Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Генезис научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 1. Общетеоретические вопросы социальной действительности. ПЛАН: Предмет социально-гуманитарных наук. Генезис научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития социально-гуманитарных наук. Российский контекст применения социально-гуманитарного знания и смена его парадигм.
Общество является предельно сложной из всех известных в науке систем, и его исследование сопровождается значительными трудностями. Общественная жизнь довольно динамична, и у каждого народа своя особенная и неповторимая история. Все процессы общественной жизни взаимосвязаны, так что в различных ситуациях определяющее и определяемое меняются местами. Чрезвычайно велика роль случайностей и субъективного фактора в реальном историческом процессе. Тем не менее общественная жизнь на протяжении веков остается объектом неослабевающего интереса ученых и философов. Общество является предметом исследования различных наук — социологии, истории, политологии, правоведения, этнографии, экономической теории и т. д. Задача науки — исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся, всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности. Хотя научное знание несравненно беднее самого исторического процесса, оно необходимо обществу, поскольку позволяет исследовать его реальную историю, видеть альтернативные возможности его развития в прошлом и настоящем, определять приоритеты сегодняшнего дня и способы влияния на настоящее и будущее. Все науки имеют и социальный, и гуманитарный аспекты, поскольку любая наука производится человеком или группой ученых, научными сообществами и т.д., а потому так или иначе связана с обществом и обусловлена социально-культурными детерминантами. Социально-гуманитарные науки имеют свою специфику, которая проявляется в том, что круг интересов социально-гуманитарных наук — человек, общество, культура. В отличие от естественных природных процессов, подчиняющихся естественным закономерностям, предметы и процессы, подлежащие социально-гуманитарному изучению, являются соизмеримыми с человеком:они либо касаются непосредственно человеческой жизни, либо являются плодами человеческих действий. Все гуманитарные науки берут в расчет феномен человеческого сознания. Язык, ценности, коммуникация, символы, общественные образования, культурные смыслы — весь спектр жизнедеятельности человека связан с его сознательным одухотворенным бытием. Социально-гуманитарные науки непосредственно связаны с личностным отношением исследователя к предмету исследования. В социально-гуманитарном познании, гораздо более, чем в естественнонаучном, прослеживаются ценностные установки ученого, его социальный статус, конфессиональные и моральные предпочтения, эмоциональный склад личности, влияние политики государства, интересов разных слоев общества, амбиции авторитетов отдельных ученых и научных сообществ и т. д. Содержание социально-гуманитарного знания, его идеи и теории непонятны вне контекста общественных интересов тех слоев общества, которые являются главными социальными объектами этих теорий и гипотез. Социально-гуманитарное познание носит ценностно-оценочный характер: объект не только познается, но и оценивается субъектом. Критерий оценки социальных теорий всегда различен, но всегда связан с неким образцом, нормой или идеальным состоянием общества. Так, в качестве критерия оценки значимости социальной теории могут выступать степень свободы общества и личности, устремленность к демократии, коммунизму, «граду Божьему», развитие интеллектуально-моральных качеств личности, развитие производительных сил общества и пр. Обычно такое идеальное состояние общества определяет понимание «прогресса» и «регресса» и служит мерой оценки движения общества к желаемой цели. Эти и другие особенности социально-гуманитарного знания влияют на понимание предмета социально-гуманитарных наук. Разные мыслители по-разному определяют этот предмет. Так, отечественный философ и культуролог М.М. Бахтин считал, что предметом социально-гуманитарных наук являются «общество, история, культура, личность», Гегель относил к этому предмету «целесообразную деятельность людей», а Г. Риккерт — «процессы культуры», «культурное человечество». Так или иначе вопросами социально-гуманитарных наук занимались такие выдающиеся философы,как Ф. Энгельс, М. Вебер, Т. Адорно, Р. Рорти, И. Пригожий, В. Соловьев и мн. др. Сюда входят индивидуальные особенности психики человека, особенности индивидуального мышления, восприятия, обучения (психология, педагогика, этика и др.), также экономические, политические, правовые, религиозные, экологические и другие социальные явления Экономика, право,социоилогия, политология и др.). Иначе говоря, социально-гуманитарное знание концентрируется в области рассмотрения отношений внутри системы «человек—общество», где человек изучается как социокультурный феномен в контексте культуры, Предметом социально-гуманитарного знания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество». Сложнейшие вопросы человеческого бытия составляют фундамент любого социально-гуманитарного исследования, даже если они остаются его неявным фоном. Все это создает неповторимую особенность социально-гуманитарного познания. К наукам социального цикла принято относить: экономику, политологию и право, психологию и социальную психологию, социологию, антропологию, этнографию; К наукам гуманитарного цикла - философию, историю, литературоведение и лингвистику, искусствознание, культурологию, религиоведение. Генезис научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Донаучные, научные и вненаучные знания об обществе Первые представления об обществе возникли на самых ранних ступенях его существования и носили религиозно-мифологический характер. Нормы поведения и деятельности, возникшие в результате осмысления опыта повседневного взаимодействия с природой и друг другом, представали как предписания богов, которым неукоснительно надлежало следовать. Жесткие санкции за нарушения норм, авторитет старейшин и традиция - таковы механизмы, которые объединяли людей в единое сообщество, обеспечивали их выживание. Таким образом, мифология и религия были первыми формами познания природы и общества, поддержания и укрепления сложившихся устоев. По мере усложнения общественной жизни раздвигаются границы общества, взаимоотношения людей становятся все более опосредованными и многоступенчатыми, иерархичными, и обыденное сознание все больше ассоциирует понятие общества с государством. В период древних цивилизаций возникает первый образец правовой мысли: законы вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), включавшие 282 пункта, охватывающие многие стороны жизни древних людей. Там имелись зачатки гражданского, уголовного, административного права. Дисциплинарная структура научного знанияскладывалась исторически и соответствовала состоянию общества и культуры в тот или иной период. Исторически первой (первой гуманитарной наукой стала) возникла история. Попытки теоретического осмысления истории предпринимались древнегреческими философами. История в их понимании представлялась как совокупность последовательно происходивших событий в форме циклически повторявшихся процессов, «вечным возвращением» (Ф. Ницше). Описание истории бывало достаточно полным, иногда красочным, но целостного осмысления истории в их рассказах не было. Это так называемая нарративная (описательная) история. Начиная с VII-VI вв. до н.э. Все вышеперечисленные зачатки социально-гуманитарного знания получают дальнейшее развитие в рамках возникшего философского знания в Древней Греции, Индии и Китае. В учениях Платона, Аристотеля государство предстает как синоним общества, как форма и способ его устроения. Например, Платон в соответствии со своими установками рисует идеал государства, управляемого философами, где граждане выполняют те функции, которые предначертаны им их природой. Аристотель, в соответствии с его телеологическими представлениями о развитии в природе и обществе, представляет государство (полис) как изначальную цель развития общества, проходящего ступени внутрисемейной жизни к более развитой форме — селению, управляемому сверхродовым принципом соседства, к городу-государству как высшему проявлению политической природы общества. Хотя интерес к государству, политике и праву преобладал в первых философских концепциях общества, в античности формировались определенные этнографические знания, поскольку развитие мореплавания и торговли порождало потребность в знании языков, обычаев, религий других народов.
Античная (Платон, Аристотель), а в дальнейшем, и вся европейская философия до XIX в. являлись интегральной формой научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке (а античная философия включала в себя еще и естественнонаучные знания, т.е. сначала философия была наукой наук).
Аристотелем, например, была предложенасхема научных дисциплин (первая классификация наук), оказавшая значительное влияние на дальнейшее строение и структуру наук социально-гуманитарного профиля. Аристотель предложил различать науки по той цели, которую они преследуют. Получилось три типа наук: 1. теоретические (математика; науки о живой и неживой природе); 2. практические (для управления поведением людей: этика, политика, экономика); 3. технические (для руководства по созданию предметов, в том числе предметов искусства, а также их использованию или художественному созерцанию: эстетика, риторика). Отдельно стоят такие теоретические дисциплины, как а) логика,которая рассматривалась как «органон» (орудие) науки, позволяющий изучать законы и формы мышления людей, и б) «первая философия», она же «метафизика», которая в отличие от «второй философии», или физики, изучающей природу во всех ее проявлениях, нацелена на изучение вечных нематериальных первоначал и первопричин всего существующего.
Дальнейшее развитие начал социально-гуманитарных наук связано с эпохой Средневековья. В указанный период развитие представлений о человеке и обществе происходило в рамках вненаучного знания - религии, которая была основой духовной жизни общества. В лоне основной проблематики теософов средневековья - соотношения Бога и человека социально-гуманитарные знания получают дальнейшее продвижение: Августин Аврелий (IV-V вв. н.э.) вводит идею прогресса в историческом развитии с помощью учения о шести эпохах, которые пережило человечество. Августин развивает выраженное Цицероном понимание государства как достояния народа и его естественного права на свою долю в этом достоянии.. Опираясь на эту идею, Августин объясняет падение Рима отчуждением государства от его естественного собственника, т. е. народа. В эпоху Возрождения эволюция социально-гуманитарных знаний шло под знаменем дальнейшего развития античной формулы «Человек мера всех вещей». Предпринимаются попытки отыскания главнейших качеств человека: у М. Монтеня (1533-1592) - это интерес к собственному «Я», у Н. Макиавелли (1469-1527) – желание сохранить свое имущество, собственность; у Л. Баллы (1405-1457) основой человека являлось стремление к дичному.благу; у Дж. Бруно - успехи в труде и т.д. В это же время появляются социальные утопии Т. Мора, Т.Кампанеллы, а также попытки более сложного понимания протекания социальных процессов: линейного, динамического видения истории, поиска ее движущих сил, структурирования общества.
В Новое время, когда наука и техника становятся важнейшими ценностями общества, когда формируется и господствует механистическое мышление, возникает понятие "социальная физика",смысл которого в попытке создать теорию человеческого поведения, "науку о человеческой природе", в целом теорию нравственно-политических отношений на прочной основе научного познания по образцу экспериментальной физики. Спиноза – закон ассоциации, Т. Гоббс - гражданское общество (Гоббс выдвинул понятие общественного договора как теоретической модели возникновения государства. Гоббс противопоставляет понятия естественного права и естественного состояния народа. Естественное состояние для Гоббса означает пребывание во власти законов природы, т. е. животное состояние, при котором «человек человеку волк». Естественное право как право собственности народа на государство позволяет создать государство как соединение многих людей, т. е. общество. Государство рассматривается Гоббсом как продукт общественного договора, преодолевающий животную разобщенность людей, обуздывающий их животные инстинкты и разрушительные проявления. Поэтому Гоббс утверждает необходимость неукоснительного подчинения абсолютной власти суверена, которому народ передоверил свою власть. В первом состоянии человек — «человек человеку волк», во втором — гражданин), Л. Гроций - теория естественного права и общестивенного договора, Дж. Локк - разделение властей, Ж.Ж. Руссо -теория отчуждения, механистические взгляды на человека П. Ламетри, классификация идей, эмоций, интересов и поступков К. Гельвеция, принцип активной деятельности человека Вольтера, , рассмотрение влияния природно-климатического фактора на развитие общества Ш. Монтескье -вот далеко не полный перечень завоеваний французских мыслителей в области социально-гуманитарных знаний. В условиях зарождающегося капитализма возникают представления, разделяющие понятия Не случайно, что эта идея получила свое выражение прежде всего в политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо). Смит рассматривает общество как область труда и трудового взаимодействия, где люди трудятся добровольно, на свой страх и риск и не нуждаются в государственном регулировании. Дальнейшее развитие названных представлений выражено в концепциях либерализма Дж. Локка и Д. Юма. Д. Юм в «Трактате о человеческой природе» полагает естественное состояние человека вполне нормальным и в связи с этим утверждает, что «государь совершенно освобождается от обязанности... руководить трудом частных лиц и направлять его к занятиям, более соответствующим интересам общества» {Юм Д. Соч. в 3 т. М., 1965. Т. 1, С. 231). В Новое время наука приобретает статус особой области профессиональной деятельности и особого социального института. Усложнение социальной структуры общества, формализация деятельности властных структур и универсализация товарно-денежных отношений, проникавших даже в самые интимные отношения между людьми, - обусловили усложнение структуры научного знания и становление дисциплинарной структуры обществознания. Огромный вклад в развитие социально-гуманитарных знаний внесли немецкие классические философы И.Кант и Г.Гегель. Процесс развития общества понимается Кантомкак ослабление животной природы человека (человек по природе зол, но есть первоначальные задатки добра) и нарастание морально-гуманистических его свойств посредством воспитания, все большей подчиненности категорическому императиву. Существенным продвижением социально-гуманитарной мысли, философии, религии. В своих воззрениях на право Гегельвысказывает ряд базисных положений, касающихся сущности личности и ее взаимоотношений с обществом: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц», «Люди равны в отношении источника их владения». Он впервые вводит понятие «гражданское общество»,дает различные отличительные черты и признаки государства, основанного на разделении властей - законодательной, правительственной, власти государя. Продуктивны взгляды на религию, философию, мораль, сущность человека и общества Л. Фейербаха. Он выступает за усиление антропологической составляющей в социальных взглядах. Существенный вклад в научное понимание развития истории внесли К. Маркс и Ф. Энгельс,акцентировавшие внимание на главенствующей роли экономического фактора. Окончательное формирование получила такая отрасль науки, как экономика, в связи с выходом в свет работы С. Стюарта «Принципы исследования политической экономии», созданием К Марксом теории прибавочной стоимости, и появлением Венской (Австрийской), Лозанской и Кембриджской экономических школ. В XIX веке наука берет на себя функцию знания не только о природе, но и культуре.В XIX в. в работах неокантианцев (Виндельбанда, Риккерта, Кассирера), Ницше, Шопенгауэра, Макса Вебера и др. сформировалось представление о культуре как факторе, оказывающем непосредственное влияние на все стороны жизни общества, и развивающемся по своим, специфическим законам. В Х1Х веке в рамках первой волны позитивизма возникает социология как самостоятельная наука об обществе. Основателем социологии как науки является О. Конт (1798-1857). Его социология строилась по образу естественных наук. Он выдвигал требование объективности социальных исследований, выявление закономерностей общественного развития. Конт разделил социологию на две части: первая изучает социальную статику, т. е. условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая - социальную динамику, т. е. законы развития и изменения общества. Социальная статика — это анатомия общества, сравнимая со строением человеческого организма. Конт выделяет в обществе такие важнейшие институты, как семья, религия, государство. Он сформулировал закон трех стадий общественного развития, соответствующих трем ступеням духовного развития человечества: теологическая (она охватывает древность и раннее средневековье, заканчиваясь в XIII веке), метафизическая (XIV—XVIII века) и позитивная, которая начинается в XIX веке. Герберт Спенсер (1820-1903) - основатель органической школы в социологии — рассматривал общество как объединение индивидов, различия в развитии которых создают первичные условия его эволюции. Он изучал влияние климата, природных условий на социальные процессы, что получило дальнейшее развитие в географических школах в социологии. Показательно, что в XX веке поиск единых принципов организации генетической информации, кодов языка и социокода приводит к выводу о единстве всех уровней организации мироздания, т. е. неживой и живой природы и человека. В трудах Э. Дюркгейма, В. Виндельбанда (1848-1915), Риккерта (1863—1936) намечается отход от отождествления общества и природы, поиск его специфики, которую они связывали с теорией ценностей. Так, Э. Дюркгейм считал, что общество есть автономная сфера бытия и развивается по своим собственным законам, так что факторы несоциального характера не способны оказать на общественную жизнь серьезного влияния. Дюркгейм отмечает наличие социальной эволюции, которую он связывает с разделением труда. Развитое разделение труда, специализация и кооперация - признаки высокоорганизованного общества, отличающегося от архаических обществ, где разделение труда отсутствует. Разделение труда обусловливает различия между индивидами и является предпосылкой формирования личности. Оно придает социальным связям органический характер, объединяя людей системой взаимозависимостей, на основе которых формируется коллективное сознание. Дюркгейм отмечал тесную связь личности и общества, деградация которого неминуемо влечет за собой деградацию личности. Неравенство, происходящее вследствие нарушения эквивалентности обмена благами и услугами, а также неприспособленности личности к ее профессиональной роли, является причиной классовой борьбы в обществе. Необходимо найти адекватные средства координации разделения труда, установить устойчивый свод правил, обеспечивающих равенство возможностей. Особое значение в этом процессе Дюркгейм придавал социологии как науке. Выделение социологии как особой отрасли знания стимулировало возникновение целого ряда научных дисциплин, непосредственно к ней примыкавших. Помимо экономической теории возникают такие дисциплины, как археология, этнография, связанные с интересом к многообразным традициям и культурам народов различных континентов.
В начале XX столетия возникает еще одна важная отрасль социально-гуманитарного знания - политология: наука о политике. Хотя первые политические теории возникли еще на древнем Востоке и в ранней Греции, лишь в конце XIX начале XX в. политическая наука становится самостоятельной научной дисциплиной. Современная система социально-гуманитарных наук сложилась в конце XIX — начале XX века.Она позиционирует себя как «комплексное человекознание». Важно отметить, что науки социально-гуманитарного цикла не имеют непроницаемых границ. Например, экономический анализ общества предполагает знание политических, культурных, правовых и других аспектов изучаемого явления. Количество и содержание дисциплин зависит от уровня развития общества, его потребностей, уровня культуры и степени развития всей системы науки и образования конкретного общества. Итак, концу XIX началу XX столетия «возникновение социально-гуманитарных наук завершало формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Наука приобрела привычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 777. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |