарного знания - политология: наука о политике. Хо­тя первые политические теории возникли еще на древнем Востоке и в ранней Греции, лишь в конце XIX начале XX в. политическая наука становится самостоятельной научной дисциплиной.

Современная система социально-гуманитарных наук сложи­лась в конце XIX — начале XX века.Она позиционирует себя как «комплексное человекознание».

Важно отметить, что науки социально-гуманитарного цикла не имеют непроницаемых границ. Например, экономический анализ общества предполагает знание политических, культурных, правовых и других аспектов изучаемого явления.

Количество и содержание дисциплин зависит от уровня раз­вития общества, его потребностей, уровня культуры и степени раз­вития всей системы науки и образования конкретного общества.

Итак, концу XIX началу XX столетия «возникновение соци­ально-гуманитарных наук завершало формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы миро­здания: природу, общество и человеческий дух. Наука приобрела привычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 777.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...