Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение понятия «агрессивность»  и её развитие у детей дошкольного возраста




ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Но для этого необходимо иметь четкое представление о возможных психических отклонениях в развитии детей, уметь их распознавать и организовать психокоррекционную работу. Можно с уверенностью сказать, что тема агрессии в дошкольном возрасте, не потеряет своей актуальности и в будущем, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. И от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Следует отметить, что сама по себе тема “детской агрессивности” долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Хотелось бы отметить тех исследователей, кто изучал проблему детской агрессивности. Это И.А. Фурманов, А.И. Захаров, В.Ф. Сафин и другие. Так же не маловажную роль играет социометрический статус ребёнка в группе. Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок- взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок-сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства.

В детском саду дети все больше расширяют свой опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнерами по играм и другим видам совместной деятельности детей, но и партнерами по личностно значимому для них общению друг с другом.

Гипотеза исследования: агрессивное поведение детей и социометрический статус их в группе взаимосвязаны.

Цель исследования: Изучение взаимосвязи уровня агрессивности и социометрического статуса в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1) анализ психолого-педагогической литературы; определение понятий «агрессивность» и «социометрический статус»;

2) эмпирическое изучение уровня агрессии социометрического статуса в дошкольном возрасте;

3) изучение взаимосвязи уровня агрессивности и социометрического статуса в дошкольном возрасте;

Предмет исследования:взаимосвязь агрессии и социометрического статуса в дошкольном возрасте.

Объектом исследования является агрессия детей дошкольного возраста.

Практическое значение исследования очень велико. Чем больше люди будут знать об агрессии, тем эффективнее будет помощь нашим детям.

 

ГЛАВА 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ « АГРЕССИВНОСТЬ» И «СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС». РАЗВИТИЕ ЭТИХ ФЕНОМЕНОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Определение понятия «агрессивность»  и её развитие у детей дошкольного возраста

 

 Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Агрессия - это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление [3].

Э. Фромм определяет агрессию как причинение ущерба не только живому, но и любому неживому объекту. Агрессивное поведение человека является, прежде всего, реакцией на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрации. Кроме того, агрессивное поведение может выступать в качестве средства достижения какой-либо цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Это общий подход к пониманию агрессии, однако, для более объективного понимания проблемы нужно рассмотреть подробно [19].

З. Фрейд связывает агрессивность с влечением к смерти. Агрессивность, по его мнению, представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида [7].

К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Того же мнения придерживается и Э. Фромм, отмечая: «Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни». Л. Берковиц отказался от постулирования обязательной связи агрессии с фрустрацией и ввел две промежуточные переменные. Так, в качестве звеньев, связывающих фрустрацию и агрессию, выступают, во-первых, гнев, озлобление (они возникают, когда достижение целей блокируется извне) и, во-вторых, готовность действовать агрессивно, что существенно зависит, от «пусковых раздражителей», которые связываются с источником фрустрации [19].

В теории, предложенной А. Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются [4].

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети [30].

Г. Корнадт отмечает, что агрессия связана с гневом, вызванным препятствием на пути к достижению цели, угрозой или причинением боли, а торможение агрессии — с ожиданием негативных последствий ее проявления [19].

Он считает, что процесс социализации состоит в развитии ответных реакций, принятых в обществе, в котором живет индивид.

Научение определенным навыкам в системе «сигнал - ответ» требует, во-первых вознаграждения или подкрепления, а во вторых, наличия некоторого мотивационного процесса или драйва; при этом под драйвом понимается сильный стимул, который побуждает организм к действию. В рамках этой концепции детскую агрессию рассматривают как результат специфического социального научения [19].

Итак, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший homo sapiens в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций [3]. Сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе [9].

В структурном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве:

1. средства достижения какой-либо значимой цели.

2. способа психологической разрядки.

3. способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении [3].

Агрессивность надо рассматривать как готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения. В этом случае агрессия есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации) [26].

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального, волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выражения компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности - темпераментом, интроверсией и экстраверсией и прочим [3].

Агрессия принимает самые разнообразные формы — явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и так далее.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве [9].

В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривается как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Люнгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни [3].

В настоящее время существует множество видов классификаций агрессии. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одного из полюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию - поведение, при котором агрессия является только средством и направлена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяет Р.Байрон и Д. Ричардсон, К. Додж и Дж. Койе. Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда [3].

По направлению на объект разделяют:

- внешнюю (гетеро) агрессию, характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессии) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Человек набрасывается с кулаками на своего обидчика или «скрывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и прочее;

- внутреннюю (ауто) агрессию, характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Человек мучается «угрызением совести», занимается самонаказанием, а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и тому подобное) [26].

По причине появления выделяют:

- реактивную агрессию – представляющую собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт);

- спонтанную агрессию – появляющуюся без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях) [3].

По форме проявления различают:

- вербальную агрессию - выражение негативных чувств в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику;

- физическую агрессию - использование физической силы против другого человека или объекта [27];

- экспрессивную агрессию – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и прочее. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.

По целенаправленности выделяют:

- инструментальную агрессию - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и прочее [3];

- целевую (мотивационную) - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии [27].

По открытости проявлений существует:

- прямая агрессия –

направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и прочее [3].

- косвенная агрессия – действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика) или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, топанье ногами) [26].

Такая классификация имеет практическую ценность, поскольку человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга [3].

Таким образом, обобщая все перечисленные классификации, можно говорить о том, что к любому проявлению агрессии ведут такие факторы, как ситуация и раздражители, возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Агрессия как внутренняя побудительная тенденция – это неотъемлемая часть личностной динамики, то есть агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями его индивидуального развития. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение [7].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...