Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История становления ашаритского и матуридитского калама




 

Мутазилиты начали популяризировать свойвзглядакыйды. Традиционная акыйдасаляфов, объединенная с источниками (накль) и дающая предпочтительность покорности, не могла как-то результативно противодействовать этому новому течению. Халиф Мамунпровозгласил взгляды мутазилитовофициальнойакыдойгосударства, этим ңе дав новый толчок распространению предоставленнойфирки (218/833 г.). Чтобы конфронтировать этому, в мусульманском миребытовала нужда в новом раскладе к исходным положениям веры - усуль-ад-дин[8].

И из-за этого возникла проблема которая подвергала всю исламскую теолгоию, а особенно вероучение. И для того появились такие великие ученные как аль-Ашари и аль-Матуриди. Которые отстаивали позиции ортодаксального вероубеждения, ничего не добовляя от себя руководствуясь только кораном и сунной.

В основном, современные мусульмане-сунниты, если не обращать внимание на число сторонников салафитскоготечения, разделяют по проблемамакыды взгляды либо Абу Мансура аль-Матуриди (матуридиты), либо Абу-ль-Хасана аль-Ашари (ашариты). Расхождения между ними не приводят к ереси и не оказывают содействие выходу кого-либо из суннитского ислама. А встречающиеся между ними нестыковки обусловлены слишком частным характером самих вопросов или тем, что на некоторые проблемы можно посмотреть с разных сторон.

Начнем с аль-матуриди, так как его учения придерживаемся мы. Полное его имя Мухаммад ибн Абу Мансур аль-Матуриди Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди. Родился в Матуриде близ Самарканда 238 г.х./852 г. Похоронен он на кладбище, где захоронены и другие великие и грандиозные ученые ислама, в махаллеДжакердизе в Самарканде в 333 г.х./944 г. Несмотря на то, что последователи имама Матуриди и наделили его титулами – «Знамя прямого пути» – «Алям аль-худа», «Имам прямого пути» – «Имам аль-худа», «Предводитель ученых каляма» – «Имам аль-мутакаллимин», и его слава была высока, к сожалению, в коллекциях биографий и литературе по истории мазхабов содержатся крайне скупые сведения о нем. Бытуют разные мнения относительно национальности имама Матуриди. В соответствиис одним из них он происходил из тюрков, по другой версии – являлся потомком известного Абу Айубааль-Ан­сари из Медины. Последняяточка зрения подкреплена тем, что некоторые арабские семьи из Медины переселились в Самарканд. В эпоху, в которую жил благословенный имам Матуриди, империя Аббасидов ослабело, в связи с этим возникло множество других мусульманских государств. Одно из них государство Саманидовучредило свою власть в Мавараннахре. Начиная со второго века по хиджре, в исламском мире наметились две тенденции. С одной стороны, через переводы и комментарии приобретают распространение философские науки с другой, возникаютмутазилиты, также придающие немалое значение разуму. Мутазилиты начали распространять свое понимание акыды. Традиционная акыдасаляфов, связанная с источниками (накль) и дающая предпочтение покорности без рассуждений, не могла эффективно противостоять этому новому движению. Халиф Мамун объявил взгляды мутазилитов официальной акыдой государства. Чтобы противостоять этому, в мусульманском мире существовала нужда в разработке нового подхода к рассмотрению основ вероисповедания – усуль-ад-дин. Он должен был быть привязан к источникам (накль), а также вобрать в себя положительные стороны подхода мутазилитов – т.е. быть основанным, в том числе и на логических методах. Учеными, преуспевшими в этом деле, были – Абу Мансур Матуриди из Маварауннахра и Абу Хасан аль-Ашари из Ирака. Они и создали новую науку – ильм аль-калям. Имам Матуриди был знатоком калама, истории течений в исламе, усу-аль-фикха и тафсира. В своих трудах имам разъяснял и доказывал акыду (вероучение) Ахль-ас-Сунна валь-Джамаа, приводя доводы из Корана и сунны и также доводы разума. Имам Матуриди, названный последователями «Имам аль-Худа» (Имам истинного пути) сам являлся последователем имама Абу Ханифы как в фикхе, так и в акыде. Ученые калама считают, что имам Матуриди считается ученым, детально разработавшим и систематизировавшим основные взгляды Абу Ханифы по каламу. Матуридия является продолжением мазхаба Абу Ханифы в акыде. Как уже говорилось в предыдущих параграфах, у суннитов кроме 4 школ по религиозному праву существует также 2 школы по вероучению. Основатель второго мазхаба по вероучению – имам Аш`ари (266/879–330/941). Эти две школы по вероучению имеют некоторые различия ввиду индивидуального подхода муджтахидов к решению одних и тех же вопросов. Обе школы считаются верными, и приверженцы сунны следуют в вероучении одному из этих двух течений. Последователи же мазхаба Абу Ханифы придерживаются в вероучении школы имама Матуриди. При этом все суждения имама Матуриди основывались на подтверждениях из Священного Корана и Сунны, и изобиловали научными фактами. Матуриди не был сидячим учёным и вел широкую социальную работу. Многие тысячи его современников стали на истинный путь благодаря его публичным выступлениям. Имам Матуриди никогда не отказывался выступить при большом стечении народа. Имея в своем распоряжении незаурядный таланто оратора, великолепную память и огромный багаж достоверных фактов, он всегда оказывался победителем в горячих публичных дискуссиях и спорах.[9] Как уже говорилось раннее, имам Матуриди жил и работал столетие спустя, после правления Халифа Мамуна, старавшегося внедрить в халифате неправильное учение мутазилитов. В это же время стали распространяться идеи древнегреческих философов из-за перевода их трудов на арабский язык. Многие учёные этой поры, очутившись под влияние этих философов, стали распространять их ошибочные идеи. Распространение в обществе книг имамов Матуриди и Ашари стало мировоззренческим ориентиром для нерешительных. Именно они не допустили отхода в то неспокойное время от верного пути, завещанным посланником Аллаха (мир ему) своим последователям – сторонникам сунны. Среди наставников Матуриди можно назвать учеников Абу Ханифы, Шейха Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса, известного под прозвищем «Факих ас-Самарканди», Нусайра ибн Йахъю аль-Балхи и кади Рея Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. У имама Матуриди учились Кади Исхак ибн Мухаммад ас-Са­марканди, Али ар-Рустагьфани, Абу Мухаммад Абдаль-Карим ибн Муса аль-Паздави. Матуридиты признали разум наряду с Кораном и сунной как основу в постижении религии. Имам Матуриди скончался в Самарканде, где преподавал фикх (исламаское право) и калам[10].

 Труды Имама Матуриди. В книгах по истории калама нет совершенного списка трудов Матуриди. Но мы приводим перечень согласно делению и порядку, предложенному Мухаммадом Эроглой, который в 1971 г., в Исламском институте Стамбула подготовил учебные пособия «Абу Мансур аль-Матуриди» и «Тавиляаль-Кур’ан»: по каламу, искусству диспутов и фирках: – «Китабат-таухид», «Рисаля фи аль-акаид», «Шарх фи аль-ак­бар», «Раддуаваили аль-адилля ли аль-Ка’би», «Раддутакзиби аль-джадаль ли аль-Ка’би», «Раддукитаби аль-Ка’би фи ва’идиаль-фус­сак», «Байан аль-вахм аль-му’тазиля», «Китаб аль-макалят», «Китабутафсири аль-асмава ас-сыфат».по усулю: – «Ма’ахизушараи фи усул аль-фикх», «Аль-джадаль фи усуль аль-фикх», «Ад-дурар фи усуль ад-лин», «Аль-усуль».по тафсиру и кораническим наукам: – «Та’виля аль-Кур’ан», «Рисаля фи маляйаджузу аль-вакфу аляйхи фи аль-Кур’ан».о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа): – «Васайавамунаджа». Кроме приведенных, существуют и другие труды Матуриди, но нет достоверных сведений, которые позволили бы точноудостоверить его авторство[11].

Следующий,у нас Абу аль-Ашари. Полное имя имама Абу аль-Хасана аль-Ашари – Али, сын Исмаила, сына Исхака, сына Салима, сына Исмаила, сына Абдуллаха, сына Мусы, сына Абу Барды, сына Абу Мусы аль-Ашари. Он родился в 260 г.х.

Имам Абу Хасан рос во второй половине третьего века по хиджре и был современником имама аль-Матуриди. Именно в это время был раздор в политике и идеях. За это время, которое он прожил, поменялось шесть халифов. При его жизни персы отняли у Аббасидов власть в исламском халифате, но Аббасиды оставались лидерами мусульман в плане духа.[12]

Как нам известно Абу Хасн ал-Ашари до сорока лет был приверженцем мутазилитскогои был их имамом и ученным. И в это он следовал Абу АлиДжубаи – который, был большим ученным среди мутазилитов. Так же он был женат на матери Абу Хасана. И Али Джубаи ставил на дискуссию, вместо себя Абу Хасана. Но Всевышний Аллах распорядился его судьбой так, как Ему было угодно, а точнее направить его на путь истины. Имам аль-Ашари рассказывал об этом так:«Однажды во время урока я задал Джубаи вопросы, и он не дал ответов, которые бы меня удовлетворили. Ночью в душе у меня возникло нечто вроде неприязни к моим убеждениям. Я встал, помолился и попросил Аллаха (Свят Он и Велик) направить меня на путь истинный. Затем лёг спать. Это было начало месяца Рамазан. И я увидел во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал мне: «О Али, следуй тем убеждениям, которые переданы от меня, – они правильные». Я проснулся. Увиденное сильно меня озадачило, и я долго размышлял над ним. Где-то в середине Рамазана я вновь увидел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во сне, он спросил: «Что ты сделал с моим велением?»

Я ответил: «Я не знаю, что делать: люди, которые передавали от тебя убеждения и на которых можно полагаться, умерли». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Помогай тем убеждениям, которые переданы от меня, – они правильные». Я проснулся, и меня охватила печаль. Затем появилась стойкая решимость отвернуться от науки калам и заниматься только лишь Кораном и хадисами. А когда наступила 27-я ночь Рамазана, я находился в мечети. Обычаем нашего города (Багдада) было собираться в мечети на 27 ночь Рамазана и до утра заниматься богослужением – читать Коран, совершать намазы. Я боролся со сном, понял, что не смогу бодрствовать и пришлось пойти домой. Сокрушаясь о невозможности провести ночь в мечети, я лёг спать и вновь увидел во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: «Что ты сделал с моим велением?» Я ответил ему: «Я отвернулся от науки калам и придерживаюсь только речи Всевышнего (Свят Он и Велик) и твоей Сунны».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я не приказывал тебе отвернуться от науки калам, а велел помочь убеждениям, которые передают от меня люди, эти убеждения правильные». Я спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Как же я оставлю путь, убеждения и доказательства которого я изучал в течение тридцати лет, только лишь из-за увиденного сна?»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если бы я не знал, что Сам Всевышний тебе поможет, то не встал бы с этого места, пока не объяснил бы тебе их основы. Ты словно считаешь мой приход сном. Неужели ты думаешь, что и посещение меня ангелом Джабраилом (мир ему) было сном?! Отныне ты не увидишь меня, призывающим к этому же. Поэтому старайся выполнить то, что я велел, – тебе поможет Сам Всевышний Аллах!»[13].

После случившегося имам аль-Ашари не выходил из дому пятнадцать дней. На шестнадцатый день он пришёл в большую мечеть города и, встав на возвышение, возгласил:«Тем, кто меня знает и узнали, и тем, кто меня не знает, говорю: я Али Абуль-Хасан – сын Исмаила. До сих пор я говорил, что Коран является созданным, что Всевышнего Аллаха нельзя увидеть и что я сам совершаю плохие деяния. Сейчас я раскаиваюсь во всём сказанном и отрекаюсь от убеждений мутазилитов так же, как я отказываюсь сейчас от этой одежды». И, сняв с себя халат, он продолжил: «Раньше, когда я не мог отличить истину от лжи, я попросил Аллаха (Свят Он и Велик) направить меня на истинный путь, и Он направил меня к истине, которой соблюдали сподвижники, и я изложил её в этих книгах». Сказав так, ученый отдал людям книги «Лума» и «Кашфульасрарвахаткульасрар».[14]

В итоге Абу Хасан аль-Ашари стал одним из ученных который показал  нам истину и рамки, за которые не стоит выходить.[15]

 

Выводы по главе 1.

 

Делая выводы нужно сказать что, одна из главных причин появления науки калам в исламском мире это было: первое распространение философской идеологии и естественно появление мутазилитского толка, которые в свою очередь руководствовались разумом, ставя его выше Корана и сунны, что в свою очередь противоречит традиционному исламу. И из-за этого появились, такие ученые которые должны были разъяснить все в рамках ислама и это были Абу Мансур аль Матуриди и Абу Хасан аль Ашари. Они опровергали концепцию мутазилитов, и давали на возникшие проблемы ответы руководствуясь, прежде всего Кораном и сунной и только потом разумом.

Исходя из этого, возникшая на то время проблема дала толчок в дальнейшем развитии ислама. Благодаря которому, на сегодняшний день существуетдва равноценных мазхаба в суннитском вероубеждении – это матуридизм и ашаризм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...