Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Различия между ашария иматуридия




 

Отличие между позициями ал-Матуриди и ал-Ашари может быть сформулировано следующим образом: если попытка ал-Ашариуниверсализировать богословие состояла в том, чтобы занять средний путь между рационализмом и традиционализмом, то ал-Матуриди имел позицию между ашаризмом и мутазилизмом. Следствием такогоотличия было жесткая конкуренция между последователями этих двух школ, но с течением времени обе они стали анализироваться как ортодоксальные по своей сути.

Как нами было упомянуто ранее, два мазхаба школ вероучения, во всем основном соглашались меду собой. И только во второстепенных имели ряд различий. Говоря о различиях, некоторые насчитывают около тринадцать, другие 50, а последние насчитывают только 8. Как некоторые считают одно различием, другие не видят в нем ничего такого, что их могло бы отличать.[37]

Мы возьмем более распространённое мнение, которое включает в себя двенадцать пунктов. Разберем их подробней:

1. Частичная воля (ирада аль-джузи):

Согласно матуридитскойакыде у Всевышнего Аллаха есть своя воля ( т.е. полноценная не зависимая отничего), в свою очередь и у человека есть «ограниченная воля», т.е. Аллах притворяет в жизнь, то что исходит от выбора человека, в итоге человек сам совершает поступок, но только с помощью Всевышнего. Ашариты в свою очередь считали что, каждое дело совершаемый человеком сотворено Аллахом и воплощаются, если желания и деяния соединяются с волей Всевышнего Аллаха (касб). А матуридиты полностью соглашались с касб, но говорили по-другому, как уже было упомянуто выше.

2. Атрибут творение (Таквин):

Ашариты говорили что среди доказательных атрибутов Вс. Аллаха нет такого как Таквин. Потому что Аллах создает все своим атрибутом Кудра (мощь). Аматуридиты говорят что Аллах имеет точнее обладает атрибутом Таквин (творение), согласно которому он совершает свои действия. Воля является таким же доказательным атрибутом , так же как и кудра (мощь).

3. Возложение на человека того, что ему не под силам свершить:

Согласно ашаритскойакыде Всевышний Аллах может возложить на человека то, что ему не в силах такое сделать. Но исходя из священного писания такое не возможно. А в матуридизме такое возложение будет не справедливостью для нас, иначе в этом нет никакой мудрости (Хикма).

4. Пророчество:

Главным условием пророчества по матуриди, является именно то, что пророком и посланником может быть только объект мужского пола. Согласно аль-Ашаридля того чтобы быть пророком не нужно обязательно быть мужчиной. Обязанности могут возлагаться и на женский пол.

5. Причина и мудрость (хикма)

Согласно ашаритам, действия Аллах не обязательно должны нести в себе какуй-ту мудрость (хикма) и быть привязанными к какой-то причине, потому что Аллах совершает все, что пожелает, и с Него нельзя спрашивать за Его деяния. Мазхабматуриди же утверждает, что действия Аллаха связаны с какой-то мудростью (хикма) и опираются на причины, ибо Всевышний не делает ничего понапрасну. А делать что-то без смысла и причины – значит делать понапрасну.

6. Обязательность в поклонении

Согласно ашаритам, подобно тому, как неверные обязаны уверовать, они также обязаны совершать поклонение. За то, что они поклонение не совершают, их ждет отдельное наказание. Матуридиты же утверждают, что неверные обязаны уверовать, но поклонение им в обязанность не вменяется, за отсутствие поклонения их не ждет отдельное наказание.

7. Разница вопросах – можно ли дойти до таклифа( те обязанности которые возложены на человке)

Ашаритыговорят, что таклиф можно достичь только посредством откровения, а не через разум, а матуридиты говорят, что человек должен найти истину через разум. Например: Человек живет на острове и к нему никак не дошел ислам, то согласно матуридитам он обязан достичь единства Аллаха точнее понять это и за это он будет отвечать в Судный День, а Ашариты говорят у такого человека нет такой обязанности и ширк по невежеству, может быть прощен.

8. Человек, который возвратился в Ислам

Согласно ашаритам человеку который возвратился в ислам, после того как он отказался от этого ранее, то те вознаграждения за его деяния которые были свершены до этого, вернуться ему. А матуридиты считают, что вознаграждения не вернуться.

9. Предсмертное покаяние ( тауба аль-йас)

Согласно мнения ашаритов, тауба (покаяние) в предсмертной агонии принимается, а по мнению матуридитов такое покояние уже не принимается. Например возьмем Фараона который перед смертью склонился перед Аллахом прося прощения, но Всевышний его не простил и показал нам это как пример.

10. Может ли оказаться, что верующие будут вечно в Аду, а неверующие – в Раю.

Матуридитысчитали что вены Рай для неверующего и вечный Ад для верующего с точки зрения разума и откровения невозможен бытью, а ашариты в свою очередь говорят что это теоретически (с точки зрения разума) допустим, но исходя из откровения такое невозможно.

11. Разница в отношении названия (исм) для вещи и то к чему относится название (мусамма).

Согласно матуридитам , «исм» имя и существо с таким именем «мусамма» являются одним и тем же, а по мнению ашаритов эти два понятия могут отличатся.

12. Разница в отношении счастья (саада) инесчастья (шакава).

Исходя из мнения аль-Матуриди, несчастный человек в будущей жизни может оказаться счастливым, а счастливый наоборот несчастным.( под счастливым подразумевается тот кому уготован Рай, а под несчастным – тот кому уготован Ад). Ашариты трактуют это следующим образом, счастье и несчастье можно отнести к человеку только во время смерти, т.е. на чем он умрет на неверии или на имане.[38]

Исходя из всего этого можно сказать что да, есть различия между ними , но все-таки они сходятся в самом главном. Так, что эти термины можно считать синонимами.

 

Выводы по главе 2.

 

Делая выводы можно сказать, что и ашаризм и матуридизм идентичны во всем, но имеют только разногласия во второстепенных вопросах. И следует сказать, что имам аль-Ашари и имам аль-Матуриди не вводили никаких новшеств, так отстаивали ту религию, которую принес нам наш Пророк Мухаммад (с.а.в.). Они показали истинный ислам, пользуясь разумом, но только после Корана и Сунны, разъяснив и объяснив тем самым защитив ислам от тех аспектов, которые угрожали истинному исламу, и за ними последовало большинство мусульман. И на сегодняшний день являются двумя главными составляющими суннитской акыды, которые были приняты и практикуются Ахлю сунной ва аль Джамаа.[39]

Как и Ашари, Матуриди считал возможным интерпретацию аятов Корана доводами разума. Но, при этом, Матуридипридавал большую роль разуму в вопросе понимания Божественного откровения, чем это делал Ашари.

Матуриди придавал высокое значение Откровению, но, в тоже время, не отвергал и рациональное осмысление Откровения. Даже если человеку характерноошибаться и разум не может быть идеализирован, то все равно пренебрегать его, по Матуриди, нельзя. Признавая изъян человеческого разума, Матуриди придавал приоритет Божьему слову - Корану и Сунне, а доводы разума, в его учении, не должны возражать этим двум источникам.[40]

Ашариты считали, что все деяния человека сотворены Аллахом. А человек их приобретает в касбе. Человек не имеет влияния на касб. Матуриди же считал, что Бог претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека. При этом Матуриди признавал ашаритскийкасб. Однако ашариты считали, что касбсоздает Бог. Поэтому они по вопросу об предопределении и свободе воли форсировались к воззрению сторонников абсолютной Божественнойпредопределенности - джабаритам, которые отрицали наличие у человека свободной воли. Матуриди же, в отличие от ашаритов, считал, что касб творится силой (иститаъат), которую дал человеку Аллах.[41]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Делая итог по всей проделанной работе нужно сказать что, та проблема которая возникла в период великих двух имамов. Не давала им седеть без действия. И они выступали против идей, которые преподнесли исламскому миру мутазилиты. Выстаивая позицию исламского суннизма они защищали ее от исчезновения. Так же стоит отметить, что в то время активно переводилась на рабский язык древнегреческая философия, которая несла в себе противоречия, тем самым затуманивая разум мусульман. Но нельзя говорить о философии только плохое, так как она несла в себе некий здравы й смысл который нужно было понять.

Проблема возникала в том, что мутазилиты объясняли свою точку зрения разумом, ставя его превыше Корана и Сунны, что не допустимо такое и которая выводящая за рамки дозволенного. А аль-Матуриди и аль-Ашариопровергая их идеи, давали свой ответ, базируясь, прежде всего Кораном и Сунной, а только потом могли дать на той или иной вопрос ответ руководствуясь разумом.

Сегодня Матуридизм и Ашаризм являются, главными мазхабами, суннитской акыды. И многие мусульмане задают один вопрос: В чем различия между ними? Ответ на этот вопрос прост, как выше было уже упомянуто, что они в основных вопросах были полностью единогласны во мнениях, но только второстепенных были не большие различия. И стоит отметить, что ни один из них не вводил ничего нового, а объяснили только то, что принес нам наш Пророк Мухаммад (с.а.в.).

Можно сказать, что Ашари предлагал идею занять средний путь между рациональностью и традиционностью, в то время Матуриди занял путь, который лежит между ашаризмом и мутазилитами. В итоге чего была между ними конкуренция, но в итоге их начали рассматривать как ортодокасльными по своей сути.

Как нами было упомянуто ранее если и были различия между ними, то некоторые и видели в чем-то отличие, а другие ничего не видели такого существенного, что могло бы их различать. Мы уже разбирали, какие есть различия. Например, атрибут Таквинмутуридитыговорят, что идет отдельно, а ашаритынаоборот утверждают что такого атрибута, потому что Аллах творит все своим атрибутом Кудра. Так же ашаритыговорят что пророкм может быть и женщина, но согласно писанию такого не было, а матуридиты заявляют что пророком могли быть только и только мужчины. И так далее.

Следует сказать, что мы, будучи приверженцами одного мазхаба, не должны отрицать истинность другой. Так как они оба несут всю суннитскую акыду, которая была истолкована и преподнесена нам уже готовой. Нам же в свою очередь остается только следовать и воплощать их в нашей жизни.


 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Адыгамов Р.К. Акыда (исламское вероучение) / Р.К. Адыгамов. – Казань: Российский исламский университет, 2012. – 159 с.

2. Адыгамов Р.К. Исламское вероучение / Р.К. Адыгамов. – Казань: Российский исламский университет, 2011. – 236 с.

3. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата / В.В. Бартольд. - М.: Изд-во восточной литературы, 1966. - 352 с.

4. Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – 253 с.

5. Ибрагим Т.К. Ашаризм [Электронный ресурс].URL: http://knowledge.su/a/asharizm (дата обращения: 24.03.2018).

6. Ибрагим Т.К. Материалистические тенденции в учении мутазилитов / Афтореф. дис. … д-ра философ. наук / Т.К. Ибрагим. - М., 1983. С. 34-43.

7. Корбен А. История исламской философии / А. Корбен. - М.: Прогресс-традиция, 2016. – 578 с.

8. Кылавуз А.С. Исламское вероучение (акыда) / А.С. Кылавуз. – М: Издательская группа “Сад”, 2007. – 224 с.

9. Муминов А. Абу Мансур ал-Матуруди в Самарканде / А. Муминов. - Ташкент: litres, 2003. - 153 с.

10. Рудольф У. Ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде / У. Рудольф. - Алмата.: Litres, 1999. - 295 с.

 

Электронные ресурсы

11. Абу УзбаАшари и Матуриди: в чем различия их школ? [Электронный ресурс]. URL: http://dumrf.ru/islam/theology/1575 (дата обращения: 29.03.2018).

12. Ашаризм и Матуридизм. [Электронный ресурс]. URL: https://ehlibayt.wordpress.com/2010/02/26/ашаризмматуридизм/ (дата обращения: 29.03.2018).

13. Ашаритский калам. [Электронный ресурс]. URL: http://constitutions.ru/?page_id=610(дата обращения: 30.03.2018).

14. Ашариты и имам аль-Ашари. [Электронный ресурс]. URL: http://al-fatava.com/forums/index.php?Showtopic=697 (дата обращения: 28.03.2018).

15. Биография Абу аль-Ашари.[Электронный ресурс]. URL: http://www.peoples.ru/science/philosophy/aby_al-ashari/ (дата обращения: 28.03.2018).

16. Вольф М.Н. Средневековая арабская философия: мутазилитский калам. [Электронный ресурс]. URL: http://kavkaznasledie.ru/?P=2246&page=2 (дата обращения: 26.03.2018).

17. Изучение аль-Матуриди: состояние вопроса и современные концепции. [Электронный ресурс]. URL: http://islamoved.ru/2016/izuchenie-al-maturidi-sostoyanie-voprosa-i-sovremennye-kontseptsii/ (дата обращения: 31.03.2018).

18. Кто такиеашариты и матуридиты? [Электронный ресурс]. URL: http://islamvera.ru/islam/rasskazhi-mne-ob-islame/manxadzh/kto-takie-asharity-i-maturidity/ (дата обращения: 26.03.2018).

19. Мараданшин М.М. История имама Матуриди. [Электронный ресурс]. URL: https://islam-today.ru/istoria/imam_maturidi__posledovatel_imama_abu_xanify_kak_v_fikxe_tak_i_v_akyde/ (дата обращения: 25.03.2018).

20. Мустакимов Ильяс Две школы по вероучению: мазхабыматуриди и ашари. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islamisemya.com/osnovyislama/osnovy-islama/fikh/7460-dve-shkoly-po-veroucheniyu-mazkhaby-maturidi-i-ashari (дата обращения: 27.03.2018).

21. Мутазилиты – основатели философского рационализма в исламе. [Электронный ресурс]. URL: https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00090995_0.html (дата обращения: 25:03.2018).

22. Основные философско-теологические проблемы калама. Мутазилитский калам как учение о единстве и справедливости. [Электронный ресурс]. URL: https://lektsia.com/4x5936.html (дата обращения: 26.03.2018).

23. Различие между мазхабами Ашари и Матуриди.[Электронный ресурс]. URL: https://azan.kz/maqalat/read/razlichie-mezhdu-mazhabami-ashari-i-maturidi-7502 (дата обращения: 30.03.2018).

24. Разница меду мазхабамиматуриди и ашари. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islam-portal.ru/novosti/105/3207/ (дата обращения: 30.03.2018).

25. Сойлу К.Э. Биография имама Абуль Хасана аль-Ашари. [Электронный ресурс]. URL: https://asharit.livejournal.com/14536.html (дата обращения: 27.03.2018).


[1]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 8.

[2]Мутазилиты – основатели философского рационализма в исламе. [Электронный ресурс].URL: https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00090995_0.html (дата обращения: 25:03.2018).

[3]Основные философско-теологические проблемы калама. Мутазилитский калам как учение о единстве и справедливости. [Электронный ресурс].URL: https://lektsia.com/4x5936.html (дата обращения: 26.03.2018).

[4]Вольф М.Н. Средневековая арабская философия: мутазилитский калам. [Электронный ресурс].URL: http://kavkaznasledie.ru/?P=2246&page=2 (дата обращения: 26.03.2018).

[5]Основные философско-теологические проблемы калама. Мутазилитский калам как учение о единстве и справедливости. [Электронный ресурс].URL: https://lektsia.com/4x5936.html (дата обращения: 26.03.2018).

[6]Ибрагим Т.К. Материалистические тенденции в учении мутазилитов / Афтореф. дис. … д-ра философ.наук / Т.К. Ибрагим. - М., 1983. С. 34-43.

[7]Вольф М.Н. Средневековая арабская философия: мутазилитский калам. [Электронный ресурс].URL: http://kavkaznasledie.ru/?P=2246&page=2 (дата обращения: 26.03.2018).

[8]Ибрагим Т.К. Материалистические тенденции в учении мутазилитов / Афтореф. дис. … д-ра философ.наук / Т.К. Ибрагим. - М., 1983. - С. 34-43.

[9]Ашаризм и Матуридизм. [Электронный ресурс].URL: https://ehlibayt.wordpress.com/2010/02/26/ашаризмматуридизм/ (дата обращения: 29.03.2018).

[10]Муминов А. Абу Мансур ал-Матуриди в Самарканде / А. Муминов. - Ташкент: Litres, 2003. – С. 24.

[11] Мараданшин М.М. История имама Матуриди. [Электронный ресурс].URL: https://islam-today.ru/istoria/imam_maturidi__posledovatel_imama_abu_xanify_kak_v_fikxe_tak_i_v_akyde/ (дата обращения: 25.03.2018).

[12]Биография Абу аль-Ашари. [Электронный ресурс].URL: http://www.peoples.ru/science/philosophy/aby_al-ashari/ (дата обращения: 28.03.2018).

[13]Сойлу К.Э. Биография имама Абуль Хасана аль-Ашари.[Электронный ресурс].URL: https://asharit.livejournal.com/14536.html (дата обращения: 27.03.2018).

[14]Ибрагим Т.К. Ашаризм//[Электронный ресурс].URL: http://knowledge.su/a/asharizm (дата обращения: 24.03.2018).

[15]Ашаризм и Матуридизм.[Электронный ресурс].URL: https://ehlibayt.wordpress.com/2010/02/26/ашаризмматуридизм/ (дата обращения: 29.03.2018).

[16]Ибрагим Т.К. Ашаризм. [Электронный ресурс].URL: http://knowledge.su/a/asharizm (дата обращения: 24.03.2018).

[17]Сойлу К.Э. Биография имама Абуль Хасана аль-Ашари. [Электронный ресурс].URL: https://asharit.livejournal.com/14536.html (дата обращения: 27.03.2018).

[18]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С.43.

[19]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С.44.

[20] Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 48.

[21]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 50.

[22]Рудольф У. Ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде / У. Рудольф. - Алмата.: Litres, 1999. – С. 103.

[23]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 22.

[24]Там же.

[25]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 25.

[26]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 26.

[27]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 28.

[28]Изучение аль-Матуриди: состояние вопроса и современные концепции. [Электронный ресурс].URL: http://islamoved.ru/2016/izuchenie-al-maturidi-sostoyanie-voprosa-i-sovremennye-kontseptsii/ (дата обращения: 31.03.2018).

[29]Ашаритский калам. [Электронный ресурс].URL:http://constitutions.ru/?page_id=610(дата обращения: 30.03.2018).

[30]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 31.

[31]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 32.

[32]Ашаритский калам. [Электронный ресурс].URL: http://constitutions.ru/?page_id=610(дата обращения: 30.03.2018).

[33]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 29.

[34]Вольф М.Н. Средневековая Арабская философия: Ашаритский Калам / М.Н. Вольф. – Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2008. – С. 33.

[35]Ашаритский калам. [Электронный ресурс].URL: http://constitutions.ru/?page_id=610(дата обращения: 30.03.2018).

[36]Мустакимов Ильяс Две школы по вероучению: мазхабыматуриди и ашари. [Электронный ресурс].URL: http://www.islamisemya.com/osnovyislama/osnovy-islama/fikh/7460-dve-shkoly-po-veroucheniyu-mazkhaby-maturidi-i-ashari (дата обращения: 27.03.2018).

[37]Различие между мазхабами Ашари и Матуриди.[Электронный ресурс].URL: https://azan.kz/maqalat/read/razlichie-mezhdu-mazhabami-ashari-i-maturidi-7502 (дата обращения: 30.03.2018).

[38]Разница меду мазхабамиматуриди и ашари.[Электронный ресурс].URL: http://www.islam-portal.ru/novosti/105/3207/(дата обращения: 30.03.2018).

[39]Мустакимов Ильяс Две школы по вероучению: мазхабыматуриди и ашари. [Электронный ресурс].URL: http://www.islamisemya.com/osnovyislama/osnovy-islama/fikh/7460-dve-shkoly-po-veroucheniyu-mazkhaby-maturidi-i-ashari (дата обращения: 27.03.2018).

[40]Мустакимов Ильяс Две школы по вероучению: мазхабыматуриди и ашари. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islamisemya.com/osnovyislama/osnovy-islama/fikh/7460-dve-shkoly-po-veroucheniyu-mazkhaby-maturidi-i-ashari (дата обращения: 27.03.2018).

[41]Ашаритский калам. [Электронный ресурс].URL: http://constitutions.ru/?page_id=610(дата обращения: 30.03.2018).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...