Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как источники социальной информации




Важную роль в оперативном информировании людей обо всех сторонах жизни мирового сообщества, новейших достижений науки и техники занимают периодические издания. Они выходят через определенные промежутки времени, имеют постоянное для каждого число номеров или выпусков, одинаковое заглавие, объем, формат и однотипное оформление. К ним относятся газеты, журналы, бюллетени.

Наряду с высокой степенью оперативности, материалы прессы отличаются актуальностью тематики и разнообразием содержания. Они обладают большим эмоциональным воздействием, связанным с многообразием жанров публикации, повсеместностью распространения, широтой читательского назначения. Периодическое издание является одним из основных средств в системе массовой коммуникации.

По имеющимся данным в России выпускается около 6 тысяч газет и свыше 5 тысяч журналов.

Газета – это периодическое издание, выходящее через короткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическими, научным, производственным и другим вопросам.

Газета является носителем текстовой информации, характер которой отличает газету от других изданий. На ее содержание оказывает влияние динамические процессы жизни. Предметом газетной информации являются текущие события и факты. Газете присуща событийная информация, в основе которой новость или информационный повод. В ней отражается оперативная информация, которая реализуется через такие жанры как репортажи, хроники, интервью, заметки, пресс-релизы, корреспонденции. В газете публикуются статьи, обозрения, очерки, фельетоны, комментарии, читательские письма, рецензии и другие материалы. Таким образом, помимо событийной информации в газете присутствует аналитическая информация, а также художественно-публицистическая.

Ведущим признаком при формировании различных типов газет является функциональное назначение. Оно обусловлено определенными потребностями общества, различных общественных групп, политических партий и организаций. Исходя из этого признака, газеты подразделяются на общеполитические, специализированные и рекламные.

Общеполитические газеты отличаются универсальностью тематики. Они обеспечивают гласность всех сфер общественной жизни и способствуют формированию целостной информационной картины текущей социально-экономической жизни («Российская газета», «Известия», «Комсомольская правда», «Труд»).

Специализированные газеты базируются на определенной сфере общественной жизни и деятельности (политической, экономической, производственной). Они адресуются конкретным группам читателей («Экономика и жизнь», «Экономическая газета», «Экономические новости», «Бизнес и банки», «Торгово-промышленные ведомости», «Юридическая газета», «Юридический вестник»).

Рекламные газеты предназначены для информирования о товарах и услугах, предоставляемых населению и организациям.

По месту издания газеты могут быть центральными, региональными и местными (городскими, районными). К местным газетам относятся и корпоративные многотиражные газеты, издаваемые и распространяемые в пределах учреждений или предприятий (компаний, вузов).

По издающим организациям выделяются газеты государственных, партийных, профсоюзных, коммерческих, религиозных организаций, творческих союзов, обществ.

Важные структурные и качественные преобразования происходят в системе общественно-политических и экономических газет. Они учитывают гамму общественных потребностей, поэтому у каждой газеты есть своя читательская аудитория.

Журнал как периодическое издание содержит статьи и рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам. Журнал как источник информации имеет свою специфику. Это регулярность его выпуска, тематическую направленность содержания, наличие публикуемых материалов в виде статей и другие особенности. Информация, содержащаяся в журнале, менее оперативна, чем в газете, но разнообразнее, поскольку в нем публикуются первичные и вторичные материалы (обзоры, рецензии, рефераты).

По потребительскому адресу различают журналы для специалистов в области социальных наук и для неспециалистов – массового читателя и отдельных его групп.

Журналы для специалистов призваны содействовать профессиональной деятельности своих читателей. В них публикуется материал о результатах научных исследований и практических разработках; материалы практического характера; дается информация о состоянии дел в конкретной области и отрасли деятельности; сообщения о профессиональных достижениях; публикуются ведомственные материалы, отчеты и практические советы специалистов.

Группа специалистов неоднородна, поэтому для них выпускаются журналы разного функционального назначения: научные, научно-практические, производственно-практические. Типологическая группировка журналов на подвиды условна, так как не всегда удается с достаточной степенью точности отделить издание теоретического характера от научно-практического или научно-мето­диче­ского.

Научно-теоретические журналы предназначены для специалистов-исследователей, занимающихся научной деятельностью. Это журналы по различным отраслям социальных и экономических наук, издаваемые академическими институтами РАН («Вопросы философии», «Вопросы экономики», «Государство и право», «Отечественная история», «Мировая экономика и международные отношения», «Социологические исследования», «Латинская Америка», и др.). По тематике научно-теоретические журналы подразделяются на отраслевые, регионально-страноведческие («США: политика, экономика»), тематические («Проблемы прогнозирования», «Проблемы теории и практики управления»).

Назначение этих журналов – дать первичную информацию о новых достижениях в области социальных и гуманитарных наук. В них публикуются статьи теоретического и исторического характера, проблемные, дискуссионные, дается хроника научных событий. Регионально-страноведческие журналы отражают весь спектр общественно-политической и экономической жизни народов разных стран. Эти журналы являются трибуной обмена опытом исследований, мобилизуют ученых на решение актуальных для каждой науки проблем.

Научно-практические журналы предназначены для специалистов-практиков высокой квалификации, занятые производственной деятельностью. Их цель – содействовать внедрению научных разработок в практику, осмыслить практический опыт на теоретическом уровне. Эти журналы призваны повышать профессиональную квалификацию специалистов-практи­ков. Издающими организациями таких журналов являются министерства и федеральные агентства («Личность. Культура. Общество», «Финансы», «Экономист», «Менеджмент в России и за рубежом», «Маркетинг в России и за рубежом», «Банковское дело», «Налоговый вестник», «Законодательство и экономика», «Юрист», «Адвокат», «Внешняя торговля» и др.).

Производственно-практические журналы адресуются специалистам-практикам определенной отрасли деятельности и посвящены достижениям в этой сфере деятельности, разработке различных методик, опыту работы. Публикации в журналах отличаются небольшим объемом, свободным изложением материала Их также издают министерства и ведомства («Маркетинг», «Управление персоналом», «Бухгалтерский учет», «Российский адвокат», «Социальное обеспечение» и др.).

Для читателей-неспециалистов, т.е. массового читателя издаются научно-популярные и общественно-политические журналы. Они призваны формировать научное мировоззрение, политическую культуру населения и популяризировать достижения социально-экономических наук и общественной практики. Они имеют разный потребительский адрес и разнообразную тематику («Наука и религия», «Наука и жизнь», «Человек и закон», «Человек и труд», «Профсоюзы», «Пульс» и др.).

Вся совокупность периодических изданий, отражающих общественно-политическую тематику, все типы журналов, имеющих различный потребительский адрес, образуют систему периодических изданий. В зависимости от того, какой признак положен в основу организации системы изданий, она может рассматриваться как целый ряд подсистем:

· отраслевые подсистемы, представленные журналами по отдельным отраслям социально-экономических наук;

· функциональные подсистемы, предназначенные для содействия управленческой, научной, производственно-практиче­ской, образовательной и самообразовательной деятельности;

· подсистема изданий, организованная по потребительскому назначению;

· издательские подсистемы, обеспечивающие подготовку и выпуск журналов (академические, министерства и ведомства, общественные издающие органы).

Между всеми этими изданиями существует взаимосвязь. Поэтому при рассмотрении изданий необходимо определить место и роль каждого из них в этой системе, его функциональное назначение, потребительский адрес, тематическое направление, издательскую принадлежность.



Современная деловая пресса

Переход к рыночным отношениям вызвал большой спрос на экономическую и коммерческую информацию. В этих условиях произошло значительное изменение инфраструктуры российской прессы. Возникли новые потребности и появилась «деловая пресса».

Это название объединило десятки печатных изданий самого разного направления: от небольшого рекламного листка до солидного и богато иллюстрированного журнала. Отличаясь друг от друга по форме и содержанию, эти издания предназначены обеспечить делового человека (промышленника, предпринимателя, банкира, коммерсанта) соответствующей информацией, способствующей принятию стратегических и тактических решений. Деловое периодическое издание призвано выдавать факты, характеризовать тенденции, динамику событий.

В системе деловых периодических изданий просматриваются несколько групп. Это прежде всего информационно-аналитические газеты и журналы как комплексной тематики («Бизнес и банки», «Экономика и жизнь», «Современное управление», «Деловая Москва»), так и издания, специализирующиеся в отдельных отраслях экономики и бизнеса («Финансовая газета», «Налоги», «Банковские услуги», «Аудитор», «Деньги и кредит», «Рынок ценных бумаг», «Современное право» и др.). В структуре деловых изданий появились информационно-рекламные издания и газеты бесплатных объявлений. Деловая пресса издается и активно поддерживается ассоциациями и объединениями бизнесменов и предпринимателей.

Анализируя тенденции формирования журнального потока деловых изданий, следует отметить, что значительно увеличилось количество журналов экономико-правовой тематики; происходит дифференциация журналов как по тематике, так по потребительскому адресу; видовая структура изданий пополнилась аналитическими и информационно-аналитическими изданиями; появились компьютерные версии журналов; новые учредители журналов и издающие организации; активно развивается сектор деловых периодических изданий в регионах России.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...