Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статья подготовлена при поддержке




 Германской службы академических обменов (DAAD).

 

 

Аннотация. В статье анализируются концепты символической политики, предложенные М. Эдельманом, У. Сарцинелли, Т. Майером, А. Дернером и др. Автор описывает театральную, драматологическую и перформансную модели символической политики, а также сравнивает культурно-антропологический и семиотический подходы к этому феномену.

 

Ключевые слова: символическая политика, политическое инсценирование, политология символических форм, политическая семиотика.

 

Summary. The concepts of symbolic politics proposed by M. Edelman, W. Sarcinelli, T. Meyer, A. Dörner, and others are examined in the article. The author describes theatrical, dramatological, and performance models of symbolic political actions. Further, the cultural anthropological and the semiotic approaches to this phenomenon are compared.

 

Keywords: symbolic politics, political staging, political study of symbolic forms, political semiotics.

СПРАВКА ОБ АВТОРЕ

 

имя, отчество и фамилия: Сергей Петрович Поцелуев

ученая степень: доктор политических наук

ученое звание: доцент

место работы: кафедра теоретической и прикладной политологии       

                    факультета социологии и политологии

                      Южного федерального университета

контактные данные: E-mail: spotselu@mail.ru

                              тел. служеб.: 863-3006307

                              тел. моб.: 89034037294

 

 


[1] Американский политолог Х. Паунс, анализируя рецепцию теории символической политики М. Эдельмана спустя четверть века после публикации его известной книги «The Symbolic Uses of Politics» [Edelman, 1964], отмечает, что эта теория стала в США предметом широкой междисциплинарной дискуссии. По словам Паунса, представителям риторики она помогла очертить границы между драмой и политикой; среди юристов она участвовала в спорах вокруг «критического правоведения»; в исследованиях стран «третьего мира» она предсказала появление «теории личной власти» Карла Росберга и Роберта Джексона, продемонстрировав, каким образом элиты этих стран поддерживают дисбалансы между этническими группами. В американистике теория символической политики предвосхитила появление новых социальных движений (или «single issue movements»), а также политиков, организующих символические акции в ходе предвыборных кампаний [см. Pouncy, 1988, p. 785].

[2] Здесь и далее мы будем употреблять выражения «символический акт» и «символическое действие» как синонимы.

[3] Здесь и далее мы будем употреблять выражение «политико-символический» как производное от термина «символическая политика».

[4] Х. Паунс ссылается на изложение сути этой программы в фундаментальном труде известного американского ученого А. Бентли: Bentley A. The Process of Government. Ed. and introduc. by P.H. Odegard. – Cambridge: Belknap/Harvard University Press, 1967 [cм. Pouncy, 1988, p. 783].

[5] Мы используем в данной работе несколько искусственный термин «инсценирование» как русскую кальку с нем. «Inszenierung» ввиду того, что близкие по смыслу термины «инсценировка» или «постановка» не вполне выражают суть дела. Более подробную трактовку данных терминов см. в разделе «Символическая политика как инсценирование: три модели».

[6] См.: «Ritual is transformative, ceremony confirmatory» [Turner, 1972, р. 339].

[7] По словам Б. Малиновского, миф «излагается для того, чтобы утвердить веру, чтобы засвидетельствовать прецеденты обряда» [Малиновский, 1998, с. 281]. На примере ритуализации политических конфликтов М. Эдельман показывает единство мифа и ритуала в современных западных демократиях. По его словам, ритуализация политических конфликтов способствует «восприятию мифа расой политических зрителей: мифа о защищенных законом требованиях, а также о политике, которая базируется на принципе всеобщей справедливости и не идет на уступки в переговорах с отдельными группами» [Edelman, 1990, S. 83].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...