Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебные и производственно-практические издания,




 их роль в обучении и образовании, повышении деловой

Квалификации

Учебные издания служат средством образования и предназначены для систематического изучения комплекса соци­ально-эконо­миче­ских дисциплин, предусмотренных учебными планами. Они рассчитаны на организованное обучение и группируются по потребительскому адресу (школьники, студенты средних специальных и высших учебных заведений) и видам учебных изданий, выполняющих определенную роль в учебном процессе (учебники, учебные пособия, практикумы, программно-методические материалы).

Для современной учебной литературы по социальным и экономическим наукам характерно большое жанровое разнообразие. Это обусловлено развитием наук, реорганизацией образовательного процесса, внедрением новых информационных технологий. Она отличается полнотой приводимых сведений в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, их точностью и достоверностью, так как проверены общественной практикой. Тематическая направленность учебных изданий отражает весь спектр проблематики социальных наук и общественной практики.

Учебникиподготавливаются в строгом соответствии с учебными программами, и содержат систематическое изложение знаний, подлежащих обязательному изучению. Для них характерна строгость и точность отбора материала, его дозировка, четкая структура, преемственность и методическое единство.

Учебники могут быть посвящены не только определенной отрасли наук, но и отдельной проблеме, теме или вопросу (Всеобщая история государства и права; История социологии в 3 томах; История мировой экономики; Финансовый менеджмент: теория и практика; Финансы фирмы; Прокурорский надзор; Электронные деньги и др.).

Учебные пособия предназначены для углубленного, зачастую самостоятельного изучения определенных разделов курса. Как разновидность изданий, учебные пособия отличаются от учебников тем, что расширяют и углубляют знания, предусмотренные программами. В них оперативно отражаются последние достижения в науке, подробнее рассматриваются результаты исследований и разработок. Они часто содержат новый, ещё не апробированный материал, и в большей степени отражают индивидуальное мнение автора.

По степени сложности и многоаспектности содержания современные учебные пособия больше тяготеют к научным изданиям. Это приводит к тому, что они стали использоваться как в научной, так и образовательной, и практической деятельности разных категорий специалистов.

Учебные пособия могут быть в виде курсов лекций, печатных лекций, хрестоматий (Курс международного права;Хрестоматия по истории государства и права; Трудовое право: вопросы и ответы и др.).

Разновидностью учебных изданий являются практикумы, содержащие практические задания и упражнения, и способствующие усвоению теоретических знаний. Они содействуют приобретению практических навыков, умению использовать знания для решения практических задач (практикумы по административному, хозяйственному, уголовному праву, финансовому менеджменту и др.).

К программно-методическим изданиям относятся учебные программы курсов, учебно-методические пособия и методические рекомендации. Они не содержат изложения фактического материала, а предлагают разные материалы, которые обеспечивают последовательность и методику изучения курса. Для современного образовательного процесса, где половина трудоемкости обучения отводится на самостоятельную работу обучающихся, эти издания выполняют функцию руководства по изучению программного материала или иных дисциплин.

Учебники и учебные пособия являются наиболее важными и фундаментальными изданиями. Их авторами являются высококвалифицированные специалисты, имеющие исследовательский и педагогический опыт и способные научно обобщить накопленный теоретический и эмпирический материал.

В настоящее время, по данным статистики, в общей структуре документального потока социально-экономического комплекса учебные издания преобладают над другими видами изданий. Право их подготовки и издания имеют различные учебные заведения страны. Однако наиболее значимыми являются те учебники и учебные пособия, которые имеют грифы учебно-методических объединений вузов Российской Федерации по специальностям. Они отличаются качеством подготовки и полиграфическим оформлением, большими тиражами и распространенностью среди образовательных учреждений.

В последние годы широкое распространение получили серийные издания учебной литературы: «Высшее образование», «Классический университетский учебник», «Учебники экономического факультета МГУ» (издательство ИНФРА-М); серии «Хочу все знать», «Основы знаний», «Университеты России» (издательство «Юрайт»); «Золотой фонд российских учебников» (издательство «ЮНИТИ-ДАНА») и многие другие.

Анализируя выпуск учебной литературы социально-экономи­ческого комплекса, следует отметить и некоторые тенденции в их подготовке и издании:

ü количественный рост учебников и учебных пособий (включая издания с грифом УМО);

ü наличие большого количества переводных учебников запад­ных специалистов (особенно по экономике);

ü появление новых видов и жанров учебных пособий (вопросы и ответы), наличие серийных изданий;

ü распространение электронных версий учебников и учебных пособий;

ü наличие авторских программ учебных дисциплин и авторских учебников и учебных пособий;

ü расширение географических границ издания учебной литера­туры;

ü удорожание учебной литературы и вследствие этого незначительная экземплярность при комплектовании ее библиотеками и распространении среди обучающихся.

Производственно-практические издания призваны обеспечить специалистов в области экономики, права и других сфер социальной практики материалами для повышения их деловой квалификации или овладения знаниями и навыками в выполнении каких-либо работ. В отличие от учебных изданий, они посвящены конкретному практическому вопросу и носят характер практических советов и рекомендаций. Издаются в виде практических пособий или руководств. Публикуются серийные издания практических пособий («Секреты современного бизнеса», «Портфель делового человека», «Экономика для практиков» и др.) и в виде отдельных изданий (Судоплатов А.П., Лекарев С.В. Безопасность предпринимательской деятельности: практическое пособие. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 382 с.).

В функционировании документального потока научных, учебных и производственно-практических изданий особенно в сфере экономики и права имеется определенная взаимосвязь и преемственность. Так, например, исследование какого-либо направления или темы сопровождается появлением научных публикаций. Позднее, после апробации этот материал отражается в учебных изданиях. После того, как ученые осмыслят и апробируют данные результаты, они могут быть переданы или внедрены в практику. В результате появляются практические пособия и руководства.

Научно-популярные и массово-политические издания,

Тенденции их формирования

Научно-популярные и массово-политические издания (МПИ) выполняют важную социальную функцию, так как осуществляют связь между наукой и обществом и способствуют повышению общей культуры человека.

Научно-популярные издания (НПИ) содержат сведения о теоретических исследованиях и научных проблемах в области социально-экономических наук  в форме, доступной читателям - неспециалистам. Это произведения печати, в которых популяризируются научные знания в области философии, истории, экономики, права, политологии (теории, законы, концепции и т.д.).

Глубина раскрытия проблем в научно-популярных работах зависит от их функционального назначения и потребительского адреса. Как правило, НПИ издаются для массового читателя; для лиц, не являющихся специалистами в данной области знания; для специалистов, работающих в смежных областях науки. Эти издания в большей степени используют специалисты-практики в области экономики и права с целью внедрения результатов научных исследований в свою профессиональную деятельность.

В связи с тем, что НПИ предназначены для читателей, не являющихся специалистами в конкретных областях социально-эко­номического комплекса, материал излагается доступным языком без использования сложных терминов и теоретических конструкций.

Научно-популярные издания могут быть в виде популярных научных монографий, автобиографий, очерков. НПИ выходят в виде серийных изданий (например, серии «Россия в прошлом, настоящем и будущем», «Историческое расследование», «Российские академики об экономике», «Век и личность», «Жизнь замечательных людей» и многие другие).

В отличие от научно-популярных  массово-политические издания (МПИ) относятся к средствам массовой коммуникации, и ее целью является агитация и пропаганда.

Главная особенность МПИ в том, что их содержание и форма полностью зависят от политической конъюнктуры текущего исторического момента. В этом ее сила и слабость, поскольку смена политической конъюнктуры влечет за собой изменение содержания и формы этих изданий.

Эту тенденцию мы наблюдаем после 1992 года. До этого периода массово-политические издания находились на службе КПСС и выполняли идеологическую функцию. Миллионными тиражами издавались материалы съездов и пленумов Центрального Комитета партии, речи и выступления ее руководителей. Эти издания должны были мобилизовать людей для решения задач, сформулированных в партийных документах. Теоретико-пропагандистские работы разъясняли положения коммунистической идеологии и формировали у людей соответствующее мировоззрение. Публицистические издания с помощью образных средств воспитывали советского человека в духе кодекса строителей коммунизма.

Сокращение выпуска МПИ началось в период перестройки (конец 80-х - начало 90-х годов). Исчезла марксистско-ленинская литература и стала меняться тематическая структура документального потока.

Эпоха перестройки позволила восстановить историческую память. Стали издаваться письма и дневники российских монархов, воспоминания участников белого движения и эмиграции первой волны, деятелей партии, имена которых были под запретом (Н. Бухарин, Л.Троцкий и т.д.). Появились мемуары деятелей перестройки (М. Горбачев, Б. Ельцин, А. Собчак). Они приоткрывали тайные пружины власти и скрытые мотивы политических действий.

Агитационно-пропагандистские функции стала выполнять религиозная литература. Интерес к ней был сформирован давно и со снятием запрета хлынул мощный поток этих изданий. Мы опять имеем теоретико-пропагандистские издания, толкующие мировоззренческие вопросы не с материалистических позиций, а с религиозных.

Появилась новая массово-экономическая книга, направленная на формирование нового экономического мышления не только предпринимателей, но и всего населения страны. Задача правового просвещения российского общества выдвигает на повестку создание массово-просветительских изданий, формирующих правовое сознание общества. МПИ становятся средством упорядочения текущей политической жизни, поскольку активизируется деятельность политических партий и блоков, избирательных кампаний. Происходит обновление методов и приемов воздействия на аудиторию.

Объектом воздействия пропаганды всегда является массовое сознание общества. Ее задачи заключаются в том, чтобы информировать людей о событиях и проблемах внутренней и международной жизни государства, международной политики, разъяснять и комментировать передаваемую информацию.

 МПИ на современном этапе должны не наставлять и навязывать человеку готовые ответы на все вопросы, а давать необходимые сведения по тому или иному вопросу. В центре МПИ должна быть не агитация, а информация. Человек сам должен делать выводы и свой выбор.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...