Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация общетеоретических подходов в СГН.
Множество разнородных подходов к исследованию общества вызывает определенные трудности в их описании и классификации. Классификация методов социально-гуманитарного познания достаточно условна и может быть осуществлена по разным основаниям. Все методы социально-гуманитарного познания можно классифицировать, исходя из их принадлежности двум важнейшим подходам: идиографическому и номотетическому. Идиографический метод исследования направлен на выявление, описание и интерпретацию индивидуально-неповторимых особенностей единичного объекта. Номотетический метод предполагает описание и объяснение закономерных, всеобщих связей класса объектов. По своей природе номотетический метод, как правило, связывается с естествознанием, идиографический - с социально-гуманитарными науками, обращенными к человеку, истории, культуре, имеющими индивидуально-неповторимый характер. Номотетические подходы: Кчислу номотетическихможно отнести натуралистический, системный, логико-гносеологический, структурно-функциональный подходы. Для натуралистических подходов характерно требование объективности при изучении общества, стремление элиминировать субъективно-личностный фактор в исследовании общественного развития, заменив его безликим понятием «масса», «народная масса» либо «толпа». Требование математизации обществознания сопрягалось с установкой на раскрытие законов общественного развития: например, смену общественно-экономических формаций Маркс определял как закономерный естественно-исторический процесс. К обществознанию предъявлялись требования и критерии оценки результатов познания, принятые в естественных науках: они должны быть объективными, общезначимыми, достоверными, проверяемыми, инвариантными. Например, Маркс полагал, что все народы мира развиваются по общим закономерностям. Поэтому они должны пройти все ступени развития, начиная от первобытного состояния, рабства, феодализма и капитализма, и подняться в своем развитии до уровня европейской цивилизации как некоего ориентира и критерия прогресса. Логико-гносеологический подходориентирован на выявление закономерностей общественного развития. При этом остается в стороне дискуссия о существовании такого рода закономерностей, хотя имеются концепции, отрицающие их наличие (К. Поппер, Хайек, И. Валлерстайн и др). Поиск закономерностей общественного развития ограничивался сферой географического детерминизма, описания социальных процессов в терминах синергетики, социобиологии, либо технологического (Д. Белл, У. Ростоу) или экономического (Маркс) детерминизма. (Классическим выражением логико-гносеологического подхода является социальная философия марксизма. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) характеризовали общество как сверхсложную саморазвивающуюся систему, общую для всех стран, находящихся на одинаковой стадии экономического развития. Все компоненты общества, образующие противоречивое диалектическое единство, определяются материальными, производственными отношениями, совокупность которых составляет базис, т. е. экономическую основу общества. На этой основе формируется общество конкретно-исторического типа с присущими ему общественными отношениями. Тип общества, формирующийся на общей экономической основе и обладающий «особым, отличительным характером», определялся Марксом как общественно-экономическая формация. Смена общественно-экономических формаций рассматривается Марксом как закономерный, естественно-исторический процесс, обусловленный, в конечном счете, диалектикой производительных сил и производственных отношений. История рассматривается как процесс порождения коммунизма — общества всеобщего равенства, где общественные богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого по способностям, каждому — по потребностям». Все предшествующие коммунизму общественно-экономические формации Маркс называл «предысторией» и лишь коммунизм — подлинной историей. Он считал, что новое общество, как и все предшествующие формации, не возникает автоматически, но является результатом классовой борьбы и ее высшей формы — социальной революции. История всех когда-либо существовавших обществ была историей борьбы классов, поэтому в оценке всех общественных явлений необходим классовый подход.) Системный подход призван выявить универсальные признаки общественной организации, важнейшие элементы социальной структуры, ее упорядоченность и закономерные связи и отношения составляющих ее элементов. Данный подход предполагает выявлять системообразующие факторы общественной жизни. В качестве таковых могут выступать производственные отношения, базирующиеся на исторически конкретных формах собственности на средства производства; уровень развития техники и технологии, позволяющие различать архаичные общества, допромышленный, промышленный этапы общественного развития, индустриальное и постиндустриальное (информационное) общества. Структурно-функциональный подход предполагает определение механизмов производства и воспроизводства общества. В концепции Маркса источник общественного прогресса — диалектика производительных сил и производственных отношений, а реальной движущей силой является классовая борьба, высшей формой которой является социальная революция. В XX веке получила развитие идея М. Вебера о действии равноправных факторов исторического процесса. Ряд современных теорий общественного развития выдвигают на первый план такие факторы, как техника, промышленность, информационные системы, коммуникация, глобализация и другие. Ряд исследователей считают важнейшим механизмом воспроизводства общества повседневность (А. Щюц, Э. Гидденс и др.). Идиографические методы: Антинатуралистические программы изучения обществабазируются на абсолютизации специфики общества, не редуцируемого к природным закономерностям. По характеру источника социальных изменений выделяются концепции, абсолютизирующие значение социокультурных факторов (цивилизационный подход), экономических детерминант (формационный подход); научно-технического прогресса (технократические концепции). Специфику общества определяют, исходя из особенностей объекта социально-гуманитарного познания , либо субъекта исторического процесса. В рамках данного подхода получили теоретический статус такие понятия, как «жизнь» как категория культуры и общества, «хронотоп», фиксирующий специфику социального пространства и времени и их единство; более глубокое содержание открылось в понятиях «сущность и существование», «личность», «деятельность и творчество», «объективация» и многие другие. К числу антинатуралистических программ можно отнести разнообразные методы, опирающиеся на идиографические установки. Исторический метод. Исторический подход к социальным явлениям оценивается как универсальный. В свою очередь философия истории обращается к анализу проблем исторического познания, имеющих методологическое значение. Это проблема направленности исторического процесса, вопрос о существовании закономерностей развития общества, соотношение идиографических и номотетических методов в историческом познании, проблема типологии общественных явлений, возможности и ограничения в использовании герменевтики для истолкования исторических фактов, проблема критериев достоверности исторических фактов и другие. Хотя история обращена по преимуществу к единичным явлениям и фактам, она рассматривает исторические факты как некоторые индикаторы, позволяющие судить о состоянии общественного сознания в конкретный период жизни людей, оценивает их значимость, выявляет их связь с другими историческими фактами, реконструируя направленность исторического процесса в конкретный период жизни социума. Антропологический подход концентрирует внимание на человеческом факторе общественной жизни, поскольку социальная реальность конструируется людьми (Бергер П., Лукман Н., Гидденс Э. и др.). В зависимости от понимания сущности и природы человека философия рассматривает деятельность людей как проявление их телесной организации, биологической природы, либо как действующих социальных субъектов, либо как коллективного субъекта исторического процесса. К данному направлению в социологии можно, в частности, отнести и концепцию М. Вебера. Макс Вебер (1864-1920) в своих социологических взглядах опирался на идеи Риккерта, согласно которым взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Вебер попытался вывести модель капитализма из рационального стремления каждого хозяйствующего субъекта к капиталистической выгоде. Он подчеркивал, что принципы рационализма господствуют во всех явлениях западной культуры: в науке, искусстве, в конструктивных принципах создания монументальных строений. Только Западу известно государство как политический институт с рационально разработанными конституцией, правом, чиновниками-специалистами, ориентированными на рационально разработанные правила. Но наивысшее осуществление ценности рационализма получили в сфере предпринимательства, о чем свидетельствуют коммерциализация производства, бухгалтерская отчетность, ценные бумаги и биржи, рационализирующие спекуляцию, рациональная организация труда и т. п. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |