Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности зарождения и развития очагов промышленности в Казахстане в конце ХIХ в. начале ХХ в.




После окончательного превращения Казахстана в колонию, Россия приступила к более интенсивной разработке его недр. Начались усиленные поиски полезных руд. Русские капиталисты вкладывали свой капитал прежде всего в сферу горной промышленности. Продолжалось расширение заводов по первичной обработке сельскохозяйственного сырья.

Создавались горные управления, ведавшие горными предприятиями Казахстана, подчиненные Министерству финансов.

Путем обмана и подлога документов русские предприниматели арендовали и скупали у казахов за бесценок богатейшие месторождения полезных ископаемых. Так, например, казахские баи в 50-х годах продали за 255 рублей купцу Ушакову Карагандинское месторождение каменного угля. Саранское — за 114, Джезказганское месторождение меди — за 100 рублей.

Горная промышленность была сосредоточена в основном в центральной и восточных областях Казахстана.В начале 80-х гг. добыча металлов и угля в Казахстане по сравнению с 50-ми гг. возросла в несколько раз. Особенно заметен этот рост на примере Карагандинских копей. Успенского рудника и Спасского медеплавильного завода.

Доходной отраслью горной промышленности была добыча золота, которая развивалась особенно интенсивно в 70-80-х гг. Х1Хв. За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13,31 до 23,38 пудов. Золотопромышленники чувствовали себя временными. Они стремились за короткое время получить большие доходы. Богатые прииски быстро истощались и забрасывались.

Уже в конце XIX в. Казахстан стал основным производителем меди в России после Урала и Кавказа.

Развивается и промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, которая к концу XIX в. вытеснила на второй план более старую, горнодобывающую промышленность.

Большинство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Но число предприятий непрерывно росло, вместе с ним возрастало число рабочих и объем валовой продукции. Так, если на территории Казахстана, по неполным данным с 1886 г. насчитывалось 1028 мелких промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, то в 1895 г. их было уже 2 124, соответственно число рабочих увеличилось с 3 432 до 5 493.

Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной .России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость.

Русская буржуазия стремилась создать благоприятные условия для быстрой и дешевой переброски среднеазиатского хлопка во внутренние губернии, а во вновь присоединенные области Средней Азии — изделий русской промышленности.

Прокладывая железные дороги, правительство преследовало и военно-стратегические цели. Введенная в эксплуатацию Закаспийская железная дорога открывала быстрый и дешевый путь для русских купцов и промышленников к богатейшим источникам сырья и рынкам сбыта русских товаров. Уже во второй половине I началась прокладка железнодорожных магистралей по казахской степи. В 1874-1878 гг. была построена Оренбургская железная дорога (Самара-Оренбург), связавшая центральные губернии с Западным Казахстаном, в 1891-1893 гг. была проложена линия Покровская Слобода-Уральск, в 1897г. — Урбах-Астрахань. Однако эти линии пересекали лишь незначительную часть Казахстана. В конце XIX-начале XX вв. была проведена Сибирская магистраль, которая пересекла северную часть современной территории республики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 541.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...