Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Со временем состав Думы численно возрастал (при Годунове в ней было 30 человек, а в конце XVII века 167 человек). В ее состав были введены думные дворяне и дьяки.




В разные годы значение Боярской Думы то усиливалось, то снижалось. После смерти Бориса Годунова (1606 г.) роль Думы временно возросла. В 1610 году в результате борьбы между различными группировками боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской Думе, т.е. государством фактически стали управлять 7 влиятельных бояр («семибоярщина»).

В компетенцию Боярской Думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроль административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений – приказов и органов местного управления. Поэтому в ней решались дела особой трудности, которые по каким-то причинам не могли быть решены в приказах. По существу Боярская Дума была совещательным органом при государе. Современные исследователи определяют Думу как высший консультативный орган московской политической системы. Члены Думы составляли правящую элиту.

При Боярской Думе были созданы специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Можно сказать, что при Думе начал создаваться своего рода чиновничье-бюрократический аппарат, который имел постоянные контакты с приказами и давал возможность более реально решать вопросы управления.

Земские Соборыэто был принципиально новый высший орган государства. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские Соборы собирались в наиболее важные для страны моменты. Первый Собор был созван в 1549 году («Собор примирения»), а последний – в 1653 году. Таким образом, этот орган просуществовал более 100 лет. Земский Собор не представлял собою единого собрания представителей. Каждое сословие заседало отдельно. И система выборов, и структура, и деятельность Соборов была пронизана сословным началом.

В своего рода «верхней палате» Собора вместе с царем заседали Освещенный Собор (высшее духовенство) и Боярская Дума. Они входили в Собор не по избранию, а по положению. «Нижнюю палату» составляли представители дворянства и посадских людей.

Выборы представителей от дворянства и посадских людей производились отдельно, что и характеризует сословный характер Земских Соборов. На места рассылались грамоты, в которых предлагалось прислать по одному или по два человека от дворян и от посадских людей. Интересно, что каждое сословие заседало и подавало свои мнения отдельно.

Земские Соборы рассматривали важнейшие государственные вопросы:

1) устанавливали формы правления;

2) избирали царей;

3) решали вопросы войны и мира;

4) принимали законы;

Объявляли сбор чрезвычайных налогов со всего населения.

Именно на Земском Соборе после освобождения страны от польско-шведских интервентов в 1613 году был избран на царство Михаил Романов. В первые годы его правления Земские Соборы заседали почти непрерывно (страна переживала экономическую разруху, финансовые трудности и царь нуждался в поддержке различных слоев населения).

С 1653 года деятельность Соборов стала носить формальный характер, после чего он полным составом не собирался.

Количественный состав Земских Соборов был непостоянным. Самым многолюдным (700 – 800 человек) был именно Собор 1613 года. На нем (и это было единственный раз), присутствовали стрельцы, казаки, чернотяглые крестьяне.

Решения Соборов нельзя было игнорировать, и не было случаев, чтобы царь пошел наперекор мнению Собора. Интересно, что правового акта, регламентирующего деятельность Соборов, Боярской Думы или самого царя, в то время не существовало.

На Земских Соборах обнаруживались те противоречия, которые имели место как внутри сословий, так и между сословиями. Борьба между сословиями и рознь внутри каждого из них создавали условия для роста независимости царской власти, у которой все искали защиты против своих врагов. Именно эта рознь способствовала тому, что царь перестал созывать Соборы. После 1653 года он проводил в нужных случаях совещания с представителями какого-либо одного из сословий.

Подводя итог сказанному о Земских Соборах, следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по вопросу о том, были ли они совещательным органом при царе или их следует отнести к высшему органу государственной власти.

Приказы. Система приказов – органов центрального отраслевого управления в XVI– XVII вв. продолжает развиваться и усложняться. Первые сведения о приказах относятся еще к концу XV века (различные отрасли управления «пути» поручались, т.е. «приказывались» лицам из великокняжеского окружения). К середине XVII века уже существовало около 50 приказов. Приказы были подчинены царю и Боярской Думе. В приказах сложился обширный и влиятельный слой приказных дьяков и подьячих – дворянской бюрократии. Приказы можно разделить на 3 группы:

1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны;

2) ведавшие определенными территориями;

3) приказы дворцового управления;

Надо отметить, что четкого разграничения в деятельности приказов не было, часто функции приказов совпадали. Военными делами занимались 9 приказов (Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский и т.д.). Несколько приказов занимались финансовыми вопросами: Приказ большой казны, Приказ большого приход. Посольский приказ ведал иностранными делами. Большое значение имел Поместный приказ. Он решал вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведал учетом земельного фонда, раздачей земли дворянам. Поместный приказ рассматривал судебные споры по земельным делам. Полицейские функции осуществлял Разбойный приказ, ему были подведомственны дела об убийствах, разбоях, кражах.

Имелись приказы с узкой компетенцией: Аптекарский приказ, приказ книгопечатного дела. В Челобитном приказе судились дьяки, подьячие, т.е. служилая бюрократия. Кроме того, он был апелляционной инстанцией по судебным делам, рассмотренным в других приказах.

Необходимо отметить, что приказы были не только органами управления, но почти все они осуществляли судебные функции. К каждому приказу были приписаны определенные города и уезды, доходы с которых поступали в данный приказ. Приказ был для этих приписанных местностей судебным органом. (Так, к Посольскому приказу были приписаны города Романов, Елатьма, Касимов).

Приказы создавались по мере надобности. Так, с присоединением Сибири, Казанского ханства, были созданы Сибирский, Казанский приказы. Это были территориальные приказы, они ведали всеми отраслями управления на данной территории.

К третьей группе приказов относился Приказ Большого дворца (управлял дворцовым хозяйством), Казенный приказ (ведал царской казной и хранением царских драгоценностей).

Особое место среди всех приказов занимал Приказ тайных дел (образован в 1654 году). Он был своеобразным ведомством государственной безопасности, надзирал за деятельностью всех других приказов, выполнял особые царские поручения.

Централизованное приказное управление, безусловно, явилось огромным шагом вперед в деле укрепления государственного аппарата. Но следует отметить, что приказы были бюрократическими учреждениями, в них процветала волокита, взяточничество. Серьезным недостатком было также нечеткое разделение функций приказов.

Реформа местного управления.Во время правления Ивана Грозного в стране была проведена реформа местного управления. Для сословно-представительной монархии характерно не только наличие Земских соборов, органов сословного представительства в центре, но и широкое развитие местного самоуправления. На местах произошла передача управления из рук наместников и волостелей в руки дворянства и посадских людей. Существовавшая ранее система кормления была постепенно отменена и заменена органами губного и земского самоуправления.

Еще в конце XV века в ответ на жалобы дворянства, что наместники не справляются с «лихими людьми», на местах начали создавать губные избы. Это были первоначально карательные органы, которые занимались борьбой с разбойниками, убийцами, ведали сыском беглых крестьян. Позднее на них были возложены и управленческие функции: сбор податей, перепись населения, контроль за питейными заведениями. В первое время губные избы действовали параллельно с органами кормления. Система кормления была отменена в1556 году. Губные избы занимались теперь всеми делами местного управления. Термин «губа» не имеет четкого объяснения. Он понимается как округ, определенная административная единица, в которой создана губная изба.

Во главе губных изб стояли губные старосты, избираемые из дворян. Губные грамоты, которые составлялись от имени царя, требовали, чтобы губные старосты были «прожиточными», т.е. состоятельными, и были бы «грамоте горазды», т.е. грамотными. Это требование содержится также и в статьях Соборного Уложения 1649 года. Губные старосты избирались из дворян. Их помощники – целовальники – избирались из посадских людей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...