Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Непараметрические критерии для независимых выборок по критерию U Мана – Уитни ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Статистические гипотезы подразделяются нулевые и альтернативные, направленные и ненаправленные. Нулевая гипотеза– это гипотеза об отсутствии различий. Она обозначается как H0 и называется нулевой потому, что содержит число 0: X1- Х2=0, где X1, X2 – сопоставляемые значения признаков. Нулевая гипотеза – это то, что мы хотим опровергнуть, если перед нами стоит задача доказать значимость различий. Альтернативная гипотеза– это гипотеза о значимости различий. Она обозначается как H1. Альтернативная гипотеза – это то, что мы хотим доказать, поэтому иногда ее называют экспериментальной гипотезой.
Рисунок 20
Рисунок 21
Конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, бегство – избегание, поиск решения проблемы, положительная переоценка по критерию U Мана – Уитни: нулевая гипотеза откланяется. Это говорит о том, что в показателях двух групп есть значительные различия.
Принятие ответственности по критерию U Мана – Уитни: нулевая гипотеза принимается. В исследуемых группах нет различий показателей по шкале принятие ответственности.
Критерий Манна-Уитни
В результате исследование копинг стратегии у пожилых людей проживающих в семье преобладают: поиск решения проблемы (средний ранг 28,78), поиск социальной поддержки (средний ранг 27,93), положительная переоценка (средний ранг 26,30). У одиноких пожилых людей преобладает бегство – избегание (средний ранг 30,0), дистанцирование (средний ранг 30,03). Хотя, одинокие пожилые люди могут использовать и эффективные стратегии, такие как, например, принятие ответственности (средний ранг 21,60) - признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения. Ярко выраженное дистанцирование (средний ранг 30,03) у одиноких пожилых людей, чем у пожилых людей, проживающих в семье (средний ранг 10,98) говорит о том, что они, столкнувшись с жизненными трудностями, стараются отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. Так же сдержанно оценивают контакты и стараются ограничивать дистанцию при коммуникациях. Шкала бегство - избегание у одиноких пожилых людей (средний ранг 30,0) преобладает больше, чем у пожилых людей проживающих в семье (средний ранг 11,0). Одинокие пожилые люди в трудной жизненной ситуации уходят от проблемы, не стараются решить ее или пытаются не думать о ее решении вообще. Шкала конфронтация преобладает у одиноких пожилых людей (средний ранг 24,50) по сравнению с пожилыми людьми, проживающими в семье (средний ранг 16,50). Это значит, что одинокие пожилые люди больше используют межличностную агрессию, чтобы справиться со стрессом. Стратегии агрессивного поведения помогают им разрядить внутреннее напряжение. Так же значение шкалы принятие ответственности незначительно преобладает в группе одиноких пожилых людей (средний ранг 21,60), чем у пожилых людей, проживающих в семье (средний ранг 19,40). Одинокие пожилые люди признают свою роль в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения. Самоконтроль преобладает больше у одиноких пожилых людей, (средний ранг 25,88), чем у пожилых людей, проживающих в семье (средний ранг 15,13). Это значит, что одинокие пожилые люди, в большей степени направляют все свои усилия по регулированию своих чувств и действий, чем пожилые люди, проживающие в семье. У пожилых людей в семье, преобладает поиск социальной поддержки (средний ранг 27,93), чем у одиноких (средний ранг 13,08). Пожилые люди в семье ориентируются на взаимодействие с другими людьми, ожидают внимания, совета, сочувствия, чувствуют потребность в эмоциональнойподдержке, проявляется в стремлении быть выслушанным, получить эмпатичный ответ, разделить с кем-либо свои переживания. Положительная переоценка лидирует у пожилых людей, проживающих в семье (средний ранг 26,30), чем у одиноких пожилых людей (средний ранг 14,70). Пожилые люди в семье создают усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, включая также религиозное измерение. Столкнувшись с трудной жизненной ситуацией, ищут смысл случившегося с фокусированием на положительных аспектах, переосмысление себя, своих отношений и жизненных ценностей, направляют свои мысли на извлечение выводов, нахождение пользы/выгоды из сложившейся ситуации. Следования пословицы «Все что ни делается, все к лучшему».При этом сохранение веры, надежды и оптимизма. Одинокие пожилые люди в меньшей степени прибегают к планированию решения проблемы (средний ранг 12,23), чем пожилые люди, проживающие в семье (средний ранг 28,78). Пожилые люди в семье активно взаимодействуют с внешней ситуацией, с информацией и людьми, сознательно делают попытки в решении проблемы.
Анализируя результаты исследования способов совладания по методике Р. Лазаруса и С. Фолкман в группе одиноких пожилых людей, мы можем заключить, что в поведении испытуемых преобладают следующие доминирующие стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией: бегство-избегание, дистанцирование, столкнувшись с жизненными трудностями, стараются отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. Так же сдержанно оценивают контакты и стараются ограничивать дистанцию при коммуникациях. То есть в большинстве своем неэффективные стратегии являются преобладающими для данной группы. Данная тенденция указывает, что пожилые люди, проживающие в семье, предпочитают в сложных жизненных ситуациях активнее совершать произвольные, специально предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. В то время как преобладающими для группы одиноких пожилых людей являются избегание (перенос) ответственности, дистанцирование от проблемы (откладывание ее решения) принятие ответственности. Заключение Была изучена проблема копинг – стратегии у одиноких пожилых людей. В результате эмпирического исследования мы выяснили, что у пожилых людей, проживающих в семье и одиноких пожилых людей существуют особенности в выборе копинг-стратегий. 1. Пожилые люди, проживающие в семье, чаще стремятся использовать более конструктивные пути адаптации по отношению к трудным ситуациям, связанные с ее изменением и получением позитивного опыта. И наоборот, одинокие пожилые люди чаще используют неэффективные стратегии совладания такие как дистанцирование, бегство и избегание. 2. Одинокие пожилые люди чаще избегают проблемы и реже обращаются за помощью и ищут социальной поддержки, чем пожилые люди, проживающие в семье. 3. Одинокие пожилые люди, столкнувшись с жизненными трудностями, стараются отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что проживание в семье способствует выбору пожилого человека более эффективных стратегий поведения в проблемно-стрессовой ситуации. В то же время, одинокие пожилые люди чаще выбирают неэффективные стратегии поведения (дистанцирование, бегство и избегание), чаще избегают проблемных ситуаций, отступают от намеченных целей, реже обращаются за помощью. Исходя из данных, можно сделать вывод о том, что субъективное восприятие старости пожилыми людьми, проживающими в семьях, намного позитивнее (в сравнении с одинокими пожилыми людьми), т.к. ориентировано на родных и близких людей, их заботу о себе, общение с ними, внимание с их стороны. Семья играет исключительную роль, эта уникальная, ничем не заменимая система поддержки для пожилых людей. Удовлетворенность своим положением в семье, принятие семейных ролей и функций - эти факторы не только определяют степень реального участия пожилых людей в жизни семьи, но также побуждают их принимать вполне определенные решения, связанные и с вне семейной деятельностью. Находясь в семье, пожилые люди могут надеяться на безопасность и не бояться трудностей, с которыми им придется сталкиваться. У пожилого человека, проживающего в семье, есть чувство в своей полезности, что помогает ему в определённой мере адаптироваться к периоду старости. Одиночества – очень тяжелое переживание, связанное с утратой существенно значимых жизненных ценностей, либо близкого человека, либо ощущение покинутости, ненужности. Оно отражает психофизическое состояние пожилого человека, затрудняя его адаптацию к новым условиям. Одинокие пожилые люди находятся в «замкнутом круге» своего одиночества, выбирают копинг-стратегии бегства–избегания, ухода в себя, а иногда, погружаясь в депрессию. Чувство одиночества – это сложный и неоднозначный феномен, поскольку объединяет в себе богатый спектр эмоций, состояний и порождается различного рода причинами. Вариативность причин его появления велика. Осознание и принятие одиночества – это сложное и тяжелое испытание для личности. Оно, в свою очередь, затрудняет выбор людьми продуктивных стратегий совладания. Многие данные говорят о ведущей роли социальной изоляции как причины одиночества, широко распространенного в обществе, поэтому необходимо более тщательно изучать межличностные отношения как важный фактор совладания с одиночеством. Предполагаемая гипотеза: одинокие пожилые люди чаще используют неэффективные стратегии совладания (дистанцирование, бегство и избегание) в трудных ситуациях по сравнению с пожилыми людьми, проживающими в семье – доказана. Мы полагаем, что полученные данные могут быть полезны психологам и социальным службам при работе с одинокими пожилыми людьми. Литература Список литературы 1. Анцифрова Л.И. Новые стадии поздней жтзни: время теплой осени или суровой зимы// Психологический журнал. 1994 №3, с.99 - 105 2. Ермолаева М.В. Практическая психология старости/М.В. Ермолаева – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс. – 2009. – 320 с. 3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М:, Московский психолого-социальный институт, 2003 г.http://www.exponenta.ru/ 4. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c. 5. Камынина, И.В.Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Монография. / Камынина Ирина Владимировна// 6. Корчагина С.Г. Психология одиночества. М.: Эксмо-пресс, 2008. - 288с. 7. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112. 8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография.- Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аванттул», 2007 - 60с. 9. Левченко А.В. Переживание одиночества в пожилом возрасте./ Левченко А.В. // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», 2014. - № 10 (116) - с. – 199. 10. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг–процессы. – М.: Медицина, 1966. – 466 с. 11. Нартова-Бочавер С.К. «CopingBehavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30. 12. .Покровский Н.Е. Одиночество в зеркале философской культуры // Перепутья и тупики буржуазной культуры. М. , 1986. 13. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований/ Рассказова Е.И., Гордеева Т.О.//Психологические исследования. 2013. № 28. 14. Сонин М.Л. ДыскинА.А.Пожилой человек в семье и обществе. – М,2006 15. Харламов А. А. Особенности копинг – поведения в группе пожилых людей/ Харламов А. А.//Международный студенческий научный вестник. Курск. 2013. – февраль. 16. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. Учеб.пособие. – М.:Академия,2005. – 208с. 17. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. - Киев: 1991. - 270 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 349. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |