Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

При губной избе был дьяк, он ведал делопроизводством. В подчинении губного старосты были десятские и другие «лутчие люди», избираемые населением данного округа или губы.




Контроль за губными избами осуществлял Разбойный приказ.

Кроме губной реформы в середине XVI века была проведена земская реформа. Согласно этой реформе были созданы земские избы – органы земского самоуправления. Они выбирались из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства. Их компетенция распространялась только на посадских и черносошных крестьян, бояре и дворяне не были в их компетенции. Первоначально земские избы занимались в основном финансовыми вопросами. Позже в их компетенцию вошли и другие вопросы управления (контроль за промыслами, торговлей, исполнение полицейских функций).

Земские избы действовали в городах и на территории, населенной государственными, т.е. черносошными крестьянами.

Земские избы состояли из «излюбленных голов» (позднее старост) и выборных «лутчих» людей.

При земской избе был земский дьяк.

Порядок организации и компетенцию земских органов управления определяли земские уставные грамоты, которые издавал царь.

Грамоты предписывали, что избрание земских старост – не только право населения, но и обязанность. Избранные старосты утверждались царской грамотой. Грамоты угрожали наказанием тем, кто будет пользоваться властью в своих корыстных целях.

Губная и земская реформы осуществлялись постепенно, путем «жалования» грамот отдельным местностям. Общего единого указа принято не было. Организация губного и земского самоуправления отвечала интересам дворянства, верхушки посада и зажиточного черносошного крестьянства, она усилила их позиции. За предоставление самоуправления население должно было платить в казну так называемый «кормленый откуп» – своего рода налог за самоуправление.

В пограничных уездах самоуправление не вводилось, там хозяйничали управители – воеводы. В отличие от наместников они получали жалованье, им запрещено было брать поборы с населения.

Начиная с XVII века, в целях более эффективной борьбы с народными движениями, началось внедрение воевод во все уезды. Воеводы постепенно подчинили себе местное самоуправление. Воеводы назначались правительственной властью, они выполняли административные и военные функции: командовали вооруженными отрядами, расположенными на их территории, ведали судом, контролировали сбор податей и выполнение повинностей. В помощь воеводе создавалась приказная (съезжая изба с дьяками, приставами и др. должностными лицами).

Военная реформа. В правление Ивана Грозного много было сделано по укреплению вооруженных сил страны. Главную роль по-прежнему играла дворянская конница. После принятия в 1556 году Уложения о службе вотчинники обязаны были нести службу наравне с дворянами. Кроме личного участия и те, и другие должны были выставлять с каждых 150 десятин земли одного вооруженного конного человека.

В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско (3 тысячи человек). Стрельцы вербовались из посадского населения и вольных охочих людей всякого чина. Они были единообразно одеты и вооружены, время от времени проходили военное обучение. Регулярным войском их пока трудно назвать (они жили семьями в своем доме, кроме несения службы занимались промыслами, огородничеством). В начале XVII века начали создаваться и так называемые «полки нового строя» (рейтарские, драгунские). Они были постоянными, регулярно пополняемыми. Их можно назвать зародышем будущей регулярной армии. Комплектовались они из вольных и даточных людей (с 20 – 25 дворов крестьянских брали 1 человека по принудительному набору).

Стрельцы набирались из вольных людей, они получали казенное оружие и хлебное жалование.

Стрельцы, казаки, пушкари, драгуны – все это служилые люди «по прибору». Служилые люди «по отечеству» – это бояре и дворяне.

С укреплением централизованного государства, увеличением доходов в казну численно росло количество служилых людей «по прибору». Рейтарские, драгунские полки к середине XVII века уже представляли собой серьезную силу, хорошо вооруженную и обученную. В этих полках были свои полковые пушки.

Реформа системы финансов.Реорганизация вооруженных сил, а также создание чиновничье-бюрократического аппарата централизованного государства потребовали усиления налогового бремени. В конце XVI века было проведено повсеместное описание земель. Составленные писцовые книги определяли число облагаемых единиц, т.е. сох. В «соху» входило разное количество земли в зависимости от качества. Таким образом, утверждается новая единица налогового обложения – соха.

В XVII веке вводится целый ряд новых прямых и косвенных налогов: пищальное (на приобретение оружия), стрелецкий «корм», кабацкий и т.д.

Церковь. В рассматриваемый период продолжалась борьба церкви с государством за политическую власть. В 1589 году в России было учреждено патриаршество (московский митрополит был возведен в сан патриарха, по своему сану он стал равен константинопольскому патриарху). Учреждение патриаршества усилило притязание церкви на верховную власть в стране. Но цари ревниво оберегали свою власть от вмешательства церкви. Так, Иван Грозный посадил в тюрьму выступившего против опричнины митрополита Филиппа.

Последняя попытка поставить власть патриарха выше царской власти была предпринята патриархом Никоном. В середине XVII века Никон провел церковные реформы с целью унифицировать церковные книги и обряды (это было необходимо сделать после присоединения Украины к России). Не все с этим согласились. В церкви произошел раскол. Царь поддержал реформы Никона, а Никон, воспользовавшись этой поддержкой, пытался поставить власть патриарха выше царской. За это он был смещен царем, лишен сана и отправлен в ссылку.

Вселенский Собор патриархов в 1666 году принял решение, по которому царь не вмешивался в дела церкви и не мог судить священников (кроме случаев душегубства и разбоя). Так, конфликт церковной и светской власти закончился признанием независимости каждой из них и разграничением компетенции.

Заключение

Сословно-представительная монархия – это закономерный этап в развитии государства. Она устанавливается, как правило, после преодоления феодальной раздробленности, в период создания централизованного государства, способствуя укреплению последнего.

Реформы середины XVI века привели к созданию в России сословно-представительной формы правления. Центральной реформой стала отмена кормлений на местах и создание новых выборных органов власти по принципу представительства от сословных групп. В общегосударственном масштабе представительным институтом стали Земские Соборы.

Однако, ни земства, ни Земские Соборы дальнейшего развития не получили. К середине XVII века в России усиливается тенденция перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии.



Лекция № 3.

«Развитие феодального права России XIV – конца XVII в.»

План:

 

Введение

Источники русского феодального права

Судебник 1497 г. – типичный кодекс феодального права

3. Соборное Уложение 1649 г. – важнейший памятник права:

а) гражданское право;

б) уголовное право;

В) суд и судебный процесс

Заключение

Введение

В конце XV – начале XVI вв. завершилось объединение русских земель в одно государство. Это еще не означало полной централизации, так как сохранялись многие остатки феодальной раздробленности, не были полностью ликвидированы дворцово-вотчинная система управления и система кормления. Но, тем не менее, централизованное русское государство в основном сложилось.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...