Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие литературы в Казахстане в ХIХ в. начале ХХ в.




(А. Кунанбаев, Ш. Кудайбердыулы, М. Дулатов, С. Торайгыров и др.).

Передавая казахская интеллигенция начала 20-х веков считала главным в своей политической деятельности защиту как национальных, так и общечеловеческих ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость о освобождения от колониального рабства, боролась за такие общечеловеческие ценности, как право каждого человека и каждого народа на свою личную свободу.

Лидеры казахской интеллигенции понимали , что для политического просвещения народа необходимо разбудить в нем стремление к знаниям, преодолеть безграмотность. Со страниц национальных газет «Казах», «Казахстан», журналов «Айкап», «Сары-арка», «Абай» и др.

Она выступала с призывом к казахскому народу овладеть знаниями. Особо выделялось развитие языка и литературы. Большинство статей по проблемам казахского языка и литературы принадлежат А. Байтурсынову – первому реформатору казахского алфавита на основе казахской графики, автору трудов «Новый алфавит», «Оку куралы», «Тiл куралы».

Казахская национальная интеллигенция и ее роль в политической жизни Казахстана в начале XX века (А. Букейханов, А. Байтурсынов, Б. Каратаев, Ж. Акпаев и др.)

С момента свершения Февральской революции (1917 г.) начинается бурное развитие общественно-политической жизни. Первый всеказахский съезд состоялся в июле 1917 г. в г. Оренбурге. В повестке дня было 14 вопросов; система государственного управления, автономия, земельный вопрос,- народная милиция, земство, образование,, суд, религиозные проблемы, женский вопрос, участие в учредительном собрании, образование политической партии и т.д. Съезд решил отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе демократической, парламентской и Федеративной Российской Республики. В резолюциях съезда особое внимание обращалось земельному вопросу о, необходимости прекращения изъятия земель, переселения в степь, возвращение конфискованных участков. В качестве депутатов в Учредительное собрание было выдвинуто 81 человек. На первом все казахском съезде произошло образование партии "Алаш". Это событие является знаменательной вехой в многовековой истории казахов. Общественная активность казахской интеллигенции, сплотившейся вокруг газеты "Казах" лод идейным руководством А. Байтурсунова, А. Бокейханова и М. Дулатова, спасла казахский этнос от неминуемого разорения и гибели, которые постигают неорганизованные народы в такие бурные, времена. (Создание Туркестанской. Казахской автономной республики." преобразование ее в союзную необходимо рассматривать в Этом .контексте).

Большим событием в общественно политической жизни казахской степи стали I и II общеказахские съезды. На 11-м общеказахском съезде, прошедшем в декабре 1917 г. в Оренбурге, были приняты важные документы, касающиеся политической судьбы Казахского народа. Так, было принято постановление об образовании казахских областей с названием их «Алаш», и это должно было бы стать основой для образования Казахской государственности. В этом постановлении были отражены злободневные для той эпохи моменты:

Образовать территориально ~ национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

II. Автономии казахских областей присвоить название «Алаш».

III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.

IV. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлёны пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.

V. В целях спасения области Алаш от общего развала, анархии, организовать временный народный совет «Алаш Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением.,.».

В период гражданской войны (1918-1920 гг.) в гг. Оренбург и Самара проходили неоднократные переговоры и совещания казахских и башкирских лидеров. Одним из результатов таких совещаний было решение о создании «Федерации юго-восточных мусульманских областей», формирование башкиро-казахских воинских частей.

3. Валиди в своих воспоминаниях пишет о совещании от 18-21 июля 1918 г. в Семипапатинске. «Когда Саитгерей Магазов приехал в Семипалатинск, там уже были Алихан Букейханов и бывший председатель Кокандской автономии Туркестана Мухамеджан Тынышпаев. Это был первый совместный съезд, организованйый Кокандской республикой, Алаш Ордой и Башкортостаном»,

К сожалению, по многим причинам планам национальных лидеров Туркестана не суждено было сбыться. Весьма обстоятельно о борьбе того периода рассказывается в воспоминаниях Историка и политического деятеля Башкортостана Валидова (он написал эту книгу в эмиграции; «... Я из собственных уст Ленина услышал: центр будет и впредь опираться в прежних Колониях на представителей русского пролетариата, мы же будем пользоваться доверием в той мере, в какой проявим лояльность и верность их «руководству», недоверие к нам сохранится и после победы социализма в пределах России, даже после утверждения социализма во всем мире народы восточных колоний не обойдутся без «руководства» со стороны рабочих еврейских метрополий. . .

Все это родилось в голове самого Ленина «...и мне было ясно, что народы угнетенного Востока, ставших на путь строительства социализма, никогда не будут пользоваться доверием русских коммунистов».

Это открытие поставило национальных лидеров перед необходимостью начать против Советов серьезную и открытую борьбу. Именно в эти дни в Ташкенте Рыску лов, Низам Ходжанов и некоторые другие их единомышленники были выведены из Туркестанской комиссии и Исполнительного комитета Туркестана (ТурЦИК). На их места были назначены другие лица, снискавшие доверие как «интернационалисты».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 584.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...