Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аграрный вопрос и участие казахов в деятельности I – II Государственных Дум России. Деятельность Б.Каратаева, А.Беремжанова.




О заметном подъеме политического сознания казахов свидетельствует участие лидеров казахской интеллигенции в работе Государственной Думы.

После упразднения Петром I земских соборов Россия почти 200 лет не имела общегосударственного представительного учреждения. В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законосовещательного и представительного органа империи.

Но некоторые народы Российской империи, в том числе Средней Азии и Казахстана, лишились избирательного права. Местным властям в самом начале избирательной кампании была дана особая инструкция о категорическом недопущении казахов к выборам как «кочевых и бродячих инородцев». Это вызвало взрыв недовольства и негодования среди казахов. Коренное население края требовало допуска их представителей в Государственную Думу России. Мощная волна протеста, прокатившаяся по всем регионам края, заставила царское правительство пойти на некоторые уступки. Казахи были все же допущены на выборы.

В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии - Салимгерей Жанторе, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Бокейханов и другие. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.

В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области Шаймерден Косшегулулы, Тургайской – Ахмет Беремжанов, Семипалатинской — Темир-гали Нурекенов, Семиреченской — Мухамед-жан Тынышпаев, Уральской — Бахытжан Каратаев и др. Эта Дума заседала тоже недолго: всего лишь 104 дня.

Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В своем пламенном выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян-переселен-цев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ».

Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа. Так, в своем заявлении депутаты Государственной Думы второго созыва Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния, и кочевание не есть приятная и праздная прогулка киргиз по безбрежным степям Азии, а есть тяжелый труд, вызываемый своеобразным капризом природы, в единственных целях поддержки существования».

Другой депутат Шаймерден Косшегулулы одним из первых был выбран в I и II Государственные Думы от Акмолинской области. Он был весьма почитаем среди своих земляков. Был истинным патриотом казахской земли, ярым защитником мусульманства в крае. Он являлся сподвижником видного религиозного деятеля Науана Хазрета. Несмотря на свою популярность в народе, он не был зарегистрирован депутатом из-за незнания им русского языка. Царское правительство проводило политику дискриминации казахов по языковому принципу. На самом же деле царизм опасался радикальных взглядов дважды избранного депутата-акмолинца. Впоследствии за ним была установлена слежка и со стороны региональных властей. Он подвергался неоднократным гонениям со стороны полиции. Он был не только религиозным деятелем, но и одним из дальновидных политиков своего времени. Он посетил Турцию, где встречался с государственными и религиозными деятелями этой страны по вопросу будущего казахского народа.

11.Казахская национальная интеллигенция: формирование, состав, общественная деятельность

Казахская национальная интеллигенция начала складываться задолго до революции Октября 1917 г. Ее численность и структура, уровень образовани я и подготовки определялись общественным стро­ем и условиями жизни. По неполным данным, в дореволюционном крае насчитывалось 3 тыс. учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 244 врача, 393 средних медицинских работника. Малочисленность и нехватка кадров специалистов еще более обострилась в результате гражданской войны и иностранной интер­венции. Так, к 1919 г. на всей территории Казахстана осталось всего 33 врача и несколько ротных фельдшеров. Нелегким и длительным был процесс использования старой ин­теллигенции, переход ее на позиции социализма. 4 апреля 1919 г. ВЦИК объявил амнистию лидерам партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда». Возвращению старой интеллигенции к работе по специальности благоприятствовали также наступлениение долгождан­ного мира, введение нэпа, успешное преодоление последствий двух войн. Тактичное, деловое отношение к старым специалистам, работни­кам умственного труда вообще стало нарушаться с приходом Ф.И. Голощекина в 1925 г. к руководству краевой партийной организа­цией. На III пленуме Казкрайкома ВКП(б) 1926 г. резкой критике подверглись А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Менде-шев, Ж. Аймаутов, С. Ходжанов и др. Вскоре критика переросла в открытые гонения и репрессии против интеллигенции. В 20-30-е гг. высшая школа хотя и росла количественно, не оказала решающего влияния на пополнение рядов специалистов и формирование кадров интеллигенции. Ибо, во-первых, казахстанс­кие вузы и техникумы были еше слабы, во-вторых, потребности в специалистах опережали рост их выпуска. Поэтому на должности специалистов выдвигались рабочие и крестьяне. Для них открыва­лись многочисленные краткосрочные курсы. Массовое перемещение рабочих и крестьян в сферу умственного труда вызвало количественный рост интеллигенции. За 1926—1939 гг. численность занятых умственным трудом в Казахстане выросла в 7,9 раза — с 54 тыс. до 429,8 тыс. человек-'?. Однако это не означало, что в республике сложилась собственная интеллигенция. Значительная часть их не имела соответствующего образования. Удельный вес казахов-специалистов оставался низким. В 1939 г. среди казахов численность интеллигенции составляла 8%30. Нехватка кадров спе­циалистов особенно ощущалась в аульно-сельской местности. В со­ставе работников умственного труда слабо были представлены жен­щины. Пагубно отразились на процессе формирования интеллиген­ции репрессии 1937-1938 гг. В послевоенные годы решающий вклад в дело подготовки кадров специалистов внесли высшие и средние специальные учебные заве­дения. Только за 1945-1957 гг. вузы Казахстана подготовили 43,5 тыс, специалистов, в том числе 16,5 тыс. казахов31. Большое количество их приобрело специальность в учебных заведениях союзных республик. С 1960 по 1977 г. численность казахов-специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве Казахстана, возросла почти в 5 раз (с 65,3 до 315,7 тыс.), русских – примерно в 3 раза (с 202,2 до 601,9 тыс.), украинцев — в 2 с лишним раза (с 33,2 до 82 тыс.), татар – в 3 раза (с 8,3 до 23,8 тыс.), узбеков – в 5 раз (с 2,9 до 14,7 тыс.)32. На рубеже 60-70 гг. завершился процесс формирования казахс­кой национальной интеллигенции. К этому периоду в социальной структуре казахского населения интеллигенция представляла круп­ную социальную общность (в 1959 г. – 16%, в 1970 г. – 25,1%). В 70-х гг. доля казахов в составе работников умственного труда республики выроста до 30%33. Таким образом, потребовалось более полувека после Октябрь­ской революции 1917 г., чтобы в Казахстане сложилась многочислен­ная и стабильная национальная интеллигенция с высоким уровнем образования и основными социально-профессиональными отряда­ми.

12.Развитие образования в Казахстане в ХIХ в. - начале ХХ в.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары. Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусулманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 2911.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...