Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование вида социометрического статуса у детей дошкольного возраста




Выборку составили дети  3-5 лет. Их количество составило 26 человек, среди них мальчиков ‑ 13, девочек – 13.

В нашем исследовании использовалась методика: «Рисунок группы» [29] . В которой дети по своему желанию рисовали детей своей группы.

Цель наблюдения: исследование межличностных отношений в группе и определение социометрического статуса у детей.

Анализ результатов определялся по шкале принятой Я.Л. Коломинским : «Звезды», «Принятые и предпочитаемые», «Непринятые», «Изолированные».

После того, как рисунки были закончены, ребенку задавались следующие вопросы:

1. Кто здесь нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Им весело или скучно?

В основном дети с удовольствием рассказывали о том, что изобразили на рисунке.

Самый высокий уровень составила подгруппа детей «Непринятые» - 9 детей, что составляет 33,3%.

 

Рисунок 2.2.1 – Результаты проведённой методики на определение вида социометрического статуса детей

    Рисунки, как оказалось, очень удобны в применении: во-первых, ребенок как бы сам фиксирует свои действия при помощи карандаша, движения мысли. Это дало нам  возможность больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования. Рисунок  - высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других, какие чувства он переживает.

     Исходя из проведённой методики «Рисунок группы» мы получили следующие результаты: больше всего детей из нашей выборки относятся к подгруппе «Непринятые» - 9 детей (33,3%), а меньше всего к подгруппе «Звёзд» - 3 ребёнка (11,1%) (ПРИЛОЖЕНИЕ В ).

Преобладает подгруппа «Непринятые», так как в нашем случае  некоторые дети были отвергнуты сверстниками по той простейшей причине: дети этой подгруппы выделялись тем, что многие из них были необщительны, грубоваты, замкнуты в себе, поэтому они пользуются очень маленьким вниманием со стороны сверстников. Так же непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого. А вот детей, относящихся к подгруппе «Звёзды» оказалось очень мало -эти дети находятся в группе в атмосфере дружбы и добра. Они добры, приятны. С ними всегда желают играть другие дети. Они всегда готовы прийти на помощь.

Таким образом, общение детей имеет очень большое значение в группе. Ведь дружелюбная и приятная атмосфера это всегда радость для педагога и родителей за своих детей. Поэтому выпускать эту проблему из вида нельзя.

 

Анализ взаимосвязи агрессивного поведения и социометрического статуса в дошкольном возрасте

 

После всех проведённых нами методик на определение уровня агрессивности и изучение межличностных отношений в группе были подсчитаны все необходимые результаты. Была проведена корреляция этих результатов.

Исходя из корреляции, взаимосвязь между исследуемыми переменными не выявлена. Данный результат показан в Приложении Г. 

Наша гипотеза не доказана, так как уровень агрессии не связан с социометрическим статусом детей в группе.

Таким образом, нужно расширить выборку детей, а также провести комплекс различных методик на определение уровня агрессивности и на изучение вида социометрического статуса.

 

ВЫВОДЫ

   

  Результаты всех проведённых методик не доказывают предложенную нами гипотезу. Уровень агрессивности и «социометрический статус» не взаимосвязаны.

Таким образом, нужно расширить выборку детей, а также провести комплекс различных методик на определение уровня агрессивности и на изучение вида социометрического статуса. Так как, возможно, наших методик было недостаточно для доказательства взаимосвязи.

Тем не менее, агрессивное поведение детей может определятся под влиянием наследственности, сверстников, а также средств массовой информации.

Общение детей имеет очень большое значение в группе. Ведь дружелюбная и приятная атмосфера это всегда радость для педагога и родителей за своих детей.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психологическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы рассмотрели различные теории, объясняющие происхождение агрессивности. Анализ теорий позволяет заметить, что по ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.

Нами были рассмотрены различные виды классификации агрессии.

Но по каким бы признакам не делили агрессию, совершенно ясно, что человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга.

Стало ясно, что в появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека; немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи.

Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В мире и в других людях такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других. Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро аффективно переживает их отношение. Его «Я» находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. При этом другие могут осуждать его или бояться, восхищаться его достоинствами или подчеркивать его недостатки, уважать или унижать его.

Проведённые нами эмпирические исследования уровня агрессивности и «социометрического статуса» у девочек и мальчиков дошкольного возраста показали, что данные компоненты не взаимосвязаны между собой.

Но нами было доказано, что агрессивное поведение детей может определятся под влиянием наследственности, сверстников, а также средств массовой информации.

Общение детей имеет очень большое значение в группе. Ведь дружелюбная и приятная атмосфера это всегда радость для педагога и родителей за своих детей.

 

Гипотеза не доказана.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...